Коммунизм как русская традиция

топ 100 блогов anlazz28.11.2024 К предыдущему посту 

Ну, сначала банальное: идея о некоем "Золотом веке", предшествующем тому - обычно воспринимаемому ужасным, "железным" - состоянию, в котором находится (классическое классовое) общество имелся у всех народов. Потому, что - как неоднократно уже говорилось - указанное классовое общество несло основной массе населения только беду. В том смысле, что 80% людей от всего этого начинали есть меньше и жить короче: если в том же Чатал-Гуюке 4 тысячелетия до Р.Х. жили "в среднем" до 28-29 лет, то в Риме "времен Империи" - до 25 лет. До 28 лет средняя продолжительность жизни дошла только ...в XVIII веке, а превзошла - лишь в конце XIX века.

Поэтому выделять идею некоторой "условной общины" - коя, по сути, и породила идею "коммунизма" (в утопическом смысле), как исключительно русскую, было бы странно. Однако есть пара моментов, которые несколько меняют положение. Они состоят в том, что:

а) как минимум, три века активной колониальной политики Западной Европы создали "альтернативу" данной "базовой идее". (Представлению о том, что нормой общества являются общинные отношения.) Речь идет об "элитаристской утопии избранного народа" - т.е., народа, целиком и полностью превратившегося в эксплуататора. (Её можно назвать "фашистской утопией", потому, что именно фашизм довел оную до совершенства.)

б) напротив, длительная эпоха противостояния колониальной агрессии со стороны Западной Европы в России приводили к тому, что "общинные ощущения" постоянно "активизировались". Как пример можно привести то же "партизанское движение" 1812 года, в котором крестьяне аномально поддерживали партизанские действия армейских отрядов. (Напомню, что в Европе нормой считалось обратное - не только грабеж барских усадеб, но и полная поддержка "простолюдинами" любых оккупантов.)

На этом фоне обращение большевиков к общинным идеям для трансляции своей программы на крестьянское население выглядит совершенно очевидным. Впрочем, стоит сказать, что само появление большевиков в России восходит именно к "изначальному" пониманию "общинного - как нормального", сохраняемого даже (!!!!!) среди господского класса. Собственно, разного рода "разночинные революционеры" - народники и т.д. - которые и дали впоследствии "большевистскую ветвь" в рабочем движении, не только часто были дворянами, но и находились целиком и полностью в рамках дворянской культуры. Но это не помешало им ориентроваться на коммунистические/социалистические идеи. Т.е., на идеи установления "общества равенства" - хотя, казалось бы...

Кстати, на Западе среди революционеров и прочих "борцов за права" было более распространена концепция "превознемогающего героя" - классически описанного, кстати, в романе Войнич "Овод" - т.е., одиночки, который своей силой меняет образ мира. Под себя - пускай и полагается, что это "под себя" будет лучше для всех. (Если честно, то чуть ли не самый классический вариант "европейского революционера" - это ... Бенито Муссолини. "Обиженный с детства" на мир человек с реально железной волей. Который мог быть социалистом и даже марксистом - но на самом деле всегда хотел лишь компенсировать свои страдания. И компенсировал, если что.)

Но об указанном надо говорить отдельно. (Еще раз: три века колонизаторства так просто не проходят.) Тут же стоит только сказать, что даже в дореволюционное время в России идея о том, что именно "община" в той или иной форме может дать человеку лучший тип общества, сохранялся. (Не только среди славянофилов.) Что же говорить о послереволюционном времени, когда оная идея оказалась не просто неким подсознательным стремлением человека - но оказалась подтверждена мощной марксистской школой. В любом случае, в послереволюционное время "коммунистическое понимание мира" - то есть, понимание того, что именно при общинном взаимодействии человек максимальным образом реализует свой потенциал - стало господствующим. При этом прекрасно понималось, что "здесь и сейчас" построить коммунизм невозможно, что это дело далекого будущего и т.д. (Реально фанатиков "немедленного перехода" было немного. Возможно - даже меньше, чем среди западных коммунистов.)

Собственно, именно поэтому казавшаяся "крайне радикальной" политика большевиков - начиная с установления Советской власти и заканчивая коллективизацией - оказалась принята народом. При том, что внешне гораздо более "мягкая" политика тех же меньшевиков или эсеров вызывала отторжение - и не только в РСФСР, кстати. Впрочем, что тут говорить: сами "наследники большевиков" - т.е., коммунисты из КПСС после 1953 г., которые были формально марксистами и даже социалистами, но не принимали по ряду особенностей "коммунистическую идею" - чем дальше, тем сильнее вызывали отторжение. Хотя формально они были не только "мягче", но в и целом, "народнее" в своих действиях, нежели люди времен Ленина-Сталина. (При самих Ленина и Сталина говорить нечего.)

Однако в данном случае мне хочется обратить внимание на несколько другое. На то, что - несмотря на постепенный уход большевиков и замену их "формальными коммунистами" - сама "коммунистическая идея" в стране не умерла. Потому, что ее "упавшее знамя" было подхвачено ... ну да, советской фантастикой. Той самой "фантастикой мира Ефремова-Стругацких", которая, по сути, сумела придать новый импульс данному явлению. Причем, как уже было сказано, значимость данного феномена до сих пор недооценена - в том смысле, что на той волне антисоветских и антикоммунистических идей, которая начала подниматься где-то с начала 1970 годов, а в 1980-е просто накрыла страну, именно через советскую фантастику концепция коммунизма смогла сохраниться. (Ну да: тогда просто так, без издевки ни Маркса, ни Ленина никто читать не мог, а Сталина вообще считали исчадием Ада. Но "Понедельник начинается в субботу" или "Трудно быть богом" все равно оставались настольными книгами позднесоветской интеллигенции. А Алису Селезневу помнили даже самые отбитые гопники из условного 1989 года.)

И даже сейчас - когда, казалось бы, антисоветизм победил окончательно и бесповоротно, а коммунизм в привычном (политическом) смысле давно уже заменен на "еврокоммунизм", марксизм стал "культурным марксистом", а партия под названием КПРФ давно уже проповедует "истинно русскую духовность", подразумевая под ней уже упоминавшуюся "смесь Генона с Эволой" - именно "коммунистическое восприятие нормы" продолжает оставаться господствующим в нашем общественном сознании. Отсюда - уже не раз указанное отторжение даже современным россиянином идей "сверхчеловека", "человека, подмявшего под себя общество", "суперпредпринимателя". Ну, не может быть в России "хорошего бизнесмена". Может быть "бизнесмен, старающийся быть хорошим" - скажем, меценатствующий-волонтерствующий, могут быть "хорошие действия бизнесмена" - если он строит завод, например, или какой-то культурный центр. Но при этом он все равно будет вынужден постоянно доказывать свое "право на хорошесть". (В отличие от Запада, где "человек элиты" по умолчанию считается лучшим. Да, разумеется, у разных людей это будут разные "элитные группы" - но не суть важно.)

Впрочем, о последнем моменте будет сказано уже в следующем посте. Тут же стоит - в завершение написанного - только еще раз указать на то, что принятие "коммунизма, как нормы" в России означает одновременно и принятие "идеи светлого будущего". Опять же, в противовес западной апокалиптике и т.д. Что, конечно же, есть крайне позитивный момент, потому, что это блокирует очень много деструктивного. (Тот же условный "культ смерти" - который смог победить на Украине.) То есть, даже в условиях текущего неоднозначного общества "русская традиция" не просто сохраняется, но и определяет нашу жизнь...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Муслим Магомаев – прославленный эстрадный и оперный певец, обладатель непревзойденного баритона, композитор, актер. Он родился в Баку 17 августа 1942 года. В этом году певцу исполнилось бы 80 лет. Его отец — Магомет Магомаев, театральный художник, погиб на фронте за 15 дней до ...
Силовики и «отцы нации» в Нигерии устроили систему так, что лишили губернаторов штатов власти и денежных потоков от продажи нефти. Последним ничего не оставалось, как создавать военизированные отряды Для достижения стабилизации местные ...
Наш святой храм науки вчера был осквернён, да ни кем иным, как патриархом Кириллом ...
Климату все больше мешают коровы Животных продолжают обвинять в том, что они увеличивают выделение метана и уже отвечают за 14,5% мировых выбросов этого парникового газа. Согласно отчету Farm Animal Investment Risk and Return (FAIRR, частная инициатива по преследованию целей ESG в ...
Утром 2 апреля 1954 года фотограф Лос-Анджелес Таймс Джек Гонта, находившийся дома, услышал крик соседа о том, что что-то случилось на пляже. Гонта схватил фотокамеру и босился на берег. Там он успел сделать несколько снимков семейной пары, стоявшей в растерянности, увидев, как её ...