пятничные котики
minsk_by — 25.01.2013 Мне б нарадзіцца шэрым віленскім катомТакою ж шэрай восеньскай гадзінай,
Каб быць прыродным, паўнапраўным і адзіным
Тых пляцаў, вуліцаў, дамоў гаспадаром.
Зьміцер Бартосік
Как известно, минчане любят животных. Почти у каждого живет дома кошка или собака, на худой конец – хомячок или кролик. Те, кому лень гулять с собаками и убирать за кроликами, заводят аквариумных рыбок; интроверты обзаводятся черепашками, мизантропы – тарантулами, а наиболее флегматичные из представителей креативного класса наблюдают за внутренним миром и повадками виноградных улиток. Даже любители голубей встречаются: у меня по соседству притаилась действующая голубятня, выглядящая так, как будто перенеслась в наши дни прямиком из середины прошлого века! Но я, в этом посте, хочу поговорить о другом – темой моих размышлений стали те домашние животные Минска, которые дома не имеют.
В минских дворах и подвалах обитает большое количество кошек и собак. Значительное их количество выбросили на улицу их бывшие хозяева (которых, по какому-то юридическому недоразумению, принято относить к человеческому роду, а не к странным и опасным мутантам, которых человечеству – для собственной безопасности – следовало бы уничтожить… впрочем, речь не об этом), но многие – возможно, большинство – из этих хвостатых минчан на улице и родились.
Настоящие минчане – добры и отзывчивы, и часто справедливо полагают, что у бездомных домашних животных должен быть дом. Лично я в таких вопросах менее категоричен: считать, что рожденной на улице кошке непременно нужен хозяин – все равно, что полагать, будто любая незамужняя половозрелая минчанка непременно стремится выйти замуж. То есть, так же, как я могу допустить, что какая-то минчанка не собирается менять свою независимость на священное право варить мужу борщ и стирать его носки, я готов допустить, что для (некоторых, во всяком случае) дворовых кошек их свобода важнее чем
Многие минчане солидарны со мной в этом вопросе: в нашем любимом городе (в его «старой» части, во всяком случае (за Малиновку, Шабаны и Каменную Горку я вам не скажу, как говорят в Одессе)) широко распространена практика регулярного подкармливания жильцами кошек и собак, обитающих в их дворах. Кормили их в пору моего детства, кормят и сейчас. Причем, вопреки популярным представлением, подкармливают дворовых кошек отнюдь не только старушки, сующие свой нос в чужие дела и перемывающие на лавочке косточки соседям: на моей лестничной площадке, скажем, живет девчонка лет двадцати пяти, которая регулярно выносит во двор лоточек с мясными обрезками (домашний кот у нее, кстати, тоже имеется).
Не всегда эта освященная десятилетиями традиция находит понимание у соседей, особенно, когда они из «новых минчан». Не так давно, ваш покорный слуга был вынужден вступиться за одну бабушку, которой некий
Кстати, о Риме – как известно, бродячие кошки, проживающие на развалинах Римского Форума и исторического центра вообще, получили в 2001 году статус «биокультурного наследия». То есть, было сочтено, что даже Рим – город, по красоте и величию не имеющий себе равных – потеряет что-то ценное и невосполнимое, если с его улиц исчезнут 120 тысяч бродячих кошек! Поэтому кошек в Риме не гоняют и не обижают; сотни волонтеров кормят их, оказывают медицинскую помощь, стерилизуют их помаленьку (потому что 120 тысяч кошек - это прекрасно, а вот полмиллиона, наверное, было бы слишком много). Кошачье сообщество и само посильно участвует в финансировании этих проектов, за счет продажи туристам открыток и сувениров с кошачьей символикой.
Мне кажется, что в нашем любимом городе следовало бы принять аналогичную программу: прекратить отлов дворовых кошек и собак, обязать ЖЭСы заботиться по мере сил о проживающих на их территории хвостатых, через социальную рекламу поощрять «шефство» над четвероногими бродягами со стороны самих граждан, ввести воспитательную программу «Покорми котика!» в младших классах школ, и прочия, и прочия, и прочия.
Вероятней всего, начинать надо было бы со «старых» районов Минска – тех, где и сейчас бездомная кошка в любой день найдет блюдце с молоком или кусок «ливерки», где жильцы домов сами высаживают цветы на клумбах у подъездов, где все здороваются друг с другом и развешивают выстиранное белье прямо во дворах, не опасаясь, что кто-то может его украсть. Однако, когда эти нововведения появятся, то очень скоро (я верю в это!) и жильцы Малиновки и Лошицы решат, что и они ничуть не хуже, и тоже станут ухаживать за живущими в их дворах барбосами и мурзиками. И это будет хорошо, и даже замечательно – потому, что пойдет на пользу как четвероногим минчанам, так и двуногим, сделав их сердца отзывчивей, добрее и мягче. Кроме того, горожанин должен понимать. что зона его ответственности не кончается дверьми его квартиры, что он в ответе и за то, что происходит в его подъезде, и в его дворе, и в его городе в целом.
А вы что по этом поводу думаете, мои дорогие минские любители собак, кошек, морских свинок, белых мышей, розовых слонов, покемонов и бакуганов?