Пурим, наряжаемся

топ 100 блогов fotovivo17.03.2022 Пурим, наряжаемся

Карнавальная "Адлояда": хороший народный обычай или издевательство над еврейской традицией?

Отрывок из статьи с 9-го канала:
"Неделя, на которую приходится Пурим, обычно богата на мероприятия. Прежде всего, это пуримские утренники в школах. Любая семья, в которой есть дети школьного возраста, готовится к этому дню с большим энтузиазмом. Ребенку нужен карнавальный костюм, остроумный и оригинальный. Семейство собирается на консилиум, выбирает тему и конструирует костюм. Или покупают готовый, выбор велик. Во мyогих семьях наряжаются и взрослые. Идея о том, что Пурим - это прежде всего карнавал, прочно захватила израильские умы.


Пурим, наряжаемся

Пурим, наряжаемся

Откуда же взялась эта идея? И имеет ли она отношение к еврейской традиции?
Ни в Писании, ни в книгах более поздних мудрецов не упоминается обычай переодеваться на Пурим. Первое упоминание о пуримском маскараде мы встречаем в 14-м веке (через небольшое время после того, как костюмированный карнавал стал традицией в христианской Венеции), в просветителя Калонимуса бар Калонимуса, жившего некоторое время в Италии.
Он написал несколько посланий в сатирической форме, где критикует единоверцев: "Сходят с ума и безобразничают…".

Но прошло всего сто лет, и этот обычай, судя по всему, прочно "въелся" в менталитет итальянских евреев. Иегуда Минц (15 век, Падуя - город рядом с Венецией) отмечает, что его современники в Пурим переодеваются "мужчины в женщин, а женщины в мужчин", хотя это запрещено в Торе(Ветхом завете) - женщинам носить мужскую одежду и наоборот. Он недоуменно пишет: "Мудрецы и праведники, в среде которых я вырос, видели, как их сыновья и дочери, зятья и невестки надевали эти маски и меняли свои одежды с мужских на женские и наоборот. Если бы в этом был грех, разве они бы смолчали? Наверняка у них был аргумент, что это разрешено". На основании его слов Рамо (16 век) постановляет, что это разрешено.

Постепенно обычай переодеваться на Пурим распространился и на Восточную Европу. Говорят, что Бешт (легендарный основатель движения хасидизма) объяснял это так: в Пурим есть заповедь более активно давать пожертвования бедным, и при этом нужно заботиться о том, чтобы человек, просящий милостыню, не испытал унижения. Чтобы дающий не знал, кому он дает, а берущий пожертвование не знал, от кого принимает, самое лучшее - переодеться в маскарадный костюм. А в Книге Эстер (Эсфирь): герои на протяжении повествования меняют роли и одежды - скромная еврейская девушка Адасса превращается в царицу, Мордехай меняет власяницу на пурпур, итд.
Один из крупнейших современных авторитетов, р.Меир Мазуз, прямо говорит, что идея карнавала заимствована европейскими евреями от соседних народов ("вакханалии", "панафинеи"), а позже - венецианский карнавал. В пользу этого мнения говорит то, что первые упоминания данного обычая в еврейских источниках четко связаны с областью Венеции, а евреи мусульманских стран не имели никакого понятия об этом "еврейском обычае", пока не оказались в современном Израиле.

Как же этот обычай возник и распространился на Земле Обетованной?
Если верить "Википедии", этому мы обязаны молодежной труппе "Хевре траск" и ее организатору - актеру и преподавателю искусства Аврааму Альдэме (творческий псевдоним, означающий на иврите "отсутствие слез", то есть веселье. Настоящая фамилия - Айзенштейн). В 1912 году, примерно через два с половиной года после официального создания города Тель-Авива, возглавляемая Альдэмой труппа, провозгласившая своей целью "привнести веселье в сердца тель-авивских жителей", устроила на Пурим карнавальное шествие в провокативных и смешных костюмах.
В шествии участвовали сотни детей, переодетых в героев Свитка Эстер и не только. Участники шли с оркестром, несли больших самодельных кукол и бурно веселились.
Эта идея приобрела популярность и сразу же стала традицией новоиспеченного города. Тогда пуримское шествие называлось просто "карнавалом", но имело хоть какое-то отношение к Пуриму, хотя и походило скорее на выходки школьников, сбежавших с уроков.
Но в 20-е годы произошло качественное изменение. В Палестину вернулся Барух Агадати (Каушанский) - известный танцовщик, балетмейстер и хореограф, впоследствии - "отец" израильского кинематографа. Он взялся профессионально за постановку пуримских шествий, не скрывая, что источником вдохновения для него служат все те же венецианские карнавалы, несущие в своей основе христианскую и языческую традицию.
На успехе карнавальных шествий Агадати не остановился и организовал первый в истории Святой Земли "конкурс красоты" под названием "царица Эстер". Празднование Пурима окончательно превратилось в издевательскую пародию.

Начиная с 30-х годов карнавальное шествие в Тель-Авиве уже не имело никакого отношения к Пуриму, кроме дня его проведения. Мэрия города, которая взялась за его организацию, назначала каждый год "тему" шествия, которой должны были соответствовать карнавальные костюмы. Это могла быть "борьба за мир", "достижения поселенческого движения", "международная обстановка" и так далее. И хотя по муниципальному закону в шествии было запрещено использовать пиротехнику, насилие и оскорбительные действия (включая костюмы, обидные для определенных групп населения), все это периодически всплывало и накладывало свой отпечаток.
В 1932 году был объявлен конкурс на название ставшего уже традиционным карнавала. Победило предложение Дова Берковича - "Адлояда", основанное на словах Талмуда касательно Пурима: "ад дэ-ло яда", в смысле - "пока не перестанешь отличать" проклятие злодею Аману от благословения праведнику Мордехаю (в следствии возлияний).

В конце 60-х годов "центральная Адлояда страны" была перенесена в город Холон. Там она до сих пор имеет относительно приличный вид детского праздника, организуемого взрослыми.
А в Тель Авиве начиная с 2010 года проходит другое карнавальное шествие, тоже по какому-то не поддающемуся логике капризу приуроченное к Пуриму. Это "шествие зомби" (zombie walk, как очень знаменательно и характерно для Тель Авива называют его по-английски, а не на иврите).
ШОШАНА БРОДСКАЯ"


Резюме: ортодоксы не одобряют, дети веселятся, костюмы - кто во что горазд; история из Книги Руфь к празднованию очень боком, но без карнавала - и весна не весна. (В минувшие два года, когда сначала "обострился мирный процесс", а потом всех накрыло короной, массовые мероприятия не проводились, что добавило тому времени уныния и гнетущих впечатлений.)

Пурим, наряжаемся

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Северо-восток Эфиопии. Самое сухое, низкое и горячее место на планете Земля. Если вам повезет, то вы застанете здесь заморозки, когда температура воздуха опускается до 25° С. В любое другое время здесь вас ожидает пекло в 50° С. Здесь уже долгие ...
Продолжение скандальных историй о киевских блоггерах — прямо сейчас. Не переключайте канал. В воскресенье у меня неожиданно наметилась встреча с очаровательной Сашей Берёзой , популярной блоггершей и местечковым секс-символом. Если ...
1) Различные руководители стран НАТО стали говорить о том, что их страна не готова к войне с Россией. Видимо, не все жители их страны доделали важные дела, которые хотели бы успеть сделать в жизни. 2) Супружеский долг: В 20 лет - лежать в койке ногами кверху. В 30 лет - варить на ...
Меч на протяжении всей своей истории являлся оружием знати. Воины считали свои клинки настоящими боевыми товарищами, и они не могли себе позволить его потерять в бою, ведь так боец заклеймит себя позором. Но и сами мечи не обходит стороной известность - отдельные клинки имеют собственные ...
Строго говоря, он должен был носить другую фамилию. И вообще весьма спорно, что его фамилия – фамилия его создателя... Так бывает, когда некая вещь получает широкое распространение до появления того, с кем в дальнейшем ассоциируется, а потом внезапно запоминается только под одним ...