Пушка, стреляющая... птицами

топ 100 блогов fan_project26.02.2024
Пушка, стреляющая... птицами

Меня давно интересует этот вопрос, да не знал, кому его задать. Может, вы на него ответите? А вопрос заключается вот в чем. Известно, что когда выходит из строя мотор, скажем, на истребителе, то летчику приходится катапультироваться. Вспомните, именно так поступил Анатолий Квочур, когда во время показательных полетов в Ле-Бурже в двигатель его самолета попала птица. Ну а что делать, когда нечто подобное произойдет с двигателем 300-местного лайнера? Разве напасешься на всех парашютов? Да и как эвакуировать сотни человек в считанные минуты, остающиеся до падения лайнера на землю?..

В. Б. Савостин, Рязанская область

Уважаемый Владимир Борисович!

Спасибо за интересный вопрос. Думаю, что он интересует не только вас, но и многих других людей, которым время от времени приходится бывать авиапассажирами. Ответить же на него я попросил специалиста, инженера АО «Пермские моторы» Владимира Михеева.

Конечно, это немыслимое дело - снабдить каждого пассажира парашютом. Ведь кроме всего прочего, тогда всем необходимо проходить парашютную подготовку. И все равно, наверное, нет гарантии, что в самый неподходящий момент кто-то не запаникует, не откажется прыгать, преграждая путь остальным.

Поэтому авиакомпании всего мира пошли по другому пути обеспечения безопасности авиапассажиров. Во-первых, на каждом авиалайнере, как правило, не один, а несколько - обычно два, три или четыре двигателя. Причем их мощность подбирается с таким расчетом, что, если даже выйдет из строя один двигатель, мощности оставшихся хватит, чтобы продолжить полет или совершить аварийную посадку.

Далее, каждый двигатель, предназначенный для пассажирской авиации, проектируется и строится с расчетом на повышенную конструктивную прочность, возможность противостоять самым невероятным происшествиям. Например, если вдруг в двигателе сорвется со своего места лопатка компрессора или вентилятора, то ее удар примет на себя корпус двигателя, усиленный специальным бандажом. И лопатка останется внутри гондолы, не ворвется внутрь пассажирской кабины, подобно зенитному снаряду. Если даже лопнет вал двигателя, его удар примут на себя другие агрегаты, двигатель и в этом случае не разлетится на куски, сокрушая все вокруг. Ну а пожар, как правило, способна подавить автоматическая система пожаротушения.

Теперь о камнях, пыли и зазевавшихся птицах, которые могут попасть в двигатель при полете через район песчаной бури, вулканического извержения или через трассу постоянных птичьих миграций. В своих расчетах конструкторы обязательно учитывают и эти факторы. Ну а насколько верны их расчеты, проверят на испытательных стендах. Вот как, например, проводились испытания нашей новинки - известного во всем мире двухконтурного турбовентиляторного двигателя ПС-90 А.

Двигатель установили на стенде, запустили и стали создавать разные препятствия его работе. Для начала впрыснули в двигатель около тонны воды, имитируя тропический ливень. Двигатель снес это издевательство, режим его работы не изменился.

Тогда на вход вбросили несколько десятков килограммов пыли и мелких камней. Опять-таки все обошлось без видимых последствий - двигатель продолжал работу.

После этого в него стали стрелять… птичьими тушками из специальной пневмопушки. Для начала в нее зарядили 16 птиц весом по 100 граммов каждая. И стали стрелять порциями по четыре птицы через каждые четверть секунды, как бы имитируя попадание взлетающего авиалайнера в птичью стаю. Двигатель работал на полных оборотах, как это и положено при взлете, а пушка выбрасывала свои «снаряды» со скоростью 85 метров в секунду. И все же двигатель лишь незначительно снизил обороты на несколько мгновений, а потом устойчиво работал еще 5 часов 10 минут - до конца испытаний.

Во второй раз в пушку зарядили уже пять тушек весом по 700 граммов. Новая очередь в двигатель… Он опять-таки снизил тягу, но затем снова устойчиво работал 7 часов. Лишь когда в третий раз в него выстрелили целым гусем со скоростью 165 метров в секунду, двигатель как бы поперхнулся, потерял устойчивость работы. Однако в этот момент сработала противопожарная система, рабочий режим был автоматически восстановлен.

Правда, стоит, наверное, отмстить, что подобная «стрельба» не прошла бесследно. На лопатках потом были обнаружены выбоины, словно в двигатель попали осколки настоящего снаряда. Однако сколько-нибудь серьезно на работоспособности двигателя они не отразились. Так что теперь есть уверенность: столкновение Ту-204 или Ил-96, для которых предназначаются двигатели ПС-90 А, с пернатыми нарушителями не обернется катастрофой.

«Знак вопроса 1994 № 01-02», Владимир Филиппович Коновалов, Николай Николаевич Непомнящий.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вышел китайский сериал "Задача трёх тел" по распиаренному китайскому фантасту. Перевели только первые 6 серий или 7, а дальше автопереводчик. Вот я посмотрел первые серии. Не понравилось. Сам сюжет интересный (хотя подобный сюжет я видел в игре "масс эффект"), но реализован через жопу. ...
Здравствуйте уважаемые. Закончим сегодня тему о любимых актеров советского кинематографа из Прибалтики. В прошлый раз вспоминали эстонцев, ну а сегодня предлагаю поговорить о многочисленном "десанте киноактеров" из Латвийской ССР. Но их действительно немало получилось :-) Ну и начну с ...
Весь январь был таким теплым,что в голове сплошная весна. А где весна,там и посевы. И сколько я сама себя не уговаривала,что рано,руки все время тянулись к коробочкам с семенами. Как результат ,на окне образовались горшочки с цветами. Мыльнянка базиликолистная,гвоздика ...
Прочел у одной стюардессы, как многие пассажиры представляют себе процесс уборки самолетных туалетов: ... элегантная стюардесса в обтягивающей юбке медленно надевает розовые резиновые перчатки, а потом быстро мчится с ёршиком наперевес через весь салон к ее любимому туалету. Отдраив ...
Что-то я не поняла посыла этой вот статьи. Что это такое вообще – сложные отношения? Статья написана в модном ныне стиле “я научу вас жить, потому что вы сами тупые”. Такими статьями полон топ ЖЖ, по-моему. Но некоторые вещи тут обрисованы верно, по-моему. Жду вашего мнения в коментах. Е ...