
Гештальт-терапия для современного человека


Пришлось мне готовить некий материал по гештальт-терапии. Ну пришлось и пришлось. Готовим. Пишем диссертацию и доклад, как грится.
И вот прошедшая неделя сплошным фоном эта моя, значит, письменная работа. На какую цветочную клумбу не взгляну с анюткиными глазками, всюду на меня смотрят злые личика цветочных человечков. В общем, пришлось наворовать этих недобросмотрящих на меня «цветочных человечков» прямо в центре города себе на домашний букет полевых цветов.
Вы не поверите, но в этом году в центре Восточно-Европейской столицы в главном замке без минуты нового президента Рафала Тшасковского /ждем второго тура/, парково-огородные дизайнеры высадили, кроме тех самых злых «глазок», незабудок и фанфанов, маки с васильками и еще такие синие неблагородные стебли с фиолетовыми сладкопахнущими соцветиями на манер «медуницы». И это вызвало во мне такой глубоко-национальный восторг красоты, да еще и жужжание жужжащих майских пчел наперебой и целыми стаями вокруг этой природной красоты, что во мне проснулась бестия, фурия и хулиганка в одном Ланином блюр-лице. В общем, я заставила сопровождающего меня любовника собраться с силами и воровать, значит, эти маки с васильками прямо посреди города с камерами и полицейскими. Слава Богу, все обошлось, в тюрьму со штрафом нас не закрыли. Букет полевых цветов красуется у меня на кухне и в цифровых облаках, и хyй вам я его покажу. Потому что — категория «ничего личного».
Это было лирическое цветочное отступление прошедшего воскресного дня, а мы возвращаемся к нашим гештальтным овцам, фону и фигуре новой рабоче-крестьянской недели.
Короче говоря, гештальтиковая терапия в так называемых тупиковых ситуациях, предлагает перевести тревожный взгляд с фигуры на фон. То есть важна не фигура, которая, выражаясь языком гештальтников, триггерит в данном текущем моменте, а постарайтесь разглядеть контекст этой фигуры/фон. Другими словами, отодвиньте значимую для вас фигуру в тупиковой ситуации на задний план, а несущественный и незначимый фон сделайте первостепенно-контекстуальным для вас. И начните его разглядывать: ветка сакуры; пчела на медунице; облако, которое никогда не станет небом; небо, которое не земля; улитка, взбирающаяся на фудзи; отрешенная фудзи от улитки, которой похуй какая улитка взбирается каждую весну на вершину несуществующей метафоричности, и так далее

В принципе, рабочая схема терапевтической гештальтии. И ты никогда не узнаешь, была ли мертва Кошка Шредингера в момент открытого тобой ящика, или жива, потому что именно ты и именно в конкретный момент открыл ящик пандоры, впустив свежий глоток воздуха, который позволил кошке дышать. Одним словом, никто никогда не узнает, какой выбор в тупиковой ситуации был именно правильным, ибо что бы ни выбрал /открыть или закрыть крышку гроба читай «ящика»/ — по факту окажется, именно сделанный выбор и есть единственно правильным на текущий момент/жизни. Это как пример с двумя черными камушками в шкатулке и выбором. Не можешь сделать выбор, — говорит Дракон принцессе, — кинь жребий/камушек в море. Если выберешь белый камушек — выйдешь замуж за принца, а если выберешь черный — не судьба, значит. И вот, принцесса, не глядя достает камушек из шкатулки и бросает его в море. И знаете в чем прикол этой гештальт-сказки? Дракон-то в шкатулочку положил два черных камушка.
Но мы двигаемся к закрытию теме о гештальт-терапии и новомодном прорыве, который осенил меня инсайт-эврикой при написании диссертации или доклада или неважно чего.
Современный человек так же, как и несовременный в свое несовременное время, попадает в тупиковые или патовые психоэмоушеновые ситуации. Когда начинает суетиться, истерить, тревожиться, стресовать, депрессировать итп и не может понять, как ему поступить и что делать со своей жизнью по Чернышевскому. И вот старый привычный метод гештальт-терапии говорит — первопричинный раздражитель в виде фигуры отложите и начните разглядывать жизненный фон.
Представили себе эту картинку в современном мире?
Отодвигаем фигуры назад, смотрим на фон, а там — война, смерти,
выборы, политика, третья мировая на носу, китaйские комунисты, идеи
совка, европейские коалиции, пробки на дорогах, тупые водители,
мертвые родные и родители, ты опаздываешь на встречи, не успеваешь
в спортзал, Олин тренер в истерике и наяривает
мотивационными звонками... А тут вот стоп. Остановитесь в бегущем
фантазийном представлении. Перед вами экзистенциальный знак на
жизненной дороге — «motivation», а внизу маленькими китайскими
буквами приписано: если вам плюют в спину, значит вы идете впереди.
Не знаю, кто сказал такую глупость в контексте гештальт-терапии.
Уверена, что Ежи Вралевна отыщет конфуцианский первоисточник этих
плевков в спину и разовьет диалог с чатикомgpt, а потом выдаст
профессиональное мнение по количеству ямочек на лице Ирины Ремес.
Одна была ямочка на лице Ремес по направлению Уренгой-Помары или
таки две(?)
Так вот, привычная фоново-фигурная гештальт-терапия в разрезе современного и постоянно бегущего человека по лезвию, приобретает иную форму, то есть смещает векторы с фона на фигуру. Кто важен, когда плюют тебе в спину? Вот во времена Христа, Иисусу толпа/фон плевала в лицо. И распятая фигура Христа Иисуса на кресте, конечно же важна, но только в разрезе фона — толпы всего человечества, за который Он умер, чтобы те/толпа имели возможность вернуться к Отцу в рай, как дети Божьи, которые усыновлены по духу. Но не увлекаемся теологической составляющей, а снова переводим взгляд на фигуру человека в современных и урбанистических условиях выживания.
Так вот!
В современном утопическом мире/фоне важна таки фигура/человек, а
не вся та поeбeнь, которая сейчас творится вокруг. Ты весь оплеван
со спины? Значит ты впереди планеты всей серой
идеологической толпы. Значит правильной дорогой идешь, человек.
Сосредоточься на себе, как фигуре, а не на плюющем фоне. Ибо
плевателей на трибунах всегда больше, чем бегущих на ристалище.
Спросите у того же апостола Павла.
Таким образом, привычная гештальт-терапия смещает свой обычный терапевтический вектор. Получается что? Чтобы закрыть все старые/консервативные и классические гештальтики, надо сосредоточиться на себе, то есть на хомосапиенсе/человеке разумном. Но дальше уже начинается философия. А о ней не в этой статье.
Покурим, как Ноташа, и напишем обстоятельно. Может быть, да. Быть может и нет.
