Путешествие по Каналу им. Москвы
riverpilgrim — 17.04.20101. В Москве находится два речных вокзала: северный на Ленинградском шоссе и Южный в районе Нагатино. 90% речных круизов начинаются или заканчиваются на северном речном вокзале.
2. Отсюда теплоходы отправляются в Санкт-Петербург (один из наиболее популярных маршрутов), по Волге до Астрахани и Ростова-на-Дону, на Урал, в Пермь и Уфу и на Белое море к Соловецким островам.
3. Здание Северного речного вокзала, построенного к открытию Канала Москвы в 1937 году, венчает шпиль со звездой, раньше находившейся на одной из башен Кремля. По плану шпиль на время навигации должен был поднимался, в межсезонье - опускаться, но эту операцию проводили крайне редко. В 2008 его опустили и больше не поднимали.
4. Так как здание является памятником архитектуры и охраняется государством оно, естественно, находится в ужасающем состоянии. По крайней мере с внешней стороны. Внутри получше: большинство помещений отремонтировали арендовавшие там места туркомпании. С 2010 года здание перешло в управление к ФГУП Канал Москвы и было закрыто на реконструкцию.
5. Причалы северого речногов вокзала после открытия несколько раз удлиняли и теперь их протяженность составляет чуть более киломметра. Большая часть отдана круизным судам, небольшой пяточок занимает прогулочный флот.
6. С пассажирским портом соседствует грузовой порт. Так как он занимает весьма привлекательное место на берегу то существовало уже несколько проектов по его закрытию и возведению там жилых комплексов и торговых центров. Но пока не сложилось.
7. Северный порт принимает насыпные и генеральные грузы, сейчас туда завозят нерудные материалы для строительства: песок, гравий. Еще в Москве находятся два порта: почти разрушенный западный в районе Сити и южный. Туда возят такие же грузы, в южный еще привозят периодически оборудование и уголь. В обратную сторону из Москвы везут либо металлолом в Череповец, либо вообще ничего. Раньше увозили оборудование, машины и все возможные товары.
8. Ближе к кольцевой автодороге находится Портохладокомбинат, существующий с 1959 года.
В 70-е годы до постройки новых зданий комбината тут был пришвартован транспортный морской рефрижератор "Корсаков" (справа по центру от белого теплохода).
9. На противоположенной стороне Химкинского водохранилища находится район Северное Тушино и парк, где открыт музей ВМФ. Первоначально музей должен был быть в центре Москвы, у Парка Горького.
10. В составе его экспонатов подлодка "Новосибирский комсомолец", приведенная в Москву в сентябре 2003 года из Северодвинска.
11. Экраноплан "Орленок" с Каспийского моря (с июня 2007 года).
12. У причалов Портохладокомбианата с октября 2003 года стоит СКР "Дружный", прибывший в Москву из Калининграда. Он должен был также войти в состав экспонатов музея, но по ряду причин этого не произошло. Летом 2008 года "Дружный" на одну ночь был арендован под корпоративную вечеринку и с помощью буксиров его потоскали по водохранилищу вдоль причалов.
13. Знакомство с вокзалом, портом и окрестностями закончено и можно отправиться в путь по Каналу Москвы. Рейс пассажирского теплохода до Питера занимает 7 дней, до Астрахани 10, до Ростова 12, до Перми или Уфы около 7 дней, в одну сторону со стоянками.
* * *
* * *
14. Первым на пути мы проходим мост Ленинградского шоссе. Это уже второй мост построенный в этом месте через канал: первый был разобран в 70-х годах. В 2009 году рядом с существующим было начато строительного еще одного моста-дублера.
15. Вид на Канал со следующего моста МКАДА. На фото - главный герой фильма "День выборы". На борту "Сергея Абрамова" проходили почти всей действия этой комедии.
16. Железнодорожный мост Октябрьской дороги.
17. Слева и справа, по берегам канала, находятся несколько заградворот. В районе города Химки №73, затем №121. В процессе эксплуатации может появиться необходимость какой-то участок канала на время ремонта, либо в случае аварийной ситуации выключить из общей системы и осушить. Поэтому судоходно-водоводный канал разделен на ряд участков с помощью заградительных ворот, которые позволяют выключить из общей системы канала отдельные участки и водохранилища. Принцип действия: с помощью лебедок со дна поднимаются ворота.
18. Мост Савеловской железной дороги.
19.
20. Гарантированная глубина на канале - 5.5 метра, например такие глубины почти на всем протяжении канала от Темпов до Икши. В районе Химки - Водники и Темпы - Дубна находятся самые глубокие участки (9-11 метров). 17.5 метров у шлюза №1 в Дубне, 23 метра у причалов Водного стадиона в Москве.
21. После Водников суда проходят под мостом Дмитровского шоссе, затем по 5 водохранилищам и соединяющим их участкам канала.
22. Заградворота №114.
23. Яхт-клуб поселка "Аврора".
24. Заградворота №108 разделяющих Икшинское и Пестовское водохранилища.
25. Через пять часов после отправления из Москвы теплоход подходит к первому на пути шлюзу - №6 в Икше.
26. На башнях шлюза № 6 установлены фигуры (скульпторы Р.Р. Иодко, Д.П. Шварц, А.И. Тенита), венчающие колонны, обращенные к шлюзному входу и образующие вместе с удлиненными башнями пропиллею со стороны водораздельного бьефа. Здесь применены мемориальные доски (архитектор Г.Г. Вегман).
27. Шлюзовая камера.
28. Ворота.
29. Над камерой проходит пешеходный мост, с которого удобно смотреть за шлюзованием и фотографировать. Добраться сюда можно электричкой с Савеловского вокзала (40 минут до станции Икша).
30. В прямой видимости от шлюза №6 находится шлюз №5: вид на этот участок с пешеходного моста.
31. Перед шлюзом, со стороны Москвы, скульптура аналогичная той, что стоит и в Москве, в парке Северного речного вокзала. Скульптор Ю.А. Кун.
32. Справа находится насосная камера.
33. Камера шлюза №5. Архитектор - Д.Б. Савицкий: Башни верхней головы шлюза имеют форму, напоминающую каменные подпорные гидротехнические сооружения. Простота форм, широкие глади стен, прорезанные арками проемов, полное отсутствие орнамента и декоративных элементов делают башни монументальными, а применение на башнях круглых ротонд с колоннами придает сооружению в целом легкость и необходимую высоту.
34. После шлюза №5 канал пересекает автомобильный мост в районе станции Морозки (участок Московского Малого Кольца).
35. Затем справа в канал впадает река Скородайка.
36. На северной и центральной трассе канала расположено несколько пристаней, в настоящее время уже не использующихся. Ранее здесь осуществлялись местные пассажирские перевозки и работали скоростные суда.
37. В прежние время на канале работало от 7 до 9 паромных переправ. В настоящее время осталось всего две в северной части. Все остальные либо полностью разобраны, либо представлены в таком виде.
38. Ночью, у причальной стенки шлюза №4.
39. Камера шлюза №4 (архитектор А.Л. Пастернак) днем. Вид при движении со стороны Москвы.
40. Между шлюзом 4 и 3 канал снова пересекает железнодорожный мост Савеловского направления.
41. Слева, после моста и перед шлюзом №3 находится водосброс в речку Яхрома.
42. Северные башни шлюза №3 украшены декоративными парусными кораблями-каравеллами, выполненными из красной меди в крупном масштабе и копирующие корабль Колубма "Санта-Мария". Архитектура гидроузла В.Я. Мовчаном.
43. Общий вид шлюза №3. Во время Великой Отечественный войны шлюз был взорван советскими войсками при отступлении, так как немцы смогли прорвать оборону и захват такого важного стратегического сооружения был не допустим. После войны шлюз восстановили.
44. Сразу за шлюзом находится Яхромский автомобильный мост, построенный в 2005 году. Прежний мост, построенный в 1937 году был разобран в 2004.
45. Порт города Дмитрова ориентирован на грузоперевозки. Несколько лет назад отсюда осуществлялись прогулочные рейсы по Каналу в сторону Дубны на судах типа "Москва".
46. По северной границе порта проходит Рогачевский автодорожный мост ведущий в Дмитров.
47. Следующим через десяток километров канал пересекает Татищевский мост, построенный в 1996 году. За поворотом находится поселок Орево, заградворота №103 и берега украшенные белыми фигурами пионеров.
48. Участок от шлюза №3 до шлюза №2 один из самых длинных (5-6 часов перехода) и разнообразных: трасса канала проходит сначала по насыпи в болотах, то в глубокой выемке.
49. Шлюз №2 в поселке Темпы.
50. На башнях шлюза установлены скульптурные группы (скульпторы Ю.П. Поммер, А.А. Стемпковский), изображающие строителей канала. В 2003 у скульптуры красноармейца (в центре) отвалилась голова.
51. Над архитектурой сооружений гидроузла № 2 работал архитектор В.М. Лисицын.
52. Вид из камеры вниз, на участок Мельдино-Темпы. Видна (слева) действующая паромная переправа. Трубы по центру - ТЭЦ на Большой Волге (Дубна).
53. Километраж: точка отсчета находится в Южном порту Москвы.
54. Участок канала между шлюзами №2 и 1.
55. Выведенная из работы паромная переправа №2 у деревни Карманово.
56. Рядом с ней находится интересное гидротехническое сооружение: трассу канала пересекает река Сестра. Она проходит под дном канала в трубах, на глубине более 10 метров. С борта теплохода виден водосброс на правой (по ходу из Москвы) стороне канала.
57. Водопропускное сооружение реки Сестры слева у подножия насыпи канала: с борта теплохода его не видно.
58. Через километр на правом берегу находится стела "Дубна": наукоград с институтом ядерных исследований, основанный в 1956 году, недалеко от шлюза №1, на берегу Волги.
59. Последние ворота на трассе канала - №104.
60. Конструкция ворот отличается от аналогичных расположенных в других местах: ворота здесь выкатные, а не поднимающиеся. При закрытии ворот, воду на участке от них до шлюза №2 можно сбросить через водопропуск реки Сестры.
61. Действующая паромная переправа №1 на дороге Конаково - Дубна.
62. Справа на берегу находится Большой Волжский маяк, недействующий.
63. Памятник Ленину у шлюза №1.
64. Южная башня шлюза № 1. Под шлюзом проходит автодорога, соединяющая Старую Дубну и новый город.
65. Камера шлюза №1 в Дубне. Внизу уже начинается Волга.
О путешествии по Волге я расскажу чуть позже, а следующий рассказ будет посвящен участку Волги от Твери до Дубны.