Пузырь постмодерна: начало конца

Но что оное значит? А оное значит то, что все остальные "элементы постмодерна" - которые активно внедрялись в нашу жизнь, так сказать, "авансом", основываясь на ожидании будущего "производственного переворота" - так же "подвисают в воздухе". А точнее - они начинают закономерное движение "вниз", унося с собой всех тех, кто связал свою жизнь с ними. Но об этом будет уже отдельно. Пока же стоит сказать, что данный момент - то есть, "подвешенность" всех элементов постмодерна в связи с ненаступлением постиндустрала - являет собой очень яркую иллюстрацию первичности производства над всеми остальными областями человеческой жизни.
Ну да: возьмем такой "большой и важный" слой постмодерна, как "исчезновение больших нарративов" (мифов) или "больших идей". Наверное, все уже давно не только услышали - но и приняли как норму - то, что "больше никогда не будет таких идей, как коммунизм или фашизм", т.е., идей, охватывающих огромные массы людей и направляющих все их поведение. Данный момент выглядит истиной в последней инстанции, и уж конечно, никто не верит, что люди смогут когда-нибудь выйти из своих "микрогрупп" - или вообще полного одиночества - и вновь собраться в "большие коллективы". (Скажем, в политические партии.)
Но так ли это? Для ответа на данный вопрос надо, разумеется, понять: с чем это связано указанная "деидеологизация" и замена ее на разного рода мелкие "идейки". Впрочем, секрета тут нет: связано оное с тем, что людям УЖЕ НЕ НУЖНО взаимодействовать в больших коллективах в связи с исчезновением последних. Ну да: пролетариат (классический) еще сохраняется, но он перестает быть "главным классом". Да и огромные заводы уже давно, по сути своей, делятся на "мелкие заводики": на тех же "автосборочных предприятиях" работает от силы несколько сотен человек. (Даже в Европе.) Которые собирают автомобили из различных узлов, выпущенных на других "мелких заводиках" - или на больших заводах, но за пределами "развитого мира".
В подобной ситуации да, рабочие перестают быть "реальной силой": если один "заводик" встанет, то никаких проблем не будет ни у владельцев (для коих это - всего лишь 0,01% и меньше от всех "пакетов акций", коими они владеют), ни для местных властей. (500 человек без работы в одном городе - это не 5000 человек!) То есть, смысл в "пролетарской солидарности" исчезает - а вот смысл в "хитрожопости", в умении выбирать одно из множества "микропроизводств" - т.е., в чистом индивидуализме - наоборот, возникает. Какой уж тут коммунизм? Или, скажем, какой национализм в ситуации, когда заводик зависит от поставок комплектующих из 50 иных стран? (На самом деле национализм может быть - но не в "прежнем смысле", а в некотором искусственно инициированном варианте.)
То есть, еще раз: в начале исчезли "настоящие" заводы, которые выносились активно в страны Третьего мира. А уж затем стало понятным, что реально люди, работающие на том, что осталось, не интересуются своими классовыми интересами. Для них, скорее, хобби будет значимым: проигрыш местной футбольной команды станет трагедией, больше, чем закрытие заводика. Или иного "производстика". Или бесконечных "сервисно-услуговых организаций", которые возникают и закрываются постоянно, подобно пене.
Но на чем держится указанная ситуация? Да разумеется, на уже указанном неэвивалентном обмене, который, собственно, и делает иностранную рабочую силу дешевле, чем собственная. Поэтому можно сказать, что с закрытием указанной возможности вопрос о возвращении "больших производств" станет в полную силу. (Потому, что после того, как "ценные бумаги" перестанут быть ценным товаром, стоимость рабочей силы "вовне" станет расти, а внутри - падать. Ну, а то, что один большой завод имеет меньшие издержки, нежели множество маленьких, есть базис индустриального миропонимания.)
Разумеется, нет никакой гарантии, что указанное "возвращение к большим производствам" возможно - вполне вероятно, что для развитых обществ это уже "закрытый путь". (По демографическим причинам, например.) Но данная особенность не слишком меняет дело: это будет означать, что "развитые общества" тихо уйдут с арены. А определять реальность будут другие. Те, что или вынуждены будут принять "большие коллективы и большие идеи". Или же - принимают их уже сейчас. (См. Китай.)
Таким образом, можно сказать, что "отказ общества от общего в пользу частного" будет, в любом случае, исправлен. Причем - с очень большой долей вероятности - так, что частное вообще потеряет всякое значение. (Как это было в первой половине ХХ века.) Хорошо это или плохо? Разумеется, плохо - надо иметь "средний путь", но, к сожалению, до данной возможности человек еще не дорос. Впрочем ладно - оное есть тема уже иного поста.
Тут же следует сказать о другом. О том, что реально примерно то же самое ждет множество "нововведений времен развитого антисоветизма" или, по другому, "глобализма". Начиная с "прав меньшинств", включая женщин. (На самом деле женщины, конечно, не меньшинства - но их "права" оказались тесно связаны именно с данным постмодернистским конструктом.) И мы сможем увидеть картину, когда реально возможности "групповой самореализации" будут падать - потому, что упадет (даже не до нуля, а ниже!) поддержка этих самых "микрогрупп".
Проще говоря, сейчас считается нормой, что если человек чем-то "отличается от остальных", то он лучше и ценнее, и поэтому его надо поддерживать в данном отличии. Это - концепция, ставшая общепринятой, опять же, в 1970 годах - в тех же 1960 гомосексуалистов вполне легально "третировали", как и всевозможных "цветных". (Что давало обильные всходы в виде борьбы этих групп за свои права.) И - опять же - может быть связано именно с представлениями о завершении "индустриального периода" и о наступлении "постидустриала".. (То, что реально постиндустриал так и не наступил, роли не играет - тогда было 100% уверенности в том, что "он скоро будет".)
Если же такой уверенности нет, и наоборот - если становится понятным, что роль НИОКР и всевозможного "дизайна" завышена, а роль физического производства, наоборот, недооценена - то возрастет и значимость конформизма в классическом виде. (Т.е., умения отнести себя к некоей "большой группе" вместо выделения в отдельную сущность.) Причем, если Запад не сумеет этого сделать - а он, кстати, уже пытается, см. пример того же Трампа - то он (Запад) просто сойдет с арены. Но общество, в любом случае, начнет движение к подавлению меньшинств.
Кстати, опять же, оное не есть хорошо - а наоборот, это очень плохо. Но альтернативы нет: те "свободы и равенство", что можно было выращивать на питательном субстрате из ценных бумаг, очень плохо растут на чахлой почве той небольшой (относительно) прибавочной стоимости, что формируется в реальном производстве. (На самом деле прибыли - но тут не суть важно. Важно, что денег в производящем обществе в любом случае много меньше, нежели в "суперпотребляющем".)
Поэтому тот "квазикоммунизм для золотого миллиарда", что наличествует сейчас, будет сворачиваться. И это автоматически поставит вопрос о выборе уже РЕАЛЬНОГО социализма - подобного тому, что был при СССР. Который имеет огромное количество недостатков, но при этом является единственно возможным ВОСХОДЯЩИМ движением человечества. Но это, понятное дело, вопрос уже для отдельной серии постов...
|
</> |