Птица против танка
arthoron — 11.12.2013
К вопросу об анахронизмах на игре и достоверности в
истории.6 августа 1757 года, на Адмиралтейской улице, Степан Козмин, крепостной кучер секретаря военной коллегии, повздорил с лихачем-извозчиком и замахнулся плетью - только немножечко не рассчитал и больно огрел по плечу. Да не извозчика, пассажира!
А пассажиром оказался Александр Шванвич, офицер, из лейб-кампании. Кто не в курсе: это та самая рота гренадер, которой "веселая царица Елисавет" - троном обязана! Рота (все триста мужиков) в полном состава получила дворянство, крепостных, монаршью милость. И - ошалела.
Дрались, играли, пьянствовали, ставили на уши весь Петербург, с задором мучили холопов. Садились на гауптвахту, быстро возвращались в строй: императрица на шалости своих креатур глядела снисходительно. В общем, эти гопники с гербами наводили ужас на столицу - не было на них управы.
Так вот! Доблестный лейб-компанец соскочил и врезал крепостному мужику по морде. Ну для порядка, один раз. Потом вскочил и укатил. С его стороны и это прилично.
Кучер, как лотова жена, застыл. На месте несколько минут. Потом - начались чудеса.
Крестьянин вылетел за офицером, форсировал Неву, доехал до Васильевского острова, нагнал коляску Шванвича только у мостика через канал первой линии (да, эти линии еще были протоками) - и с криком "Почто бьешь, лейб-компанец? Почто бьешь?" доблестный холоп Козмин занес плетку и хлестанул офицера по морде
(погоня шла, наверное, четверть часа - не спишешь на аффект).
Тут начался какой-то бой на колесницах, Илиада: кругом мелькали петербургские особняки, повозки мчались рядом, колесо к колесу, а Козмин снова и снова наседал - с плетью против шпаги. Шванвич, оберегая свою жизнь, стал бить на поражение: а шпагой офицер умел владеть... Крестьянин получил четыре раны в голову, четыре раны в руку, но продолжал хлестать несчастного лейб-компанца.
Вот Шванвич спешился (не заплатив извозчику) и зашагал пешком, наивно полагая, что боевитый кучер от него отвяжется. Но, истекая кровью, крепостной крестьянин снова пошел в бой: "Почто бьешь, лейб-компанец? Почто бьешь?" Все хуже приходилось офицеру.
Человек тридцать прохожих во главе с извозчиком, не получившим честно заработанной копейки, пошли на офицера с криками: "Держи его"!
Несчастный Шванвич пробовал укрыться во дворце Головкина, где в это время находился первый русский театр А. П. Сумарокова. Но караульные солдаты (солдаты охраняли все на свете, театры в том числе) имели указание в драки не ввязываться и, видя окровавленных противников, не пропустили офицера в обитель Мельпомены.
Шванвичу осталось бросить бесполезное оружие. Разъяренная толпа била и грабила: блестящий офицер лишился шляпы, шпаги, золотых часов и 33 рублей монетами. Ограбили - потом поволокли в полицию (!)
Бедовый лейб-компанец больше месяца сидел под следствием. Шла постепенная бюрократическая возня, опрос свидетелей... В итоге офицера оправдали.
"Порубленного мужика", кажется, к ответственности не привлекли. Вроде, и так изранен, и не первый полез в драку.
Из уголовных документов, конечно же, и стал известен этот казус. Нет дела - нет истории (для русского XVIII века, пожалуй, это так...)
Теперь же я спроши вас, господа. Если бы гордый крепостной холоп с суицидальными наклонностями и вся эта история вам встретились в романе или на ролевой игре - вы бы сочли, что это все анахронизм и выдумка, не правда?
|
|
</> |
Основы мастерства речи для деловых и творческих людей
СОБАЧЬЯ РАБОТА. ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
Еще трамвай
Как выбрать хорошего мужа?
Кошари - самый популярный стритфуд Египта
В Разливе
Придумал интеллектуальную игру для старых пердунов
Москва праздничная

