Пятиконечная звезда, залп Авроры и луч Рентгена.

топ 100 блогов blog_1010124.06.2020

Пятиконечная звезда, залп Авроры и луч Рентгена.
Фотография с  сайта https://photosight.ru/


крейсера «Аврора» В.С.Кравченко записал в дневнике: «Идея применить аппарат Рентгена оказалась весьма удачной и своевременной... успех превзошел все ожидания... Я улыбался, вспоминая голоса скептиков, уверявших, что применение рентгена на линейных судах невозможно... Раненые исследовались... стоя, сидя или лежа на операционном столе, без снимания повязок и одежды. Большую услугу оказали мне йодоформенные тампоны, заведенные в раны: они не просвечивали...» Первое применение х-лучей в военном деле с помощью передвижного рентгеновского
аппарата, по-видимому, произошло во время восточно-азиатской (китайской) экспедиции в 1900–1901 гг. Портативными аппаратами Siemens-Halske была укомплектована германская армия. Они размещались на конной повозке «артиллерийского типа», в которой были размещены динамо-машина (генератор переменного тока) и приводивший ее в действие бензиновый двигатель. В русской армии в самом начале войны вопрос об организации передвижных «летучих» рентгеновских кабинетов по инициативе профессора Н. А. Вельяминова обсуждался во Всероссийском обществе Красного креста, сыгравшем колоссальную роль в организации и комплектовании лазаретов, госпиталей, санитарных поездов и автоотрядов. Технический проект автомобиля-рентгеновского кабинета подготовил инженер Николай Александрович Федорицкий. Инженерэлектрик, инженер-технолог, действительный статский советник Федорицкий был одним из наиболее талантливых русских инженеров. Благодаря его разработкам русский флот, возрождаемый после разгрома в русско-японской войне, использовал новейшие электротехнические приборы. Даже перечень разработок Федорицкого впечатляет: электрический машинный телеграф эсминцев типа «Новик», приборы управления артиллерийским огнем линейных кораблей типа «Евстафий», дифференциальная муфта в приводе вертикального руля, служащая для быстрого перехода с электрического управления на ручное для подводных лодок типа «Декабрист», электроприводы рулей и якорных механизмов для линейных крейсеров типа «Измаил». Механический дифференциал Федорицкого до сих пор применяется в трансмиссии переднеприводных автомобилей. Созданная Николаем Александровичем рентгеновская трубка оказалась не хуже заграничных, и 1 мая 1913 г. в Санкт-Петербурге на набережной Фонтанки, 165, где располагалась его мастерская, в двух комнатах он открывает небольшой завод. В конце 1913 г. Федорицкий впервые представляет трубки своего производства на выставке хирургического съезда в Музее Пирогова (ныне – часть экспозиции Военно-медицинского музея в Санкт-Петербурге). Мастерская получила заказы, и производство стало понемногу расширяться, стремясь удовлетворить растущий спрос. В июле 1914 г. началась Первая мировая война, прекратилась поставка рентгеновских трубок, которая велась преимущественно из Германии, а спрос на трубки в связи с потоком раненых чрезвычайно вырос. Федорицкий был приглашен к Верховному начальнику санитарной и эвакуационной части принцу Александру Петровичу Ольденбургскому. По результатам встречи заводу был выделен кредит на расширение производства и военный заказ. В течение двух недель производство было спешно расширено и превратилось в Первый русский завод трубок Рентгена. Эмблемой завода стала пентаграмма (пятиконечная звезда) в круге, вокруг звезды располагались буквы: ПРЗРТ. Весь сложнейший процесс изготовления рентгеновских трубок из поставляемых стеклянных и металлических заготовок происходил по оригинальным технологиям завода. Кроме трубок завод выпускал экраны, прерыватели, конденсаторы, штативы и другое оборудование для рентгеновских кабинетов. По просьбе Н. Д. Папалекси, заведующего опытной лабораторией одного из первых русских радиозаводов (впоследствии академика), на заводе Федорицкого в 1916 г. было освоено производство радиоламп («катодных реле» – по терминологии того времени). В Москве, где размещалось огромное количество раненых, создание рентгеномобилей шло самостоятельным путем. Опыты «по приспособлению рентгеновского кабинета для перевозки на большие расстояния (100 верст и больше)» начались в лаборатории профессора П.П. Лазарева после его доклада во Всероссийском земском союзе. Руководил проектированием установки, а затем ее эксплуатацией сотрудник лаборатории Н.К. Щодро. Чтобы сэкономить бензин и удешевить эксплуатацию, автомобиль оснастили дополнительным легким керосиновым двигателем, который применяли для приведения в действие динамо-машины. Рентгеновский аппарат располагался в деревянном ящике с ручками для переноски, 48-метровый электрический кабель, соединяющий автомобиль с рентгенаппаратом, накручивали на специальный вал и снабжали телефонным проводом, чтобы персонал мог поддерживать связь между автомобилем-кабинетом и вынесенной в лазарет станцией. Стоимость кабинета со всеми приспособлениями оценивалась в 7 тыс. руб., в которые включены и 4,5 тыс. руб. стоимости шасси. Каждый снимок без учета амортизации оборудования обходился в 2 руб. Экипаж автомобиля состоял из трех человек: рентгенолога, санитара и шофера-механика. При работе в госпиталях в помощь экипажу полагалось еще 2 санитара. П. Г. Мезерницкий (1878–1943 гг., российский врачфизиотерапевт, один из основателей лучевой терапии в России) приводит статистику работы только одного подвижного рентгеновского кабинета в Киеве. С 29 апреля по 5 августа 1915 г. кабинет обслужил 21 госпиталь (лазарет), где за 50 рабочих дней было сделано 684 просвечивания и 160 снимков. В 1921 г. завод Н.А. Федорицкого был переведен в помещения национализированного завода Русского общества беспроволочных телеграфов и телефонов (РОБТиТ), где с 1923 г. на новом «Электровакуумном заводе» начался выпуск радиоламп.
Пятиконечная звезда, залп Авроры и луч Рентгена.
6 ноября 1927 года в Ленинграде на Малой Охте был открыт новый завод электромедицинского оборудования "Буревестник". Всего год спустя предприятие представило, по некоторым данным, первый советский рентгеновский аппарат.
Первый русский завод трубок Рентгена инж.-техн. Н.А. Федорицкого Крат. очерк Ст. инж.-электрика Б.Н. Куна. - Петроград : Гос. тип., 1915. - 23 с. Хранение: FB V 113/865;
Рентгеномобили инженера Федорицкого Сергей Суворов, кандидат медицинских наук
ИСТОРИЯ НАУКИ и ТЕХНИКИ в ЛИЦАХ
ИСТОРИЯ ЭКСТРЕННОЙ РЕНТГЕНОВСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. В.Б. Чернецов
Рентгеновские кабинеты на автомобилях по проекту Н. А. Федорицкого в период ПМВ
Автомобили Первой мировой.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Помните еще такого? Вот тут  он . А еще он кавалер медали «За заслуги перед Отечеством». Аж второй степени. Вот , почитайте. Почему второй- не знаю... но похоже, что нашему «герою» нужны еще медали и ордена. И он не погнушался опуститься до такой низости: ...
...
Люди, обладающие даже минимальной властью в нашей стране, стремятся первым делом присвоить себе то, что им совсем не принадлежит. Причем, делают они это абсолютно никого не стесняясь, у всех на виду. Вчера я рассказывал об украденных парковках , сегодня поговорим о сворованных ...
"Благодаря своему препарату, получившему название «Женская виагра», российская компания «Ивикс» выиграла первую премию на ежегодной конференции StartUp Village, которая проходила с 6 по 7 июня в технопарке Сколково, расположенном в 18 километрах к западу от Москвы. Победитель получил ...
Лучшие посты в сообществе picturehistory за 10 августа: Агрессия или верность союзника Хранить вечно! Журнал. Для дома и семьи №6/1975 Голые ретро-девушки 18+ Об одной попытке угона воздушного такси в Турцию Дурацкие дореволюционные открытки Короткий и ...