Баламут предлагает жупел

Жестокие времена выставляют охрану против сентиментальности, расслабленные и праздные — против уважения к личности, распутные — против пуританства, а когда все люди готовы стать либо рабами, либо тиранами, мы делаем главным пугалом либерализм.
Иногда Клайв Льюис напоминает мне Гарри Поттера.
Юный волшебник – по крайней мере, в первых четырёх книгах – невероятно наблюдателен. В любой сцене он мгновенно подмечает все ключевые моменты и детали, какими бы крохотными они ни были. Но ещё Гарри предвзят и не слишком сообразителен, и потому из этих деталей он почти всегда складывает совершенно фантастическую картину событий, чтобы только в конце очередной книги узнать, как оно было на самом деле.
Льюис, когда он перестаёт проповедовать свой извод христианства и начинает рассуждать о том, как устроен мир, становится таким же. Он многое подмечает, но истолковывает в соответствии со своей – даже по христианским меркам странной – картиной мира.
Действительно, у каждой идеологии есть свой выдающийся порок. Против него направлены усилия её лучших умов. Его клеймят самые нравственные люди. Его объявляют корнем всех зол и единственной преградой на пути к не вполне представимому человеческому счастью.
Добродетель, противоположную этому пороку, соответственно, превозносят и восхваляют, а те, кто обладает ею, и становятся в этой идеологии эталоном нравственности.
И всё бы хорошо, но наблюдательный человек постепенно начинает замечать, что тут что-то не то. Порок, несомненно, мерзок, и бороться с ним нужно – но он не так уж сильно распространён, как нас хотят убедить. Зато добродетель борцов сплошь и рядом оказывается ничуть не менее мерзкой – но при этом общество её одобряет и поддерживает.
Правда тут, как водится, парадоксальна и фантастична. Не существует ни добродетелей, ни пороков. Каждое человеческое качество является и тем, и другим сразу. Всё зависит от того, каким своим концом это качество прикладывается к вам лично – идёт ли оно вам на пользу или во вред.
Твёрдость в убеждениях – то же самое, что фанатизм и нетерпимость: если мои убеждения безусловно истинны, то все остальные должны быть безусловно ложными. Решительность и сильная воля – деспотизм и авторитарность: я знаю, что лучше, и твоё мнение меня не волнует.
Только любовь и уважение к ближнему помогают смягчить вред, причиняемый нашими достоинствами. А есть и качества, которые причиняют вред своему обладателю – и чтобы избежать его, нужно любить и уважать самого себя.
Кстати, способность к любви и уважению – тоже и добродетель, и порок. Особенно когда они направлены на себя.
Если единственное достоинство человека лишь в том, что у него нет недостатков – он, как правило, скучен, неинтересен и практически бесполезен для себя и мира. Он удобен – и не более того.
Так вот, есть заблуждение, свойственное всем временам и всем народам. Мы не избавимся от него, наверное, до скончания веков. Это вера, будто в мире или в человеке есть нечто лишнее. Нечто такое, что нужно изъять, отрезать, предать анафеме и забвению, и вот тогда наступит счастье, мир и благорастворение воздухов.
У каждой идеологии своё представление, что же именно требуется ампутировать несчастному хомо, чтобы он наконец-то заслужил право на большую букву. Именно это качество, эта грань человечности и делается страшным жупелом, любимым пороком и корнем зла.
Избранному пороку противопоставляется... другой порок. Чем ещё может стать любое качество, если оно не уравновешено противоположностью и доведено до абсурда?
В результате и получается то, что ещё десятилетия назад подметил Льюис.
Возьмём главный жупел современного феминизма – токсичную маскулинность.
Борцы с ней повсеместно говорят, что они ни в коем случае не против мужественности как таковой. Им не нравится только агрессивность мужчин, их стремление доминировать, в том числе над женщинами. Им не нравится, что мальчиков учат подавлять свои эмоции. Не нравится, что мужчинам свойственна гомофобия, и так далее.
Но что такое агрессивность? Это способность встать и сражаться за то, что заслуживает защиты. Сражаться кулаками, а если понадобится, то и оружием. Это гнев, направленный на то, что стоит у тебя на пути и мешает двигаться к цели. Без неё не получится преодолевать препятствия.
Что такое стремление доминировать? Это значит, что человек хочет быть лучшим. Хочет двигаться вперёд, становиться сильнее и значительнее, и в собственных глазах, и в глазах окружающих. Хочет, наконец, быть лидером, принимать решения и нести за них ответственность.
Что такое подавление эмоций? Это способность в критической ситуации не тратить силы на слёзы и крики, а идти вперёд и делать то, что требуется, даже если тебе больно, грустно или страшно.
Что такое «склонность к сексуальной агрессии»? Это значит, что мужчина открыто выражает свои чувства к женщине, которая ему понравилась, и активно действует, чтобы добиться её взаимности. Даже если женщина, по крайней мере поначалу, и не выражает восторга. Сами же женщины в большинстве своём предпочитают именно таких, несмотря на десятилетия феминистической пропаганды.
Невозможно избавиться от этих недостатков, не срубив под корень эти достоинства. И именно это и происходит в странах, где «токсичную маскулинность» побеждают особенно успешно.
Уже сейчас люди там начинают задавать вопросы: почему наши мужчины не могут защитить наших женщин от чужой агрессии – и вообще предпочитают отводить глаза и проходить мимо? Почему наши дети не хотят преодолевать себя и становиться лучше? Почему они выбирают не действовать, а только ныть и жаловаться? Почему они не желают тратить силы на построение семьи, а многие вовсе не заводят отношений с противоположным полом?
«Что стало с американской мечтой, ты спрашиваешь? Она сбылась. Ты смотришь на неё».
Выход, разумеется, есть, хотя он не прост и требует усилий. Все неприятные качества человека нужно не подавлять, а культивировать. То есть растить их под строгим контролем и придавать правильную форму.
Для этого, в частности, служат ролевые модели – герои, которыми ребёнок восхищается и которым старается подражать.
Воины, которые направляют свою силу и агрессию на защиту ближних.
Любовники, чья страсть проявляется в утончённой галантности.
Победители, чья главная победа – над самим собой, своими страхами и недостатками.
Сентиментальные рыцари, способные не плакать от ран, но проливать слёзы от красивой музыки или возвышенных поступков.
Все те, кто добивается своего, не забывая в то же время про любовь и уважение к ближнему.
Да, я снова вспоминаю эти два слова, и буду вспоминать их ещё не раз. По моему убеждению, они – единственное лекарство от пороков этого мира.
|
</> |