психическая деятельность
Екатерина Гиндак — 20.02.2011Необходимо понимать особенности психической деятельности, чтобы быть на правильном пути к психическому здоровью и направлять развитие своих детей. Представляю вам схему психической деятельности у взрослых и детей с моей книги "Психическая деятельность из серии книг "Психотерапия каждому".
норма у взрослых |
Н о р м а у детей, подростков (при неврозе у взрослых) |
1. Восприятие: спокойное адекватное (по существу) |
1. Восприятие: обостренное, эмоциональное |
2. Мышление: логическое, аналитическое, образное, ассо-циативное, конкретное и т.д.
|
2. Эмоции (переживания): а) отрицательные – страх, тревоги, подозрительность, неуверенность, неудовлетворен-ность, злобность, недоверие, сниженное настроение и т.д. б) положительные – не всегда контролируемая радость или отсутствие ее, демонстративная эйфория (повышенное настроение). |
3 .Сознание: а) самокритика – адекватная оценка своих мыслей, поступков, поведения с обязательным планированием выхода из критической; ситуации, если она возникла. б) критика – адекватная оценка поведения, поступков, высказываний других. |
3. Сознание: а) самобичевание – неуверенность в своих мыслях поступках, поведении, которая часто перерас-тает в чувство собственной неполно-ценности; б) критика – острая, в основном, неосознанная.
|
4 Эмоции: а) положительные – уверенность, удовлетворение, сочувствие, сопереживание, радость. б) отрицательные – кратковременные, адекватные (по существу) |
4. Мышление: конкретное, образное, и др., но некачественное и незрелое.
|
5. Двигательно-волевой процесс: мнение, выводы, умозаключение, решение, отношение, убеждение, поступки, поведение. |
5. Двигательно-волевой процесс: то же, но незрелый, некачественный, не всегда правильный, индуцированный (повторение поведения других), неосознанный. |
Эта схема познания людей и себя, схема жизнедеятельности довольно проста и если вы вникните, то согласитесь, что это так на самом деле и есть, вы так живёте! Мы воспринимаем себя и других через призму двигательно-волевого процесса, т.е. по поступкам, поведению, высказываниям и это наша ошибка, из-за которой мы иногда горько страдаем. Человека нужно понимать глубже, разбираться в его процессах восприятия, мышления, сознания и эмоций. Это тот материал, из которого лепится личность, поэтому так важно знать и пользоваться этими знаниями каждому человеку, так как каждый есть воспитатель и для себя тоже.
Знание качественной и составляющей характеристики психической деятельности взрослого и ребёнка поможет вам объективно осознать и оценить состояние своё и других, чтобы быть более уверенными в своих собственных представлениях о жизни. Смысл данной схемы психической деятельности взрослого человека состоит в сравнении с детской психикой. Эмоциональная сфера (составляющая) у ребёнка возглавляет психическую деятельность – эмоциональное восприятие; эмоции на втором месте, чего в норме не должно быть у взрослого. Взрослые должны адекватно воспринимать этот факт. Но не должны допускать эмоциональное восприятие у себя, не позволять себе – эмоционально реагировать.
Путь взросления – это перестановка, перераспределение последовательности психических процессов, то есть постепенный переход на логический и аналитический тип восприятия, логическое и аналитическое обоснование окружающего мира и себя как личности, на приобретение абстрактного, ассоциативного видов мышления. Путь взросления – это приобретение самокритичности и восстановление адекватной критики. Путь взросления – это приобретение навыков обуздывать эмоции, умений обладать волевыми качествами: терпением, умением себя контролировать, потребовать от себя выполнения чего-либо, дать критическую оценку ситуации и себе, найти выход, то есть спланировать разрешение проблемы. И только при условии, что этот путь будет качественным, мы будем иметь поколение, которое будет более правильно и мудро разрешать проблемы, поступать адекватно в сложных ситуациях, предупреждать неприятные моменты в своей жизни и жизни будущего поколения.
Каждый педагог, учитель, преподаватель, родитель должен осознавать своё влияние на путь взросления. Понимание процесса взросления, адекватное отношение к нему, оказание психологической помощи, контроль качества своей психической деятельности – вот основные критерии, в основу которого положено понятие «воспитание». И, если взрослый сам не обладает свойствами психической деятельности взрослого, то передать своему ребёнку способности и качества жить правильно, норму психической деятельности, способности быть взрослым не сможет. Поэтому главнейшей задачей жизни взрослого – это постоянное самосовершенствование, изучение жизненных проблем, самовоспитание, самообучение, здоровый образ жизни, а не накапливание денег, материальных ценностей и эмоциональное восприятие окружающего мира, не приобретение обид и озлоблённости против мира, приобретение сочувствия и сопереживания - осознанных состояний. Сочувствие и сопереживание – это положительное эмоциональное чувство, характеризующееся логическим осмысливанием поведение человека, это выводы, которые дают возможность понять психоэмоциональное состояние человека. Например: раздражительность человека можно воспринять эмоционально и дать отрицательную характеристику, то есть повесить ярлык раздражительного человека, стараться ему это довести до его сознания, вызывая негативную реакцию. Но можно состояние раздражительности охарактеризовать как признак голодного человека, невыспавшегося, уставшего, как признак болеющего неврозом, заболеванием внутренних органов, как первый признак даже такого тяжёлого заболевания как опухоль, которую ещё и в помине никто не диагностирует, как состояние гормональной активности у мужчин и женщин. Можно привести ещё сотни примеров состояний раздражительности, которые являються признаками болезненных состояний. И что в таком случае – осуждать человека или посочувствовать ему? Зная особенности физиологических (нормальних) и патологических (болезненных) реакций организма, мы окажемся в более выгодном положении перед своими мозгами и перед другими людьми, то есть нам повесят ярлык культурного, мудрого человека и это немаловажная оценка для уверенности в себе и удовлетворения в жизни.
|
</> |