Пятигорск. Лермонтовский квартал
architectstyle — 01.03.2024Город, который оставил самое большое впечатление о себе. Город, в который мы хотим вернуться в самое ближайшее время. Поэтому об истории его хочу рассказать подробнее.
В 1774 году по Кючук-Кайнарджийскому мирному трактату с Турцией Кабарда вместе с Пятигорьем отошла к России. В 1780 году в четырех километрах от горы Машук, на берегу реки Подкумок была возведена небольшая Константиногорская крепость, один из форпостов Азово-Моздокской укрепленной линии, важная роль в создании которой принадлежит А. В. Суворову. Рядом постепенно выросла слобода, где селились отслужившие свой срок солдаты.
Гора Кинжал (фотография 1890 гг.)
Но это не значит, что ранее о Пятигорье никто слыхом не слыхивал. Первое письменное упоминание о местности Биш-даг (пять гор) с источником горячей воды относится к 1334 году. А первые русские письменные сведения о населении Пятигорья относятся к середине XVI века. Сообщалось, что в данной местности живут пятигорские черкесы. Новые сведения об этом районе появляются в 1773 году, когда русский ученый Гюльденштедт довольно кратко описал Горячую гору (южный отрог горы Машук) с ее трещиной и вытекавшим из нее горячим серным источником (главным), а также другим горячим источником, стекавшим к реке Подкумок. В нескольких словах описываются также машукский Провал и Тамбуканское озеро.
Так что к тому времени, когда Кабарда вместе с Пятигорьем отошла к России, это уже была не безызвестная местность. В 1793 году Пятигорье посетил знаменитый русский ученый-путешественник Паллас. Тогда солдаты, жившие близ источников, были уже знакомы с их целебными свойствами, и от них ученый узнал, что серные ванны полезны от кожных болезней, ревматизма, подагры и т. п.
С постройкой в 1875 году железной дороги от Ростова-на-Дону до Владикавказа, соединившую станцию Кума (ныне Минеральные Воды) с курортами Кавминвод, резко увеличился приток курортников. Росла лечебная база курортов, продолжалось строительство Пятигорска. В 1893 году города-курорты были соединены железнодорожной веткой между собой.
Уделим внимание этому прекрасному сооружению, тем более, что оно осталось в памяти только на фотографиях.
Автором утверждённого эскизного проекта пятигорского вокзала был архитектор правления ОВЖД, молодой зодчий С.А. Бржозовский. Детальная разработка этого проекта принадлежит инженеру С.В. Кербедзу. Комиссия признала пятигорский вокзал «отличным красотою, как наружных фасадов, так и весьма изящной внутренней отделкой». Одноэтажное протяженное здание станции было построено в стиле эклектики, «кирпичный» стиль. Главный, южный фасад здания был обращён к городу. Выступающий входной портал был выделен высоким аттиком с мансардным окном. Стены были кирпичные, полы деревянные. Потолки по балкам были сделаны двойные оштукатуренные. Крыша на деревянных стропилах покрыта железом. Отопление здания велось кирпичными печами. Здание имело высокую башенку с винтовой лестницей для сторожа. На расстоянии от пассажирского здания находилась кухня в отдельной пристройке, которая была соединена крытой галереей с вокзалом. Кроме вокзала, на станции Пятигорск были сооружены два одноэтажных жилых дома для служащих.
Осенью 1912 года здание вокзала было расширено с западной стороны. Вокзал пережил революцию и войны XX века. При подготовке Пятигорска к празднованию 200-летнего юбилея, правительство страны приняло решение о строительстве нового комфортабельного вокзала. Старое здание полностью снесли в 1971 году, а на его месте к 1978 году построили нечто из стекла и бетона в два этажа. Но это мы с вами убежали вперёд, откатимся чуток назад.
За время существования пятигорского курорта здесь побывали многие выдающиеся люди. В 20-е годы XIX века пятигорский парк Цветник дважды посетил А. С. Пушкин и во второй приезд обнаружил большие перемены в устройстве вод и появление многих удобств. Когда в 1837 году на Кавказ был сослан М. Ю. Лермонтов, он застал Пятигорск уже заселенным и застроившимся городом. В это же время Пятигорск посетили великий русский композитор М. И. Глинка, писатель-декабрист А. А. Бестужев-Марлинский. В 1852-53 годах в Пятигорске лечился Л. Н. Толстой, здесь он написал повесть «Казаки». Во второй половине XIX века в Пятигорске побывали А. П. Чехов, М. А. Балакирев, К. Хетагуров.
К началу XX века происходит оживление деятельности курортов. В Пятигорске был открыт источник теплого нарзана, построен бювет серной воды проведено электроосвещение, построены Лермонтовская галерея с эстрадой, гостиницы Эрмитаж и Бристоль, театр. В это время Пятигорск застраивается комфортабельными дачами, появился целый дачный район — Провал.
В 1935 году было принято решение о коренной реконструкции курорта. Мирные планы реконструкции и благоустройства города были прерваны нападением фашистской Германии на нашу страну. Санатории были превращены в госпитали. Оборонительные сражения на Северном Кавказе начались летом 1942 года. Враг рвался к Пятигорску, и после кровопролитных боев 9 августа 1942 года город был оккупирован гитлеровцами. За пять месяцев оккупации был нанесен колоссальный ущерб курортному хозяйству. Была разрушена лаборатория Бальнеологического института, уничтожена ценная научная библиотека, в которой насчитывалось более 100 тысяч книг, вывезено все ценное оборудование, сожжены и повреждены лучшие санатории. Огромный убыток понесло городское хозяйство. В Пятигорске было разрушено трамвайное сообщение, взорваны хлебзаводы, ремонтный завод и другие промышленные предприятия. Всего в Пятигорске фашистами было разрушено 350 сооружений. Кроме того, оккупанты уничтожили часть лесов в районе курорта. Перед бегством фашисты заминировали многие здания, но стремительное наступление Советской Армии сорвало замыслы врага. 11 января 1943 года части 9-й и 37-й армий освободили Пятигорск. Сразу же после освобождения начались восстановительные работы, благодаря чему уже к концу 1943 года были открыты все госпитали. Несмотря на все трудности, Пятигорск уже к 1947 году достиг довоенного уровня развития экономики и культуры.
Чем больше я читаю про Пятигорск, тем больше понимаю, как мало мы успели посмотреть. Пятигорск называют не только городом здоровья, но и городом-музеем. Ведь в нем находятся около 100 памятников истории, культуры и архитектуры, он входит в число городов России, объявленных историческими. В градостроительной структуре Пятигорска выделяются нижняя (западная) часть с жилой застройкой, промышленными предприятиями, административными зданиями и верхняя (восточная) часть, у западного подножия и на южном склоне горы Машук, с курортно-бальнеологическими учреждениями. Современные жилые микрорайоны возведены: в северной (Белая ромашка), северо-западной (у горы Пост), западной (Скачки) частях города. Промышленность Пятигорска ориентирована главным образом на обслуживание потребностей курорта. Это предприятия пищевой и легкой промышленности.
Теперь можно перейти к нашей скромной прогулке и современным фотографиям города.
Начнём с Лермонтовского квартала. Квартал застраивался жилыми постройками с 1822 по 1915 год, его структура является характерной для градостроительства в южных провинциальных городах. Большинство зданий в нем относятся к 1820-З0-м — времени застройки Пятигорска по «образцовым проектам», разработанным в начале XIX века в Петербурге для русской провинции.
Дом Алябьева - один из старейших домов в «Заповедном Лермонтовском квартале» (на рис.№4).
Здание деревянное, одноэтажное, на каменном цоколе с помещениями со стороны улицы; под металлической четырехскатной кровлей; с обширными поздними пристройками. Построен в 1823 комендантом Моздокской крепости полковником Котыревым для собственного проживания и сдачи внаймы посетителям Кавказских Минеральных вод. После его смерти дом перешел по наследству его жене, во втором браке М.И. Карабутовой.
Дом деревянный. Видите, не обманула.
В 1823 в доме размещалась химическая лаборатория известного исследователя Кавказских Минеральных вод профессора А.И. Нелюбина. В 1832 в доме Карабутовой снимал квартиру композитор А.А. Алябьев, который создал здесь ряд произведений на кавказские темы.
Во второй половине XIX в., уже после смерти Карабутовой, дом переходил от одних владельцев к другим. Было сделано несколько пристроек, в том числе веранда со стороны двора. В результате дом приобрел П-образную конфигурацию с многочисленными самостоятельными жилыми помещениями, которые имели отдельные выходы во двор и на улицу.
В 1920-е дом национализирован. В 1980-е по инициативе Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова на доме установлена мемориальная доска в память о пребывании в нем композитора А.А. Алябьева. Музей «Дом Алябьева» здесь открыт с 1997 года.
Школа №8 (особняк Кузнецова)
Первоначально большая часть этого квартала принадлежала подполковнику Ивану Никифоровичу Попову, бывшему коменданту Константиногорской крепости. Около 1821 года Попов выстроил здесь добротный деревянный одноэтажный дом для сдачи приезжим посетителям Вод. К 1831 году Попов продал часть своей усадьбы, а на оставшемся участке возвёл второй деревянный дом. После смерти отставного полковника, его небольшая усадьба, которая находилась на месте будущей школы, переменила нескольких владельцев и в начале XX века принадлежала наследникам Казьмина.
В 1914 году гражданский инженер А.И. Кузнецов приобрёл участок наследников Казьмина для постройки семейного особняка по своему проекту. Строительство было завершено за год. Двухэтажный дом из жёлтого кирпича на высоком цоколе из машукского камня построен в стиле модерн. Асимметричная сложная планировка состояла из нескольких разновеликих объёмов, подчёркивая функциональность архитектурного облика. Это был дом, предназначенный для комфортного существования работающего архитектора и членов его семьи, с учётом их запросов. Главный фасад был обращён на юг и имел максимальное количество окон самого различного размера, обеспечивающих опять-таки различный режим инсоляции жилых помещений в течение всего светового дня. Широкая каменная лестница вела от низкой ограды к парадному входу, который находился в глубине арочной лоджии с колоннами. Входная лоджия служила надёжной защитой во время ненастья. Над входом помещалась летняя веранда в нише. Западное крыло здания сильно выдаётся вперёд к линии ограды. Восточное крыло имеет небольшой выступ с балконом наверху и с узкими окнами внизу для удобного обзора прилегающей территории. Над выступающими карнизами главного фасада сделаны низкие аттики. Фасад украшен голубыми декоративными панно с узорами.
Скульптуры небольших сфинксов и древнеегипетских символов за ними должны были принести покой и достаток этому дому. Но, как известно, человек сам кузнец своего счастья, и если уж ничего путного выковать не удалось, никакие символы и обереги не помогут. Счастье в этот красивый и удобный дом так и не пришло. Супруги расстались. Кузнецов навсегда покинул Пятигорск в 1916 году, а семья его в 1919-ом эмигрировала во Францию.
В начале 1920-ых годов в национализированном особняке разместилась школа-коммуна для беспризорников. В 1930-ые годы в здании открылась начальная школа №32, а в послевоенное время - это уже средняя школа №8. За прошедшие годы дом изменился не сильно.
Правее особняка Кузнецова находится жилой дом
Далее идёт дом генерала П.С.Верзилина (на рис.№1)
Дом выстроен в 1822 полковницей Марьей Поповой. В 1829 приобретен М.И. Верзилиной. В этом доме 25 (13) июля 1841 М.Ю. Лермонтов был вызван на дуэль Н.С. Мартыновым.
На протяжении всего XIX столетия дом принадлежал семье генерала П.С. Верзилина, затем перешел во владение его падчерице Э.А. Шан-Гирей — супруге троюродного брата Лермонтова — А.П. Шан-Гирея. В 1920-е дом был национализирован. В одной из квартир до 1943 проживала троюродная племянница Лермонтова Е.А. Шан-Гирей.
С 1946 года дом-музей.
Дом В.П.Уманова (на рис.№3)
В 1823 дом был перевезен из упраздненного города Александрова Кавказской губернии (ныне село Александровское Ставропольского края) его владельцем В.П. Умановым и возведен в угловой части пятигорской усадьбы.
В этом доме летом 1841 снимали квартиру А.И. Арнольди, сослуживец М.Ю. Лермонтова по Гродненскому гусарскому полку. В 1860-70-е здесь размещалась первая частная школа для девочек. В 1920-е дом был национализирован и отдан под квартиры. Теперь в основных помещениях верхнего этажа развернута музейная экспозиция «М.Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве». Здесь выставлены произведения искусства из фондов музея, в том числе работы М.А. Врубеля, В.А. Серова, И.Е. Репина, Е.Е. Лансере, И.Я. Билибина, Б.М. Кустодиева, скульптура А.С. Голубкиной, В.В. Козлова.
Флигель В.П.Уманова (на рис.№6)
Итак, мы обходим квартал по периметру, рассматривая его застройку. Застройка усадеб типичная для первой половины XIX века. Нa красную линию улицы выходил фасад основного дома, при доме имелись один или несколько доходных флигелей. В доме и флигелях сдавались квартиры для приезжих лечиться на воды. Во дворе имелись кухни и ряд хозяйственных построек: ледники, каретные сараи, конюшни, навесы для экипажей и т.д. Дворы отгораживались высокими каменными заборами. Устройство пятигорских усадеб подчинялось требованию предоставления максимальных удобств для приезжавших на Кавказские Минеральные воды на длительный срок.
Дом В.И.Чилаева (на рис.№5)
В последующее время усадьбы переходили к другим хозяевам, при продаже разделялись на несколько усадеб. Во второй половине Х1Х- начале XX в. в квартале появились новые постройки, типичные для городского строительства того времени. Благодаря этому неизбежному процессу складывался неповторимый облик города в старой его части, с другой стороны, разрушалась первоначальная структура усадеб лермонтовского времени.
В 1975 году был разработан проект реставрации квартала, после чего мемориальные объекты квартала получали статус памятников Федерального значения.
Домик Лермонтова - флигель В.И. Чилаева (на рис.№2)
Флигель в усадьбе В.И. Чилаева выстроен владельцем усадьбы в 1834-1835 годах на месте бывших хозпостроек предыдущего владельца В.П. Уманова с целью получения доходов от сдачи его внаймы приезжающим на Кавказские Минеральные воды.
Летом 1841 года в этом флигеле сняли квартиру на весь летний сезон поэт М.Ю. Лермонтов и его родственник А.А. Столыпин. Они прожили здесь два месяца. В этом маленьком домике на окраине Пятигорска великий русский поэт создал свои последние стихи: «Выхожу один я на дорогу», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Тамара», «Утес», «Пророк» и другие. Сюда же 27 (15) июля 1841 года привезли убитого на дуэли Лермонтова и отсюда провожали его в последний путь на пятигорское кладбище.
В 1911 году домик Лермонтова был выкуплен Пятигорской городской думой, в 1912 году передан в ведение Кавказского Горного Общества, которое открыло в нем сразу две экспозиции: музея Кавказского Горного Общества и Лермонтовского музея. С 1915 года в Домике стали размещаться только экспозиции, связанные с биографией и творчеством Лермонтова.
Подводим итог. В 1814 году была начата массовая застройка Горячих Вод – так тогда называли Пятигорск. Первые дома в основном были деревянные. Первые застройщики либо покупали готовые срубы в Астрахани, либо привозили свои старые, разобранные на прежнем месте, дома. В те времена действовали специальные проекты деревянных оштукатуренных домов с пятью окнами по фасаду. В таком стиле были построены дома: генерала Верзилина, полковника Котырева, врача Дроздова.
Так же сегодня мы увидели красивый дом в стиле модерн. Но к модерну и другим архитектурным стилям Пятигорска мы обратимся подробнее в следующей части.
|
</> |