Против волшебников
anairos — 23.08.2019Кроме того, он утверждает, что сварка будет непрочной, если эпоксидкой не приклеить 4 колпака к дискам, а пятый, из запасного набора, к решётке радиатора.
«Задача выполнена – автомобиль поедет, критики идут нафиг» – констатирует он в итоге, не понимая, что некоторые вещи, описанные им, делаются гораздо проще, другие излишни, а третьи вообще вредны.
Да, и ещё... Когда ему говорят про гайки и гаечные ключи, он ухмыляется и верит в них примерно так же, как человек старше 15 лет в Деда Мороза.
Что хуже: знание без умения или умение без знания?
Рискну сказать, что второе. Теоретик может обманывать себя, думая, что разбирается в теме, но это заблуждение обычно живёт до первого выхода в поле и непосредственного столкновения с проблемой. После этого – если он, конечно, выживает – теоретик осознаёт своё место в мире и либо идёт приобретать практический опыт, либо уже больше никогда не покидает безопасного кабинета.
А вот человек, который давно и успешно практикует, обычно убеждает и себя, и других, что у него и в области знаний всё очень и очень круто. Он – не то что эти диванные эксперты. Он действительно понимает, как тут всё устроено – ведь он каждый день сталкивается с этим на собственном опыте. Слушай сюда, я всё тебе объясню.
Проблема в том, что его представления, сформированные опытом, могут быть сколь угодно однобокими, нелогичными и далёкими от истины. Любым попыткам объяснить ему это он будет изо всех сил сопротивляться – если, конечно, они не исходят от ещё более матёрого зубра, чем он сам.
Задачи, стоящие перед ним – те, для которых он и создавал собственную теорию – он будет более-менее успешно решать. Но стоит выйти за пределы этого круга, как теория начнёт давать обидные, а порой и опасные сбои. Мастер же даже не сможет понять, почему так происходит. Ему будет казаться, что последователи просто что-то делают не так.
Мало где это так хорошо заметно, как в магии.
Магическое сообщество – насколько тут вообще можно говорить о сообществе – состоит из одиночек и крохотных школ, которые редко живут дольше двух поколений. Удачливые гуру вроде Кастанеды – большая редкость. В полноценные религии перерастают и вовсе единицы за всю историю.
Между теорией и практикой тут нет никакой очевидной связи. Картина мира, система ритуалов или психотехник – всё это инструменты. Их цель – поставить практикующего в определённые отношения с миром. Ни одна система не справляется с этим лучше всех прочих.
Но сама природа магии такова, что она требует веры. И любой успешный практикующий маг начинает верить в своё представление о мире как в единственную истину. На всех прочих он смотрит свысока – чем дальше их представления от его собственных, тем глубже они погрязли в суевериях и заблуждениях.
Среди таких практиков много начитанных, но мало систематически образованных. Они могут разделять самые странные верования и убеждения, не беспокоясь, что те противоречат фактам, логике и здравому смыслу.
Мне встречался опытный и успешный рунный маг, который не знал истории рун. Он искренне верил, что они буквально даны людям богами и всегда использовались в первую очередь как магические знаки. Никакой другой набор символов – убеждал он меня – не будет обладать такой волшебной силой.
Мне встречалась умная и язвительная ведьма, верящая, что магия имеет электромагнитную природу, и маг в буквальном смысле впитывает электрическую энергию из внешнего мира.
О теоретических кадаврах вроде «закона притяжения», «материальности мыслей» или «закона равноценного обмена» и говорить не стоит. В ту же кучу идёт и викканский извод кармы, гласящий, что всё, сделанное тобой, возвращается тебе втройне. Все они могут даже казаться убедительными – при условии, если не додумывать их до конца и не пытаться системно проверять.
Что получается в итоге – великолепно описано в эпиграфе.
Традиционные религии на этом фоне выглядят готическими соборами посреди бразильских фавел. Их картины мира тоже кособоки и за века обросли полипами и горгульями, но в них по крайней мере есть система, сложившаяся за те же века.
Мне кажется, тут дело в том, что нарушен основной принцип эволюции.
Она, как известно, стоит на трёх китах – изменчивость, наследственность, отбор.
Изменчивости у нас полно – на трёх магов всегда не меньше трёх магий. С отбором уже хуже – нет никакого механизма, который приводил бы к угасанию патологических верований и методов. У успешного практика крайне мало шансов осознать ущербность своих воззрений, уже хотя бы потому, что он, по сути, ремесленник и почти никогда не выходит за пределы своего узкого круга задач.
С наследственностью же совсем печально – подавляющее большинство магов не оставляет после себя учеников, так что лучшие шансы на передачу учения оказываются у сектантских гуру. Они, по крайней мере, к этому активно стремятся.
Что будет дальше – увидим.
|
</> |