Путешествие по Каналу им. Москвы

топ 100 блогов riverpilgrim17.04.2010
 
Пока до новых поездок еще есть время, а материалы из предыдущих уже разобраны, пора взяться и за архивы. Выложенные еще в 2007-2009 годах они уже давно не доступны в прежних постах, и давно пора исправить это, тем более об этом многие неоднократно просили. При этом не просто восстановить прежние материалы, а и добавить что-то новое. Начать хочу с того, с чего начинал еще три года назад этот журнал:

Путешествие по Каналу им. Москвы



1. В Москве находится два речных вокзала: северный на Ленинградском шоссе и Южный в районе Нагатино. 90% речных круизов начинаются или заканчиваются на северном речном вокзале.

Путешествие по Каналу им. Москвы


2. Отсюда теплоходы отправляются в Санкт-Петербург (один из наиболее популярных маршрутов), по Волге до Астрахани и Ростова-на-Дону, на Урал, в Пермь и Уфу и на Белое море к Соловецким островам.

Путешествие по Каналу им. Москвы



3. Здание Северного речного вокзала, построенного к открытию Канала Москвы в 1937 году, венчает шпиль со звездой, раньше находившейся на одной из башен Кремля. По плану шпиль на время навигации должен был поднимался, в межсезонье - опускаться, но эту операцию проводили крайне редко. В 2008 его опустили и больше не поднимали.

Путешествие по Каналу им. Москвы



4. Так как здание является памятником архитектуры и охраняется государством оно, естественно, находится в ужасающем состоянии. По крайней мере с внешней стороны. Внутри получше: большинство помещений отремонтировали арендовавшие там места туркомпании. С 2010 года здание перешло в управление к ФГУП Канал Москвы и было закрыто на реконструкцию.

Путешествие по Каналу им. Москвы



5. Причалы северого речногов вокзала после открытия несколько раз удлиняли и теперь их протяженность составляет чуть более киломметра. Большая часть отдана круизным судам, небольшой пяточок занимает прогулочный флот.

Путешествие по Каналу им. Москвы



6. С пассажирским портом соседствует грузовой порт. Так как он занимает весьма привлекательное место на берегу то существовало уже несколько проектов по его закрытию и возведению там жилых комплексов и торговых центров. Но пока не сложилось.

Путешествие по Каналу им. Москвы



7. Северный порт принимает насыпные и генеральные грузы, сейчас туда завозят нерудные материалы для строительства: песок, гравий. Еще в Москве находятся два порта: почти разрушенный западный в районе Сити и южный. Туда возят такие же грузы, в южный еще привозят периодически оборудование и уголь. В обратную сторону из Москвы везут либо металлолом в Череповец, либо вообще ничего. Раньше увозили оборудование, машины и все возможные товары.

Путешествие по Каналу им. Москвы



8. Ближе к кольцевой автодороге находится Портохладокомбинат, существующий с 1959 года.

Путешествие по Каналу им. Москвы


В 70-е годы до постройки новых зданий комбината тут был пришвартован транспортный морской рефрижератор "Корсаков" (справа по центру от белого теплохода).

Путешествие по Каналу им. Москвы



9. На противоположенной стороне Химкинского водохранилища находится район Северное Тушино и парк, где открыт музей ВМФ. Первоначально музей должен был быть в центре Москвы, у Парка Горького.

Путешествие по Каналу им. Москвы



10. В составе его экспонатов подлодка "Новосибирский комсомолец", приведенная в Москву в сентябре 2003 года из Северодвинска.

Путешествие по Каналу им. Москвы



11. Экраноплан "Орленок" с Каспийского моря (с июня 2007 года).

Путешествие по Каналу им. Москвы



12. У причалов Портохладокомбианата с октября 2003 года стоит СКР "Дружный", прибывший в Москву из Калининграда. Он должен был также войти в состав экспонатов музея, но по ряду причин этого не произошло. Летом 2008 года "Дружный" на одну ночь был арендован под корпоративную вечеринку и с помощью буксиров его потоскали по водохранилищу вдоль причалов.

Путешествие по Каналу им. Москвы



13. Знакомство с вокзалом, портом и окрестностями закончено и можно отправиться в путь по Каналу Москвы. Рейс пассажирского теплохода до Питера занимает 7 дней, до Астрахани 10, до Ростова 12, до Перми или Уфы около 7 дней, в одну сторону со стоянками.

Путешествие по Каналу им. Москвы


* * *

Канал имени Москвы - до 1947 канал Москва — Волга, соединяет Москву-реку с рекой Волгой; расположен в Московской  области, к северу от Москвы. Начинается от Иваньковского водохранилища (здесь шлюз № 1 и Иваньковская ГЭС с плотиной и дамбами) и соединяется с Москвой-рекой в Москве, в районе Тушино. Общая длина канала 128 км. В его составе более 240 гидротехнических сооружений (шлюзы, насосные станции, гидростанции, водоспуски, водосбросы, плотины, паромные переправы и т.д.). Построен в 1932—1937. Первые 74 км канала от Иваньковского водохранилища являются лестницей северного склона Клинско-Дмитровской гряды, где расположено 5 гидроузлов (№ 2 — 6), каждый из которых состоит из судоходного шлюза и насосной станции; суда, следующие в Москву, на этом участке преодолевают подъём в 38 м.

Путешествие по Каналу им. Москвы


* * *

14. Первым на пути мы проходим мост Ленинградского шоссе. Это уже второй мост построенный в этом месте через канал: первый был разобран в 70-х годах. В 2009 году рядом с существующим было начато строительного еще одного моста-дублера.

Путешествие по Каналу им. Москвы



15. Вид на Канал со следующего моста МКАДА. На фото - главный герой фильма "День выборы". На борту "Сергея Абрамова" проходили почти всей действия этой комедии.

Путешествие по Каналу им. Москвы



16. Железнодорожный мост Октябрьской дороги.

Путешествие по Каналу им. Москвы



17. Слева и справа, по берегам канала, находятся несколько заградворот. В районе города Химки №73, затем №121. В процессе эксплуатации может появиться необходимость какой-то участок канала на время ремонта, либо в случае аварийной ситуации выключить из общей системы и осушить. Поэтому судоходно-водоводный канал разделен на ряд участков с помощью заградительных ворот, которые позволяют выключить из общей системы канала отдельные участки и водохранилища. Принцип действия: с помощью лебедок со дна поднимаются ворота.

Путешествие по Каналу им. Москвы



18. Мост Савеловской железной дороги.

Путешествие по Каналу им. Москвы



19.

Путешествие по Каналу им. Москвы



20. Гарантированная глубина на канале - 5.5 метра, например такие глубины почти на всем протяжении канала от Темпов до Икши. В районе Химки - Водники и Темпы - Дубна находятся самые глубокие участки (9-11 метров). 17.5 метров у шлюза №1 в Дубне, 23 метра у причалов Водного стадиона в Москве.

Путешествие по Каналу им. Москвы



21. После Водников суда проходят под мостом Дмитровского шоссе, затем по  5 водохранилищам и соединяющим их участкам канала.

Путешествие по Каналу им. Москвы



22. Заградворота №114.

Путешествие по Каналу им. Москвы



23. Яхт-клуб поселка "Аврора".

Путешествие по Каналу им. Москвы



24. Заградворота №108 разделяющих Икшинское и Пестовское водохранилища.

Путешествие по Каналу им. Москвы



25. Через пять часов после отправления из Москвы теплоход подходит к первому на пути шлюзу - №6 в Икше.

Путешествие по Каналу им. Москвы



26. На башнях шлюза № 6 установлены фигуры (скульпторы Р.Р. Иодко, Д.П. Шварц, А.И. Тенита), венчающие колонны, обращенные к шлюзному входу и образующие вместе с удлиненными башнями пропиллею со стороны водораздельного бьефа. Здесь применены мемориальные доски (архитектор Г.Г. Вегман).

Путешествие по Каналу им. Москвы



27. Шлюзовая камера.

Путешествие по Каналу им. Москвы



28. Ворота.

Путешествие по Каналу им. Москвы



29. Над камерой проходит пешеходный мост, с которого удобно смотреть за шлюзованием и фотографировать. Добраться сюда можно электричкой с Савеловского вокзала (40 минут до станции Икша).

Путешествие по Каналу им. Москвы



30. В прямой видимости от шлюза №6 находится шлюз №5: вид на этот участок с пешеходного моста.

Путешествие по Каналу им. Москвы


31. Перед шлюзом, со стороны Москвы, скульптура аналогичная той, что стоит и в Москве, в парке Северного речного вокзала. Скульптор Ю.А. Кун.

Путешествие по Каналу им. Москвы


32. Справа находится насосная камера.

Путешествие по Каналу им. Москвы


33. Камера шлюза №5. Архитектор - Д.Б. Савицкий: Башни верхней головы шлюза имеют форму, напоминающую каменные подпорные гидротехнические сооружения. Простота форм, широкие глади стен, прорезанные арками проемов, полное отсутствие орнамента и декоративных элементов делают башни монументальными, а применение на башнях круглых ротонд с колоннами придает сооружению в целом легкость и необходимую высоту.

Путешествие по Каналу им. Москвы



34. После шлюза №5 канал пересекает автомобильный мост в районе станции Морозки (участок Московского Малого Кольца).

Путешествие по Каналу им. Москвы



35. Затем справа в канал впадает река Скородайка.

Путешествие по Каналу им. Москвы



36. На северной и центральной трассе канала расположено несколько пристаней, в настоящее время уже не использующихся. Ранее здесь осуществлялись местные пассажирские перевозки и работали скоростные суда.

Путешествие по Каналу им. Москвы



37. В прежние время на канале работало от 7 до 9 паромных переправ. В настоящее время осталось всего две в северной части. Все остальные либо полностью разобраны, либо представлены в таком виде.

Путешествие по Каналу им. Москвы



38. Ночью, у причальной стенки шлюза №4.

Путешествие по Каналу им. Москвы



39. Камера шлюза №4 (архитектор А.Л. Пастернак) днем. Вид при движении со стороны Москвы.

Путешествие по Каналу им. Москвы


40. Между шлюзом 4 и 3 канал снова пересекает железнодорожный мост Савеловского направления.

Путешествие по Каналу им. Москвы



41. Слева, после моста и перед шлюзом №3 находится водосброс в речку Яхрома.

Путешествие по Каналу им. Москвы



42. Северные башни шлюза №3 украшены декоративными парусными кораблями-каравеллами, выполненными из красной меди в крупном масштабе и копирующие корабль Колубма "Санта-Мария". Архитектура гидроузла В.Я. Мовчаном.

Путешествие по Каналу им. Москвы



43. Общий вид шлюза №3. Во время Великой Отечественный войны шлюз был взорван советскими войсками при отступлении, так как немцы смогли прорвать оборону и захват такого важного стратегического сооружения был не допустим. После войны шлюз восстановили.

Путешествие по Каналу им. Москвы



44. Сразу за шлюзом находится Яхромский автомобильный мост, построенный в 2005 году. Прежний мост, построенный в 1937 году был разобран в 2004.

Путешествие по Каналу им. Москвы



45. Порт города Дмитрова ориентирован на грузоперевозки. Несколько лет назад отсюда осуществлялись прогулочные рейсы по Каналу в сторону Дубны на судах типа "Москва".

Путешествие по Каналу им. Москвы



46. По северной границе порта проходит Рогачевский автодорожный мост ведущий в Дмитров.

Путешествие по Каналу им. Москвы



47. Следующим через десяток километров канал пересекает Татищевский мост, построенный в 1996 году. За поворотом находится поселок Орево, заградворота №103 и берега украшенные белыми фигурами пионеров.

Путешествие по Каналу им. Москвы


48. Участок от шлюза №3 до шлюза №2 один из самых длинных (5-6 часов перехода) и разнообразных: трасса канала проходит сначала по насыпи в болотах, то в глубокой выемке.

Путешествие по Каналу им. Москвы



49. Шлюз №2 в поселке Темпы.

Путешествие по Каналу им. Москвы



50. На башнях шлюза установлены скульптурные группы (скульпторы Ю.П. Поммер, А.А. Стемпковский), изображающие строителей канала. В 2003 у скульптуры красноармейца (в центре) отвалилась голова.

Путешествие по Каналу им. Москвы



51. Над архитектурой сооружений гидроузла № 2 работал архитектор В.М. Лисицын.

Путешествие по Каналу им. Москвы



52. Вид из камеры вниз, на участок Мельдино-Темпы. Видна (слева) действующая паромная переправа. Трубы по центру - ТЭЦ на Большой Волге (Дубна).

Путешествие по Каналу им. Москвы



53. Километраж: точка отсчета находится в Южном порту Москвы.

Путешествие по Каналу им. Москвы



54. Участок канала между шлюзами №2 и 1.

Путешествие по Каналу им. Москвы



55. Выведенная из работы паромная переправа №2 у деревни Карманово.

Путешествие по Каналу им. Москвы



56. Рядом с ней находится интересное гидротехническое сооружение: трассу канала пересекает река Сестра. Она проходит под дном канала в трубах, на глубине более 10 метров. С борта теплохода виден водосброс на правой (по ходу из Москвы) стороне канала.

Путешествие по Каналу им. Москвы



57. Водопропускное сооружение реки Сестры слева у подножия насыпи канала: с борта теплохода его не видно.

Путешествие по Каналу им. Москвы



58. Через километр на правом берегу находится стела "Дубна": наукоград с институтом ядерных исследований, основанный в 1956 году, недалеко от шлюза №1, на берегу Волги.

Путешествие по Каналу им. Москвы



59. Последние ворота на трассе канала - №104.

Путешествие по Каналу им. Москвы



60. Конструкция ворот отличается от аналогичных расположенных в других местах: ворота здесь выкатные, а не поднимающиеся. При закрытии ворот, воду на участке от них до шлюза №2 можно сбросить через водопропуск реки Сестры.

Путешествие по Каналу им. Москвы



61. Действующая паромная переправа №1 на дороге Конаково - Дубна.

Путешествие по Каналу им. Москвы



62. Справа на берегу  находится Большой Волжский маяк, недействующий.

Путешествие по Каналу им. Москвы



63. Памятник Ленину у шлюза №1.

Путешествие по Каналу им. Москвы



64. Южная башня шлюза № 1. Под шлюзом проходит автодорога, соединяющая Старую Дубну и новый город.

Путешествие по Каналу им. Москвы



65. Камера шлюза №1 в Дубне. Внизу уже начинается Волга.

Путешествие по Каналу им. Москвы


О путешествии по Волге я расскажу чуть позже, а следующий рассказ будет посвящен участку Волги от Твери до Дубны.

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Телеканал «Скай-ньюс Арабия» со ссылкой на данные своего источника сообщил о том, что в Египте потерпел крушение предположительно российский пассажирский авиалайнер. Сообщается, что на его борту были 212 человек. Большинство из них - граждане России. По данным телеканала, самолет напра ...
Народ изнемогает от жары, толпой огромной бежит на пляжи. И пофиг, что они закрыты для купания: когда это народ наш останавливало-то? ...
семья.   И образцовую надо отметить.   Разумеется, самые образцовые должны состоять из бизнесменов и актрисок. Но одного этого недостаточно. В Москве прошла премия Family Awards. На ней ежегодно отмечают гармоничные союзы, которые своим примером и творчеством рассказывают ...
Проснулся под стук капель дождя по оконным карнизам. Ветер гонит осенние свинцовые тучи. Не нравится мне всё это, я объявляю непогоде войну. И воевать буду известными средствами - разгоняя тучи знойными картинками, какие вы любите. Любители картинок могут отмечаться внизу поста, ставя ...
Поляки жалуются, что из-за закона о мобилизации на Украине у них некому будет собирать клубнику, — СМИ. Владелец агентства по трудоустройству заявил, что одна из проблем для экономики Польши – снижение мобилизационного возраста с 27 до 25 лет на Украине. - Вы против мобилизации на ...