Путешествие по Волге: Самара - Астрахань
riverpilgrim — 12.05.2010В предыдущей части рассказа о путешествии по из Москвы в Астрахань мы закончили на Самаре. С нее и продолжим и этой же серией и закончим уже в Астрахани рассказ о плавании по Волге.
1. Самарский речной вокзал и гостиница "Россия". Удобна для приезжих кто совершает круизы из Самары. Самара - третий город по количеству совершаемых отсюда круизов, после Москвы и Санкт-Петербурга.
2. Порт и крупнейший на Волге элеватор.
3. В двух часах хода вниз по реке находится "зеленая" стоянка Винновка. "Зелеными" стоянки называют потому что там есть возможность позагорать, покупаться, и отдохнуть на природе.
4. Ниже находится города Октябрьск и Сызрань. Октябрьске крупный нефтеналивной порт, из которого наливные составы и самоходные танкеры следуют как на север, в Ярославль и Кстово, так и на юг. Железнодорожный мост в Сызрани через Волгу Был открыт в 1890 году и на момент открытия являлся самым длинным мостом Европы (1436 метров).
5. После Сызрани, также на левом берегу, находится город Хвалынск. Его фотографий у меня нет, круизные теплоходы там не останавливаются. Поэтому перейдем к следующему пункту - шлюзам Саратовской ГЭС (1954-1971) в Балаково. Шлюзы однокамерные двухниточные. По сооружениям ГЭС проходят автодорожный и железнодорожный переходы. Сколько раз бывал там - видел все это только ночью. Диспетчерская шлюза аналогична Нижнекамским и Чебоксарским шлюзам.
6. В часе плавания от Балаково, находящегося на левом берегу, расположен город Вольск, на правом. Вольск, наряду с Новороссийском, является старым центром цементной промышленности России, здесь расположено 4 завода. Они дают чудесную пылевую завесу над Волгой (фото Сергей Витко, 2006 г.).
7. Ниже Вольска расположена еще одна "зеленая" стоянка - Усовка. Ее теплоходы проходят либо утром, при движении вниз, либо ближе к вечеру если поднимаются вверх, если ориентироваться на стандартные программы круизов.
8. Автодорожный мост через Волгу в Пристанном перед Саратовом. Первая очередь моста завершена в 2000 году. В состав мостового перехода входят: мост через основное русло реки Волги (2350,7 м).
9. Саратов. Желтое здание в центре - речной вокзал, где располагаются торговые центры и кафе. В 90-х годах, весь местный скоростной флот, выполнявший перевозки по городам области, был продан в Китай и другие страны. Из прогулочных судов сохранилось около десятка судов типа "ОМ", "Москва" и две "Волги".
10. Визитная карточка Саратова - мост через Волгу, открытый в 1965 году (2803,7 м). Вид на Духо-Сошественский кафедральный собор и Волгу с Соколовой горы.
11. Саратов.
12. На противоположенном берегу находится город Энгельс (до 1931 г. - Покровск). Здесь кроме ряда промышленных предприятий (троллейбусный завод "Тролза" - крупнейшее предприятие по производству троллейбусов) находится авиабаза ВВС России, где базируются стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС, которые 9 мая пролетали в составе авиапарада над Москвой.
13. Саратовский нефтеперерабатывающий завод является одним из старейших нефтеперерабатывающих предприятий страны (1934). Здесь грузятся танкеры идущие на юг, в порты Таганрог (Азовское море) и Кавказ (Черное море).
14. Железнодорожный мост в Саратове через Волгу. Обсуждения проектов строительства моста началось еще в 1892 году и закончились лишь в 1929. Сам построен к 1935 году.
15. Волжская ГЭС в Волгограде делает подпор воды почти до Саратовской ГЭС в Балаково, после Саратова береговая линия расширяется на несколько километров. Левый берег низкий, правый - высокий.
16.
17.
18.
19. Волгоградское водохранилище образовано плотиной Волжской ГЭС, расположено на территории Волгоградской и Саратовской областей. Заполнение водохранилища происходило в течение 1958—1961 гг.
20. Маяк на волнорезе у шлюзов Волгоградской ГЭС. Белая точка между маяком и носом танкера - теплоход идущий на шлюзование.
* * *
О Волжской ГЭС и шлюзах я уже делал подробный пост в прошлом году. Прочитать его можно здесь.
* * *
22. Панорама Волгограда после выхода из подходного канала.
23. Протяженность всего перехода Волгоградского моста около 30 километров. Проект был разработан в 1993 году, строительство началось в 1996, после прервалось на несколько лет. Открытие первой очереди мостового комплекса (переход через Волгу) состоялось в октябре 2009 года.
24. На Волге в Волгограде расположен памятник всем речникам, которые погибли в Великую Отечественную войну. В прежние годы все пассажирские суда проходившие мимо него совершали остановку с возложением венков на воду.
25. Волгоградский речной вокзал - крупнейшее сооружение подобного типа в Европе - в настоящее время успешно выполняет функции торгово-развлекательного центра. Скоростной флот в городе представлен 2 судами ("Восход" и "Заря") - все остальное порезано, прогулочный - около 20 "Москвушек" (которые постепенно продают) и "ОМиков". На заднем плане - жилой комплекс "Волжские паруса".
26. Вид на Волгу с Мамаева кургана.
27. Самый высокий памятник Ленину в России находится в Волгограде. Высота всей композиции составляет 57 метров. Памятник расположен у 1-го шлюза Волго-Донского канала, о котором я делал подробные посты в прошлом году.
28. Ну а мы отправляемся ниже по Волге, где практически чуть ли ни на всем протяжении до Астрахани Волга выглядит так.
29. Ниже Волгограда, на левом берегу реки Ахтубы (рукав Волги), находится Ахтубинск. Здесь расположен государственный лётно-испытательный центр имени Чкалова, недалеко от города самый большой авиаполигон в России – Грошево, из-за чего в советские годы суда иностранными туристами. следовавшими по Волге до Астрахани не ходили, сворачивая на Ростов-на-Дону. Грузовой порт ориентирован на вывоз соли с озера Баскунчак.
30. В часе хода от Ахтубинска расположена "зеленая" стоянка Ахтуба (фото - Михаил Мозжухин, 2004 год).
31. Еще одним местом, где делают остановки пассажирские суда является село Никольское. Так как промышленности в селе нет большинство жителей занято в навигационный период торговлей на рыбно-овощном рынке у пристани. Здесь продают рыбы (копченую, вяленую), черную икру (самопальную), травку местного производства и конечно же овощи-фрукты. Рынок можно смело назвать оптовым, потому что купить один арбуз или дыню здесь можно, но перед ценами сложно устоять. Например, в 2003 году дыня на 3 кг стоившая в Москве 40 рублей за килограмм здесь продавалась за 20 целиком, а за 5 минут до отхода теплохода цены падали и до 10-5 рублей за штуку. После стоянки в Никольском с теплоходов долго не выветривается фруктово-рыбный запах (фото - Михаил Мозжухин, 2004 год).
32. Берега Волги.
33. Между Никольским и Астраханью на Волге находится уникальное гидротехническое сооружение - Астраханский вододелитель. Сооружение предназначалось для обводнения весенними паводковыми водами юго–восточной части дельты Волги.
34. В начале 60-х гг прорабатывался проект создания в районе Енотаевска, расположенного рядом, Нижневолжской ГЭС, совмещенной с вододелителем, водохранилища с подпором до Волгограда и гигантской дамбы, которая бы предохранила от затопления всю Волго-Ахтубинскую пойму и близлежащие степи. Однако из-за экологических последствий от строительства ГЭС отказались, и решили ограничится строительством вододелителя. Он был задуман в те годы, когда происходил интенсивный рост изъятия воды из Волги на нужды орошения, совпавший в 1970-е годы с естественным маловодьем Волги. В результате в низовьях Волги, особенно в восточной части дельты, не обеспечивались для нерестилищ не только оптимальные, но даже приемлемые по высоте и продолжительности стояния воды условия. В течение года плотины не функционировали, а в конце половодья, когда уровень уже начинает падать, русло перекрывается, уровень выше плотины поднимается, и основной сток направляется далее не по основному руслу Волги, а в неперекрытый Бузан, в восточную часть дельты, и нерестилища там получают необходимую воду.
35. В последнее время вододелитель работает периодически. Закончился маловодный природный цикл 60-70-х, кроме того волжскую воду стали меньше разбирать на орошение, и обнаружился ряд негативных экологических последствий для дельты.
36. На правом берегу расположен город Нариманов, возникший одновременно со строительством вододелителя. Здесь же расположен действующий судостроительный завод "Лотос".
37. В полутора часах ниже по Волге начинаются портовые районы Астрахани.
38. Мост с подъемно-опускной секцией через приток Волги в Астрахани.
39. В городе около 30 мостов, через Волгу перекинуто 2 моста: автодорожный, на переднем плане, и совмещённый автомобильный и железнодорожный (на заднем). Левая секция также подъемно-опускная.
40. Астрахань - это пожалуй единственный крупный город на Волге, где нет речного вокзала, только причалы. Точнее его строительство началось еще в 1982 и на фотографии изображен процесс стройки в 2006. Сейчас по рассказам ничего не изменилось.
41. Зато есть Астраханский кремль (1580), с Успенским и Троицким соборами.
42. Приезжать в город лучше весной. Летом здесь невыносимо жарко и пыльно. Как и в других городах скоростного и даже прогулочного флота в Астрахани не осталось: все либо продано, либо порезано. Тем не менее в Астрахани можно начать круиз до Москвы или Нижнего Новгорода (каждый год бывают по несколько предложений, в основном это перегонный рейсы или участки круиза).
На этом серию рассказов о путешествии по Волги из Москвы в Астрахань можно считать законченной. Ранее было:
Часть 1. Москва-Дубна: Северный речной вокзал и порт, Канал им. Москвы
Часть 2. Тверь-Дубна: Иваньковское водохранилище, Конаково
Часть 3. Кимры, Калязин, Углич и Мышкин
Часть 4. Рыбинск, Тутаев, Ярославль, Кострома, Плес, Городец
Часть 5. Нижний Новгород - Чебоксары - Казань - Ульяновск
Часть 6. Ульяновск и Ульяновская область (Криуши и Димитровград)
Часть 7. Тольятти - Самара (Волжская ГЭС и Жигулевские горы)
Итак, я уже рассказ о путешествии по Дону и Волго-Донскому каналу, плавании по Каме. Следующая серией рассказов будет посвящена пути из Москвы в Питер, через Шексну, Белое, Онежское и Ладожское озера, Волго-Балтийскому каналу, Свири и Неве. Но сначала будет серия рассказов о путешествии по Рейну и прилегающим городам.
?