Суда не туда
riverpilgrim — 08.03.2010
Довелось вчера побывать в том месте, куда собирался, наверное, лет
десять, не меньше. История пассажирского теплохода "Валерий Брюсов"
достаточно грустна, впрочем, как и всей серии этих судов.
Построенные, как советская помощь австрийским рабочим для
перспективной работы на малых реках России, они оказались
совершенно не ко времени и не к месту.
Серия этих судов строилась в
середине 80-х годов в Австрии, предназначалась для работы на малых
реках и реках Сибири. Из всех судов сейчас в эксплуатации находятся
только два - "Сергей Есенин" в европейской части, и "Михаил
Светлов" на Лене. "Демьян Бедный" в Якутске, "Александр Блок" и
"Валерий Брюсов" в Москве из эксплуатации выведены, при чем два
последних - навсегда.
Проблем у серии оказалась целая
масса. Для тех рек, где их предназначалось использовать, они не
подошли. В европейской части страны это были, например, Ока и
Белая. Путь на северо-запад им был закрыт из-за класса регистра
(сейчас уже "Есенин" ходит и на Питер), на Волге, Дону и Каме
с избытком хватало других судов. "Бедный" был отправлен сначала на
Обь, но и там не прижился и его перевели на Лену, к находившемуся
уже там "Светлову".
В эксплуатации суда были не эффективны. Небольшая
пассажировместимость не покрывала затраты на эксплуатацию. К тому
же, обозначились проблемы с ремонтом, из-за нехватки дефицитных
западногерманских запчастей, найти которым замену не получилось. В
итоге стало проще их вывести из работы.
На вопрос почему же такую негодную серию судов вообще заказали,
есть два ответа. Как утверждают специалисты, Минречфлот и не думал
о такой серии, министерству эти суда дали как бы в нагрузку, а
строили их как "социально-политический заказ в помощь австрийским
рабочим". Проектировали в спешке, поэтому и получилось то, что
получилось. К тому же предполагалось что внутренние водные пути
будут развиваться, и у судов будет большой район эксплуатации. Но в
итоге "развитие" получилось прямопротивоположенное планам.
Первым на прикол встал "Александр Блок". Этот теплоход отработал
всего три года! Построен был на верфи "Osterreichische
Schiffswerften AG Linz Korneuburg" в 1984 году (кстати, заказывал
Речфлот эти суда в Австрии еще в конце 70-х годов), а в октябре
1987 уже был поставлен под гостиницу на Краснопресненской
набережной в Москве, на Москва-реке.
С инициативой применить его как
стоечное судно выступил глава Совинцентра (сейчас Центр
международной торговли), который таким путем эффективно увеличил
номерной фонд, а московское пароходство избавил от портящих
финансовые показатели судна. В те годы иностранцев , валом валивших
в Союз посмотреть начинающуюся "перестройку" размещать было негде.
Приличных гостиниц даже в Москве не хватало. А тут практически
европейские 3*.
Вторым встал под гостиницу и ресторан "Валерий Брюсов" построенный
в том же 1984 году. Это было уже в 1994 году. Его пристанью стала
Крымская набережная (#10), напротив Центрального дома художника
(
ссылка
на карту).
Для прохода судов сбрасывали уровень
примерно на один метр в Москве -реке и снимали фальштрубы.
Впоследствии, уже со стоящих судов снимали запчасти для работающего
"Есенина". Разные источники называют разные варианты, но итог
одинаков: шансов снова начать работу у этих судов нет
никаких.
Причина того, что из тройки
московских судов вывели именно "Блока" с "Брюсовым", а
"Есенина" оставили в том, что последний работал на "Интурист",
а первые на советские союзные турбюро.
На теплоходах кроме гостиницы и ресторана до лета 2009 года
работали казино, сейчас казино на "Брюсове" заменили на
караоке-клуб, что на "Блоке" не знаю, давно в тех краях не
был.
К сожалению, назвать место
привлекательным сложно. Не знаю, почему, может мрачные интерьеры
практически все "родные", аутентичные, сохраненные с момента
постройки тому виной. Может просто лично меня атмосфера "заживо
похороненного" судна тяготит. Впрочем, скупое освещение коридоров и
интерьеров тоже сильно давит.
Носовой читательный салон названный VIP-залом ...
... хорошо гармонирует с такими "удобствами" на палубе
Впрочем, туалеты, конечно, на борту
внутри есть, но их состояние более чем родное, не менявшееся с
постройки судна. Сами каюты не смотрели, думаю, что такое же все не
перестроенное. Ценник на них стандартный для центра Москвы (около
$100 с человека), хотя, несомненно дешевле, чем находящийся рядом
на берегу "Президент-Отель". На сайте теплохода заявлено, что есть
и каюты повышенной комфортности, по 200 баксов с лица, но глядя на
носовой вып-салон как-то даже и смотреть не хочется.
Впрочем, светлые моменты здесь то же есть. Вот, лестница, к
примеру.
Или ресторан. Цены относительно
(опять же для ресторана в центре) не большие, от 200 до 600 рублей
за позицию. Удивило богатство выбора кушаний, давно не встречал. И
по качеству просто отлично. Правда цены на алкоголь очень высоки,
но пить вообщем-то тоже вредно. А с безалкогольными напитками все
хорошо, присутствуют.