"Путь бриллианта" — новая выставка в Историческом музее
annastorm — 03.06.2023В Историческом музее в здании Музея 1812 года на Площади Революции открылась выставка «Путь бриллианта. Чудо природы и рукотворный шедевр». Это возможность увидеть уникальную коллекцию алмазов и бриллиантов компании Алроса и познакомиться с алмазодобывающей отраслью.
Эта выставка отражает историю нашей страны, историю возникновения целой новой индустрии, это дань памяти геологам-первооткрывателям, добытчикам, огранщикам, мастерству ювелиров.
Первый зал знакомит нас с химической структурой алмаза и почему он самый твердый минерал на Земле.
Идем в зал истории возникновения алмазодобычи. Начиналось все еще при Николае I в XIX веке отрыли алмазные россыпи на Урале. Первое месторождение же было в Сибири. Профессор Соболев в 30-е годы сделал вывод что строение Восточно-Сибирской платформы примерно такое же как и в Южной Африке и он предположил, что могут быть найдены алмазы. Здесь же вы узнаете о советских геологах-первооткрывателях Наталии Сарсадских, которая определила методику выявления кимберлитовых трубок — магматическую горную породу, содержащую алмазы, по спутнику алмазов минералу пиропу и Ларисе Попугаевой, которая продолжила ее дело. Об открытии одного из самых крупных месторождений кимберлитовой трубке «Мир» Екатериной Елагиной, Юрием Хабардиным и Владимиром Авдеенко. О сложных отношениях и конкуренции среди геологов и зашифрованной телеграмме
«Закурили трубку мира зпт табак хороший тчк Елагина Хабардин Авдеенко».
Не только пиропы — магнезиальные гранаты, являются спутниками алмазов. Это еще и оливины (форстериты), пикроильмениты, хромшпенилиды. При этом месторождение считается хорошим если в одной тонне кимберлита присутствует хотя бы один карат алмаза.
Работа по добыче тяжелая, спуск в шахту занимает около 30 минут и более и проходит медленно, чтобы не было кессонной болезни, работают по 8 часов. Почти все ювелиры потомственные работники, так как знания передаются из рук в руки, да и талант к этому должен быть. Сейчас каждый третий алмаз добывают в России. Вот такое чудо природы!
Переходим в алмазный зал. Тут представлена коллекция алмазов созданная природой. Единственный в мире алмаз «Погремушка» весом всего 0,62 карата с полостью и еще одним алмазом меньшего размера внутри, алмаз «Акинфеев» напоминающий футбольный мяч найден в момент когда наша сборная на Чемпионате мира вышла в четверть финал, алмаз «Череп» с двумя треугольными отверстиями — глазницами, рядом Снежинка, Птичка, Альпака, Черепаха, Матрешка, Шар, Куб и Бублик.
Далее самые большие и уникальные. Так черный алмаз весом 430 карат и рядом «Инь и Янь» нашли уже расколотым и при этом на комбинат они поступили в разных партиях, на сходство обратил внимание сортировщик.
Тут же представлены именные алмазы, хотя имя дается не всегда. Алмаз в честь 75-летия Владимира Жириновского, который с одной стороны колючий и угловатый, а с другой гладкий. Алмаз «Кындыкан» назван в честь легендарной эвенкийской девочки, которая выжила одна из всей семьи на стойбище, после смерти родных от оспы.
Не все алмазы уникальны, размер при этом не влияет. Уникальным его признает специальный совет. С 2000 года выявлено таких камней всего 7 и один можно увидеть на выставке — это «2000 лет Рождества Христова» весом 180, 17 карата обнаружен 1999 году.
И еще несколько алмазов, которые особенно понравились.
Познакомимся теперь с бриллиантами. В середине 20-го века создана международная система оценки камней 4С — цвет, вес, огранка и чистота камня. Слово карат пошло от семени рожкового дерева — итал. carato - весом 0,2 г, которое использовали для измерения драгоценных камней.
На фото каратность от 1 до 15. Огранка зависит от каратности. Самая знаменитая круглая 57 граней, прямоугольная изумруд или эмеральд больше 57, овальная — 57 граней, квадрат — принцесса от 57 до 63 граней, радиант — прямоугольная со скругленными углами, сердце и ашер — квадратный изумруд. Цвет камней говорит о их кристаллической решетке и это учитывают при огранке, так розовые более хрупкие камни. Бриллианты бывают прозрачные, нежно желтые, желтые, голубые, розовые. Цвет придают примеси, так бор дает голубой оттенок, граффит черный.
Алмазы не всегда подвергаются огранке, для этого он должен быть достаточно чистый. Часто из большого алмаза получают несколько бриллиантов и плюс более мелкие спутники. Площадь алмаза используют максимально. При этом в зависимости от формы огранки использование в процентном соотношении разное. Так при круглой 40-50%, все остальное на спутники, у фантазийных может доходить до 80%. Поэтому круглая форма дороже.
«Бриллиант чистой воды»
Чистота камней. Бытует заблуждение, что если опустить бриллиант в стакан с водой, то он будет не виден. Ровно наоборот, именно бриллиант и будет виден благодаря параметру преломления, который почти в 2 раза больше чем у воды. У стекла же коэффициент преломления близок к воде и поэтому вероятность увидеть стекло в воде меньше.
Уникальный бриллиант с наивысшими характеристиками по всем 4 критериям бриллиант в форме груши. Совершенен по цвету и его распределению, по количеству граней, почти нет примесей, редкий цвет.
Следующие три витрины посвящены коллекции «Русские сезоны» и посвящены великому русскому балету и сезонам Дягилева. Это реплики из фианита, так как все три бриллианта проданы с аукциона. Первый это «Жар-птица» 20,6 карата огранка ашер, создан из алмаза почти в 60 карат, с насыщенным желтым, медовым оттенком. Тип огранки не типичен для данного цвета. У фантазийных, то есть цветных бриллиантов тип огранки выбирают так чтобы «собрать» цвет. Круглая, ступенчатая форма, то есть изумруд и ашер, обычно рассеивают цвет. Название получил в честь балета 1911 года «Жар-птица», который произвел фурор и в Париже, и в Милане. Оригинал продан ювелирному дому «Graff» и из него создано ювелирное изделие, но кому оно принадлежит не известно. Компания Алроса отслеживает дальнейшую судьбу камней, но разглашать информацию о владельцах не может.
Розовый бриллиант «Призрак розы» 14,83 карата самый дорогой из цветных бриллиантов за карат, создан из алмаза "Нижинский" названного в честь великого танцовщика Вацлава Нижинского. Розовые алмазы очень редко встречаются, особенно в таком размере 27,85 карата и чистоты и из-за внутреннего напряжения их очень сложно огранять. Розовый цвет получается не из-за примесей, а из-за деформации кристаллической решетки при росте камня. Природа этого явления до сих пор изучается.
И самый большой «The Spectacle» — представление — 100 карат, изготовлен из алмаза Дягилев в 207 карат, эмиральд — изумруд — 72 грани. У него есть спутники 8 камней, знаковых 2 по 6 карат хорошего качества.
Переходим к историческим коллекциям «По эскизам Карла Фаберже» и «Империум». Эта коллекция создана компанией Алроса совместно с Эрмитажем как результат реставрации альбома с эскизами компании Фаберже. Украшения по данным эскизам сама компания Фаберже не воплощала, они остались на бумаге. В альбоме рисунки как самого Карла, который тяготел к классике, так и его брата Агафона Фаберже, который предпочитал модерн, единственной женщины потомственного ювелира Альмы Пиль, которая часто использовала мотив снежинки в своих украшениях. Фаберже предпочитал маленькие бриллианты и в основном работал над дизайном.
Современная коллекция с крупными камнями, металл практически не виден. Это разработка «effect invisible» — незаметная закрепка камней, особенно хорошо видна на браслете.
Коллекция украшений с люминесцирующими бриллиантами «Алроса-Luminous» выставляется впервые. Лишь 6% камней обладают флюоресцирующим эффектом. Стенды оснащены лампами ультрафиолета и мы можем видеть посмотреть как меняется их цвет. При этом свечение может быть как голубым, так и красным зависит от примесей. Никогда раньше о таком не слышала.
Выставка интерактивна, так через vr очки можно посмотреть фильм «Путь алмаза» как добывают алмазы в Якутии, спуститься в шахту, заглянуть на производство, пролететь словно птица над карьером и проследить весь путь от добычи руды до бриллианта. Для меня было открытием, что алмазы в измельченной руде обнаруживают с помощью рентгеновских лучей.
Очень люблю выставки, потом хочется узнать больше о жизни многих героев, а там открывается столько нового. Поэтому советую прочитать биографии Наталии Сарсадских, Ларисы Попугаевой, Екатерины Елагиной, Альмы Пиль.
Передать игру света на гранях бриллиантов через фото очень сложно, даже видео с этим плохо справляется, поэтому любоваться красотой камней советую воочию. Выставка открыта до 10 сентября 2023 года, спешите посетить!
За возможность увидеть выставку первой благодарю Михаила Брацило и Москультуру moscultura