СПб, Английская набережная, дом 44, особняк Румянцева


О первых владельцах особняка
Появление первого каменного строения на этом участке, в отрезке набережной между Крюковым и Ново-Адмиралтейским каналами, относится к 40-м годам XVIII века. В этот период участком владели князья Голицыны.
С 80-х годов XVIII века владельцами дома были английские купцы: Фаркварсан, затем Фома Варра.
В 1802 году дом на Английской набережной приобретает граф Николай Петрович Румянцев (1754—1826).

Будущий государственный деятель, дипломат и покровитель наук, Н.П. Румянцев родился в Москве в 1754 году. Получив вместе с младшим братом Сергеем домашнее образование, он продолжил его за границей, в Лейденском университете. По возвращении в Россию молодой граф становится камергером, а затем получает назначение на дипломатическую службу. В течение 15-ти лет он выполнял различные дипломатические поручения в Европе, являясь чрезвычайным полномочным послом во Франкфурте-на-Майне. Его называли «глаза и уши Екатерины II».
В 1795 году, окончив дипломатическую карьеру, Н.П. Румянцев возвращается в Россию, где получает почётное звание сенатора и становится членом нескольких правительственных комиссий по экономическим вопросам.
При дворе Павла I Н.П. Румянцев имеет должность гофмейстера и является одним из директоров Вспомогательного дворянского банка.
При императоре Александре I Н.П. Румянцев имеет должности директора водяных коммуникаций и экспедиций об устройстве в России дорог, министра коммерции, а также министра иностранных дел.
В 1809 году при участии Н.П. Румянцева был заключён Фридрихсгамский мирный договор со Швецией, за что ему был присвоен чин государственного канцлера — первого должностного лица в гражданской иерархии Российской империи. Находясь на дипломатической и государственной службе, Н.П. Румянцев занимался собиранием памятников русской истории. Долгие годы, проведённые в Германии, приучили его к аккуратности и систематизации. Это позволило ему не только собрать огромную коллекцию, но и сделать её уникальной по качеству и подбору.
Н.П. Румянцев «превратил здание на Английской набережной из скромного дома частного человека и купца в парадный, во вкусе Наполеоновского времени, дом важного государственного человека, богача и аристократа, у которого бывал сам император».
Первоначальные перестройки были осуществлены после 1802 года только внутри здания. Жилые покои графа располагались в трёх комнатах с окнами на Неву, а во всех остальных помещениях особняка находились его бесценные сокровища.
Довольно скромный фасад, мало чем отличавшийся от находившихся рядом домов, не отвечал внутреннему содержанию дома. В 1824 году Н.П. Румянцев приглашает для работы над проектом перестройки особняка молодого, только что вернувшегося из пенсионерской поездки по Западной Европе архитектора В.А. Глинку. «Проект этот был по тогдашним понятиям настолько хорош и даровит, что Академия художеств дала за него Глинке звание академика…»
Перед архитектором стояла довольно сложная задача — практически без изменений пропорций архитектурного объёма создать новый фасад, который бы сразу привлекал внимание. В.А. Глинка прекрасно справился с задачей, закрыв здание мощным, сильно выдвинутым двенадцатиколонным портиком, установленным на высокий цоколь. Колонны портика с капителями коринфского ордера подчёркивали его монументальность. В тимпане фронтона портика был помещён горельеф, созданный скульптором И.П. Мартосом — «Аполлон-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины» по сторонам композиции — атрибуты наук и искусств.
В 1826 году Н.П. Румянцев скончался, оставив устное поручение младшему брату, Сергею Петровичу, предоставить дом на Английской набережной со всеми находящимися в нём коллекциями под музей, «на благое просвещение».
Брат Н.П. Румянцева, Сергей Петрович

Исполняя волю покойного брата, Сергей Петрович осуществляет внутренние переделки в доме, с целью преобразования его в музей; специально изготавливается новая мебель. Для особо ценного помещения — Большого зала, где должна была располагаться минералогическая коллекция, выполняются фигурные шкафы, столики, стулья из карельской берёзы и т. д.
О Музее
22 марта 1828 года император Николай I подписал указ «Об учреждении Румянцевского музеума», Государственный Совет утвердил его Устав и штат сотрудников. 23 ноября 1831 года музей был открыт для широкой публики. Коллекции Румянцевского музеума включали рукописи, собрание печатных и рукописных книг, минц-кабинет (около полутора греческих, римских и восточных монет), коллекцию минералов, произведения скульптуры и живописи, в том числе работы А. Кановы, А.П. Антропова, В.Л. Боровиковского, а также этнографические коллекции, привезённые О.Е. Коцебу из кругосветного плавания. В 1837 году коллекция пополнилась собранием капитана 1-ого ранга Ю.Ф. Лисянского, переданным его сыном П.Ю. Лисянским по духовному завещанию. В 1838 году по Высочайшему повелению в музей были переданы 135 документов на имя графов Румянцевых от военного министра.
В разные годы в штате Румянцевского музея состояли поэт и переводчик А.Х. Востоков, поэт А.Н. Майков.
После смерти С.П. Румянцева в 1838 году на содержание музея не хватало средств, что пагубно сказалось на состоянии здания и содержании коллекций.
В 1843-1844 гг. в музее работала комиссия по освидетельствованию состояния имущества и управления Румянцевским музеумом, выявившая ряд недостатков. В 1845 году музей был передан в управление Императорской публичной библиотеки. В 1850 году согласно указу Правительствующего Сената музей был причислен к министерству Императорского двора. С 1846 года помощником директора Публичной библиотеки и официальным управляющим Румянцевским музеумом был назначен писатель, музыкант, энциклопедист В.Ф. Одоевский. В 1860 году по предложению Одоевского была создана комиссия, которая внесла заключение о неудовлетворительном состоянии здания. В это время шли конфиденциальные переговоры о передаче коллекций в Москву. Учёные и писатели Петербурга, узнав о переводе, были возмущены, но вопрос уже был решён. В.В. Стасов и другие учёные направили письмо-протест в газету «Санкт-Петербургские ведомости», но цензура не допустила его публикации. Записка Стасова на имя председателя Комитета министров великого князя Константина Николаевича осталась без ответа.
1 сентября 1861 года Румянцевский музей был переведён в Москву.
В 1862 году было утверждено «Положение о Московском Публичном музеуме и Румянцевском музеуме». Являясь примером собирания культурного наследия на основе частой инициативы, Румянцевский музей пополнялся новыми отдельными экспонатами и целыми коллекциями. Для московских меценатов и коллекционеров дар Музею почитался за честь.
В 1925 году Румянцевский музей преобразован в Государственную библиотеку СССР им. В.И. Ленина. Во время реорганизации Румянцевского музея его уникальные экспонаты пополнили коллекции ведущих музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Иркутска, Владимира, Ростова Великого, Иванова и других городов, и волею судеб последних десятилетий XX века оказались за пределами России: в Киеве, Гомеле, Ташкенте и других городах.
Но вернёмся из Москвы на Английскую набережную, в Санкт-Петербург.
Новые владельцы особняка
В 1863 году дом на Английской набережной приобретает А.В. Старчевский, талантливый журналист, писатель, переводчик, сотрудник ежемесячного журнала «Библиотека для чтения» — одного из первых массовых русских изданий. Энциклопедически образованный, владеющий многими европейскими и восточными языками, он был автором ряда учебников и словарей.
При Старчевском было произведено одно из капитальных изменений корпусов и частичная перестройка внутренних помещений. Цель перестроек - вновь изменить функцию здания, перестроить его из общественного в жилое. Для этой работы был приглашён архитектор Антон Иоганнович Цим.
А.И. Цим превращает дом в доходный и надстраивает третий этаж. Сохранив порядок разбивки окон, архитектор полностью меняет лепной декор, выделяя окна парадного второго этажа более сложными наличниками. В главном корпусе Цим увеличивает высоту третьего этажа, над входом сооружает тройной металлический навес в виде зонтика на трёх чугунных колонках, который должен был послужить контрфорсом для отклоняющегося портика главного фасада. Внутри здания производится капитальный ремонт, устраивается трёхмаршевая центральная лестница, прямоугольная в плане, идущая на высоту всех трёх этажей.
С 1868 года в течение 14 лет дом неоднократно продаётся, перепродаётся, передаётся по наследству, и лишь в 1882 году хозяйкой дома на Английской набережной становится супруга Его императорского высочества Евгения Максимилиановича Романовского, 5-го герцога Лейхтенбергского Зинаида Дмитриевна Богарне. По заказу новой хозяйки в доме начались работы по перестройке интерьеров под руководством архитектора А.А. Степанова.
Первая работа, которую архитектор проводит в доме — попытка укрепить фасад главного здания, выходящий на Английскую набережную. Его аварийное состояние усугублялось с каждым годом. Портик и стена дома всё больше отклонялись от вертикали. Архитектор предпринимает очередную попытку «подпереть» фасадную стену. Он разбирает существующий металлический козырёк с балконом и пристраивает на его место массивный кирпичный сводчатый тамбур — подъезд, крыша которого одновременно служила открытым балконом второго этажа. Кроме того, была осуществлена перестройка внутреннего поперечного корпуса дома, разделявшего первый и второй дворы.
Существенные изменения претерпели внутренние помещения главного дома. Многое из этого дошло уже до наших дней, поэтому далее рассказ будет подкреплён фотографиями.
Парадная лестница
Первое, что мы видим, попадая в особняк, это конечно Парадная лестница.

В 1884 году по заказу графини З.Д. Богарне зодчий А.А. Степанов создал новый проект парадной двухмаршевой лестницы из белого каррарского мрамора, заменив старую трёхмаршевую лестницу, построенную в 1863 году И.А. Цимом. В 1888 году для реализации этого проекта было увеличено лестничное пространство в сторону двора. В получившемся полукруглом ризалите прорезана полуциркульная балконная дверь в центре, а по сторонам две люкарны. Лестница освещалась люстрой-фонариком.

Сложная оригинальная конструкция лестницы А.А. Степанова поражает даже современных архитекторов. На сегодняшний день это единственная лестница подобной конструкции из сохранившихся в Санкт-Петербурге.

Мраморные ступени двух боковых пролётов защемлены в стены и соединены тетивой ограждения. Они точно подогнаны друг к другу по принципу ползучего свода, имеющего строительный подъём в 4 см. Несмотря на значительные размеры лестницы, зодчему удалось добиться необыкновенной лёгкости её восприятия. Ажурные перила в виде причудливо переплетённых акантов и лавровых гирлянд завершаются на верхней площадке позолоченным вензелем Лейхтенбергских. В двух лепных десюдепортах лестничных дверей видны гербы Богарне.

Среднюю площадку лестницы украшала мраморная скульптура «Диана» работы Луиджи Бьенеме. Ныне она находится в Эрмитаже. А мы видим на месте Дианы «Венеру, снимающую сандалию». Кроме того на лестничной площадке второго этажа находился мраморный камин, который был демонтирован в середине XX века. Не дошли до наших дней и живописные пейзажи, находившиеся на боковых стенах лестницы.

Дамская гостиная (Будуар)
Правая половина первого этажа была перестроена для герцогини З.Д. Богарне. Архитектор А.А. Степанов объединил две проходные комнатки с окнами на Неву в один большой будуар. Стены гостиной были обтянуты шерстяной «рядью» с рюшем, а внизу, как и потолок, облицованы дубовыми филенчатыми панелями.

Жилое пространство гостиной было предельно насыщено разнообразной мебелью, множеством старинных предметов и старинных полотен европейских мастеров. Эти произведения являлись жемчужинами коллекции великой княгини Марии Николаевны. Позднее они оказались в собрании различных российских музеев.

Гостиная освещалась бронзовым фонарём работы известного английского мастера XVIII века Мэтью Болтона. В шкафах, на столах размещался фарфор Берлинской и Руанской фабрик, Императорского фарфорового завода, а так же предметы искусства Древнего Востока: китайские вазы и два декоративных слона из бронзы.

Миниатюры в будуаре были закреплены на большом планшете в простенке и подчёркивали страсть хозяев к коллекционированию.

Сегодня в гостиной можно увидеть:
Ваза. Западная Европа, вторая половина XIX в.
Гарнитур. Западная Европа, 1900-е. Орех, бронза, ткань
Часы напольные. Англия, конец XVIII в., красное дерево, латунь, эмаль
Скульптура «Купальщица» конец XIX в. Гегель Владимир Константинович.
Стол складной и стул. Западная Европа, третья четверть XIX в.
Канделябры. Начало XX века, бронза, литьё, позолота
Чернильный прибор. Италия, 1870-е.

А также картины:
«Портрет неизвестной в полосатой блузе» 1888г., худ. Потапов Михаил Акимович.
«Портрет неизвестной в горностаевом палантине» 1913г., худ. Харитонов Николай Васильевич.
«Портрет молодой женщины с пахитоской» третья четверть XIX в. Неизвестный худ.

На последний портрет смотрительница зала обратила наше особое внимание.
А много ли портретов того времени, где дама изображена с сигаретой, можете вспомнить вы?
Дубовый кабинет
Левая часть особняка сохранила значение мужской половины дома. Для хозяина дома герцога Е.М. Лейхтенбергского архитектор А.А. Степанов в 1884 году создал просторный рабочий кабинет, заложив дверной проём, выходивший в Парадный вестибюль.

Новое помещение получило оригинальную отделку в стиле «неоренессанс». Дубовый потолок оформлен кессонами и резными кронштейнами. Нижняя часть стен декорирована дубовыми панелями, верхняя - тиснёной кожей, расписанной в красно-золотистых тонах. Украшением кабинета стал резной дубовый камин с витыми колоннами. У камина висели парадные портреты родителей хозяина особняка. Слева - портрет герцога Максимилиана Лейхтенбергского, справа - его супруги великой княгини Марии Николаевны. В кабинете был ещё один портрет любимой дочери Николая I - кисти Ш.Ф. Жалабера 1869 г. (ныне хранится в Эрмитаже). Соседнюю стену украшал небольшой портрет императора Павла I.
Архитектурному убранству интерьера соответствовала и обстановка. Центральное место было отведено для дубового письменного стола.
Резной декор кабинетного дивана

А в советское время в дубовом кабинете устраивались камерные концерты, эта традиция продолжается и сейчас. На фотографии выше вы видели рояль, на котором часто играл знаменитый композитор И.О. Дунаевский.
Дубовая гостиная
Находится рядом с Дубовым кабинетом

Здесь можно увидеть уникальную мебель из резного черного дерева. Раньше она находилась в старинной аптеке Пеля на 7-й линии Васильевского острова.

Дубовая лестница

Дубовая лестница была выполнена в конце 1880-ых годов русскими мастерами по проекту А.А. Степанова вместо располагавшейся ранее в этой части дома боковой металлической лестницы. Перила и настенные панели лестницы украшены затейливой резьбой. Лестница состоит из пяти маршей и соединяет три этажа.

В первом этаже выход на неё возможен с двух противоположных сторон: из дубового кабинета и дубовой гостиной.

Потайная в первом этаже, на втором лестница выходит в антикамеру, ведущую к парадным залам.

Стены этой комнаты так же были полностью декорированы дубовыми панелями, а потолок профилированными кессонами. Завершение лестницы оригинальным световым фонарём прямоугольной формы позволило решить проблему её освещения.

Парадная гостиная
Согласно «Описи большому дому Румянцевского музеума», составленной в 1846 году, в этом зале, помимо больших глобусов Земной и Небесной сфер, хранился сафьяновый ларец с рескриптами и грамотами на имя графов Румянцевых. В 1884 году архитектор А.А. Степанов оформил этот небольшой зал, имитируя стиль «Людовика XVI», т.к. высокое положение заказчиков, членов императорской фамилии, требовало соответствующей декоративной отделки парадных залов особняка.
В лепном декоре присутствуют охотничьи мотивы, а в рельефных десюдепортах - античные вазы. Потолок украшен лепными розетками в виде цветочных венков. Гостиная была прекрасно освещена четырьмя одинаковыми люстрами, сохранившимися до наших дней.

Убранство зала конца XIX века было разностильным в духе историзма. Среди прочих предметов мебели здесь находился небольшой шкафчик красного дерева с росписью на дверцах, работы французского мебельщика Анри Дассона, представлявший собой копию с работы Адама Вейсвейлера XVIII века.
Правая стена (фото выше) практически полностью занята зеркалом (17,89 кв.м), заключённым в лепную золочёную раму. При огромных размерах оно выполнено единым стеклом и является единственным в городе подобным зеркалом. Первоначально на этом месте был большой гобелен итальянской работы, предположительно по рисунку Паоло Веронезе. На соседней стене находится парадный портрет Екатерины II, копия с работы Ж.-Б. Лампи старшего (1751-1830).
Музыкальный зал
В период существования в особняке Румянцевского музея в залах второго этажа невской анфилады располагались Мраморная и Портретная комнаты. Украшенные соответственно скульптурой и живописью. После приобретения особняка графиней З.Д. Богарне эти помещения подверглись большим изменениям.

Люстры, привезённые из Италии. Муранское стекло.

Желая увеличить архитектурное пространство помещения, предназначавшегося для музыкального зала, Степанов объединил почти равные пространственные объемы. Вместо трех залов окнами на Неву был сделан один анфиладный.

Большой и светлый зал, расписанный под желтый мрамор, получил оформление в духе историзма. В лепном декоре угадываются черты стиля «Людовика XV». Плоскости стен, разделенные пилястрами, декорированы лепными гирляндами и стилизованными акантами, переходящими на потолок.

Работы по реконструкции дома проводились более двух лет и закончились в 1884 году.
В 1884 году, после продаж Мариинского дворца, петербургской резиденцией Евгения Максимилиановича Лейхтенбергского и Зинаиды Дмитриевны Богарне становится дом на Английской набережной. После окончания обучения в Сорбонне сюда приезжает дочь Евгения Максимилиановича от первого брака Дарья (Долли).
Дарью Евгеньевну с полным правом можно считать представителем династии Романовых. Её бабушка — Великая княгиня Мария Николаевна, её дед — герцог Максимилиан Лейхтенбергский, сын Евгения Богарне, внук Жозефины, супруги Наполеона Бонапарта, императрицы Франции. Её отец — представитель семьи герцогов Лейхтенбергских, получивших титул князей (княжон) Романовских и права членов императорской фамилии. В России они почитались высочайшими особами.
В 1893 году Дарья Евгеньевна вышла замуж за князя Льва Михайловича Кочубея (1862—1927). Венчание состоялось в Баден-Бадене. В доме на Английской набережной прошло детство их детей Евгения и Натальи.
В 1911 году брак супругов был расторгнут. В особняке остался Лев Михайлович с детьми. Кочубеи владели домом до 1916 года.
Жизнь особняка после революции
В 1916 году здание приобретает «Общество товарных складов, страхования и транспортирования товаров». Городской управой был утверждён проект капитальной перестройки всех зданий, находящихся на участке, но работы не были осуществлены по причине социально-политических перемен в стране.
В 1918—1921 годах парадные залы со стороны набережной Красного флота (так стала называться Английская набережная с 1918 года) пустовали. В помещениях с улицы Галерной располагались жилые квартиры, так называемые «коммуналки».
С 1921 по 1938 год в здании располагались: Союз металлистов, Петропрофобр, центр социального страхования, Леноблкоопсоюз, облсобес, школа пионервожатых, промкомбинат предприятий инвалидов, лаборатория по семконтролю и карантину сельхозрастений и областное управление кинофикации.
С 1938 года в здании размещается музей истории и развития Ленинграда. Учреждения, располагавшиеся здесь ранее, освобождали помещения в течение нескольких лет. Полностью помещения были освобождены для музея к концу 1946 года. А вот жильцы коммунальных квартир были расселены, только вдумайтесь, лишь в начале 1990-х годов. Вот это да! Столько лет прожить в музее. Не каждый может похвастаться таким местом жительства.