Прощай, Олимпиада джентльменов!
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Эпоха «большого стиля», которая включала в себя масштабные постановки открытия и закрытия Игр с участием тысяч спортсменов и актеров, величественные спортивные сооружения и Олимпийские городки, построенные к Играм, культурные центры стран-участниц и атмосфера праздника – как всемирного, так и национального для стран-хозяев, безвозвратно уходит в прошлое.
![Прощай, Олимпиада джентльменов! Прощай, Олимпиада джентльменов!](/images/main/proschay-olimpiada-djentlmenov-655025.jpg?from=https://img.gazeta.ru/files3/925/6380925/RIAN_00488318.HR.ru-pic4_zoom-1000x1000-57822.jpg)
Олимпиады Пьера Кубертена
Идея Пьера де Кубертена по возрождению Олимпиад и Олимпийского движения в целом, оказалась успешной в силу того, что в конце XIX века совпали:
- всплеск интереса в обществе к Олимпийским играм в связи с археологическими раскопками в Олимпии и получении материальных свидетельств Олимпийских Игр античности;
- демократизация общества с точки зрения как расширения прав буржуазии (среднего класса), так и сближения ее образа жизни с аристократическим, включая занятия гимнастикой и физкультурой;
- активизация различного рода пацифистских инициатив, в том числе – на межгосударственном уровне (Гаагские конференции 1899 и 1907 годов, выработавшие, в числе прочего, конвенции «О мирном решении международных столкновений»).
Участниками Олимпиад были большей частью «джентльмены». Люди, не зарабатывающие на жизнь участием в спортивных соревнованиях. Хотя в наиболее зрелищном по тем временам виде спорта – французской борьбе - находились лазейки для участия спортсменов, являвшихся de facto профессионалами.
Девиз «Citius, Altius, Fortius!» в «эпоху Пьера де Кубертена» был формулировкой объективного принципа определения сильнейшего, развитием пресловутого «гамбургского счета» (в начале XX века существовала весьма распространенная легенда о том, что ежегодно в Германии, в городе Гамбург, собираются сильнейшие борцы и в обстановке строжайшей секретности определяют настоящего чемпиона по французской борьбе, в отличие от многочисленных «чемпионов», нередко становившимися победителями по воле организаторов соревнований в зрелищных, но заранее предопределенных поединках. «Гамбургский счет», выйдя за рамки спорта, стал синонимом истинной шкалы ценностей).
В Токио даже девиз изменили. Теперь он звучит: "Быстрее, выше, сильнее - вместе".
С кем?
Берлинский водораздел
Следующим этапом стали Олимпиады идеологической эпохи, образец которых был задан Берлинской Олимпиадой-1936, замысленной Адольфом Гитлером как демонстрация физического и духовного преимущества арийской расы. Исторический парадокс Берлинской Олимпиады заключается в том, что несмотря на всю ее несомненную одиозность, именно она задала тот самый «Большой стиль», который с теми или иными национальными особенностями, воспроизводился всеми организаторами послевоенных Олимпиад.
![Прощай, Олимпиада джентльменов! Прощай, Олимпиада джентльменов!](/images/main/proschay-olimpiada-djentlmenov-6853ad.jpg?from=https://images.vfl.ru/ii/1564233877/3582ce1c/27351279_m.jpg)
Именно Берлинская Олимпиада стала основоположником традиции олимпийской эстафеты доставки факела, зажженного от лучей солнца в Греции и ритуала зажжения Олимпийского огня.
Именно на Берлинской Олимпиаде впервые в истории велась прямая телевизионная трансляция как открытия, так и соревнований; более того, – впервые была использована технология повторов наиболее интересных моментов.
А сакральную составляющую спортивного праздника (разумеется – с точки зрения организаторов) с помощью множества новаторских режиссерских приемов сумела передать Лени Рифеншталь в документальном фильме «Олимпия».
«Неудобным» является тот факт, что барон де Кубертен превозносил Гитлера в публичных выступлениях, а в речи на закрытии Игр однозначно высказал восхищение нацистским режимом в Германии. И это можно считать нормой той эпохи, ведь в первой Олимпиаде современности, проведенной де Кубертеном, участвовали только белые мужчины …
Битва систем
В послевоенное время спортивные соревнования выступали сублимацией противостояния двух Сверхдержав – США и СССР. Олимпиады эпохи Холодной Войны были важнейшей составляющей идеологического противостояния двух блоков, давай возможность одерживать победы в соревнованиях, а не в сражениях.
Закат «идеологических Олимпиад» (а вслед за ними – идеологического соперничества в спорте) наступил в 1980-м и 1984-м годах, в ходе взаимных бойкотов Москвы и Лос-Анджелеса, когда оба противоборствующих лагеря пренебрегли номинальным, но, все же формально соблюдаемым принципом «Спорт вне политики».
На этом идеологическая эпоха Олимпийских игр и закончилась; именно этим и объясняется провал замысла «Игр доброй воли» (успешными были только первые – в Москве 1986 года) Теда Тернера, как «де-идеологизированной» альтернативы Олимпийским играм – Олимпиада сама по себе избавилась от идеологической составляющей.
Олимпиады «коммерческой эпохи»
На смену «идеологическим Олимпиадам» пришли Игры, как «бизнес избранных». Еще в период «идеологических Олимпиад» – с 1970-х Игры стали постепенно превращаться в рекламное пространство, где первопроходцами стали Addidas и Nike на Летней Олимпиаде в Мюнхене 1972 года, понемногу отвоевывая свое место на площадке для идеологического соперничества.
![Прощай, Олимпиада джентльменов! Прощай, Олимпиада джентльменов!](/images/main/proschay-olimpiada-djentlmenov-4591be.jpg?from=https://s3.amazonaws.com/mentoring.redesign/s3fs-public/business_plan.jpg)
С окончанием «идеологического периода», Олимпиады практически полностью превратились в рекламные площади для всевозможных видов носителей, начиная с самих олимпийцев. До Олимпиады в Лос-Анджелесе 1984 года 80% доходов МОК составляли лотереи и продажа памятных монет. Начиная с Олимпиады в Лос-Анджелесе основной доход стали приносить продажи прав на телетрансляцию и спонсорско-лицензионная деятельность.
Именно приход мировых брендов и миллиардных рекламных контрактов и сделали МОК крупнейшей коррупционной структурой в современном спорте: не оплачивая подготовку и участие спортсменов в Олимпийских Играх, МОК является главным, а иногда и единственным бенефициаром от рекламы мировых брендов на Олимпийских Играх.
Главной задачей МОК является поддержка своих коррупционных филиалов – Национальных Олимпийских Комитетов, которые «выбивают» бюджетные и спонсорские средства в своих странах.
Заметьте – олимпийцы в этой уже устоявшейся системе в качестве бенефициаров отсутствуют. Разумеется, лучшие из лучших – в первую очередь олимпийские чемпионы в популярных видах спорта (легкая атлетика, плавание, спортивная и художественная гимнастика) получают собственные рекламные контракты, но это – капля в море по сравнению со сверхдоходами, которые получают топ-чиновники МОК.
Например, общий доход МОК за 2013—2016 годы составил $5,7 млрд., из которых 10% пошло на содержание своего аппарата.
Масштаб Олимпийского «бизнеса»
Наверное, кого-то приведенные цифры могут впечатлить, но, на поверку, Олимпийские игры не входят в ТОП-10 коммерчески успешных спортивных мероприятий, уступая, например, Национальной Футбольной Лиге (американский футбол), Национальной Хоккейной Лиге, Национальной Баскетбольной Ассоциации, Главной Лиге Бейсбола (все – в Северной Америке), ТОП-5 национальным футбольным лигам Европы, а также футбольной Лиге Чемпионов и Чемпионату мира по футболу, турнирам PGA-тура в гольфе, ATP- и WTA-турам в большом теннисе и «Формуле-1».
Поэтому неудивительно, что МОК не удалось «подмять под себя» ряд федераций и лиг, в которых изначально либо достаточно давно действовал принцип партнерства бенефициаров со спортсменами – NHL, NBA, FIFA, ITF, которые сами устанавливали правила участия (или запрета на участие) своих спортсменов в Олимпийских Играх. И, как мы видим, именно к этим федерациям и лигам принадлежат наиболее высокооплачиваемые спортсмены, в абсолютном большинстве своем не участвующие в Олимпийских Играх.
По сути, мы имеем столкновение двух экономических моделей: «спортивного феодализма» с «крепостными» и традиционной для этой формации «феодальной рентой» для «избранных» и «спортивный капитализм» с «наемными работниками» и договорными отношениями.
Попытка диагноза
С точки зрения современной социологии, Олимпийский спорт по-прежнему находится в премодерне, в котором, с одной стороны – в соответствии с древнегреческой традицией – сакрализованы звание Олимпийского Чемпиона (олимпионика) и золотой олимпийской медали, а с другой – закреплены de facto крепостнические отношения между бенефициарами и спортсменами.
При этом, чем больше доля какого-то спорта в доходе Олимпиады, тем более кабальные условия для спортсменов создают чиновники МОК при полном взаимопонимании с НОК. Именно благодаря прочной коррупционной связке МОК – НОК продолжает существовать в мало изменившемся виде «пирамида Олимпийского спорта», в основании которой по-прежнему находится массовый детско-юношеский спорт.
Тандем МОК – НОК имеет действующий механизм подготовки и отбора своих будущих «крепостных» или «гладиаторов», львиную долю расходов на который несут национальные бюджеты, а также мелкие и средние национальные спонсоры.
Важный фактор, который поддерживает «олимпийский миф» о высшей и неоспоримой ценности золота Олимпиады – представления родителей и тренеров нынешних атлетов, безоговорочно воспринимающих этот миф в терминах «главное не победа, а участие» и «цель оправдывает средства». Именно на этом мифе паразитируют чиновники из Международного и национальных олимпийских комитетов.
Однако, главная проблема Олимпиад на сегодня заключается в том, что они, как и положено симулякру эпохи постмодерна, воспроизводят сами себя, но, в отличие от идеологической эпохи, не воспроизводят новых героев. Последними общепризнанными олимпийскими героями были Усэйн Болт и Майкл Фелпс, а сегодня главной интригой Олимпиады является вопрос – приедет ли Новак Джокович на олимпийский теннисный турнир (который для него не является ключевым соревнованием), а не то, в какой форме находятся многократные олимпийские чемпионы в различных видах спорта.
Т.е., интерес к Олимпиаде поддерживается за счет «звезд», которые «зажглись» вне пирамиды олимпийского спорта; первой в такой роли выступила американская «Dream Team» по баскетболу на барселонской Олимпиаде 1992 года.
Нет никаких сомнений в том, что в условиях стремительного развития и внедрение рыночных механизмов в спорт, крепостническая, по своей сути система Олимпийских игр является абсолютно неконкурентоспособной.
Олимпийские игры в Токио станут критическим моментом и для «спортивного капитализма», в которой именно зрители на трибунах создавали неотъемлемый элемент картинки спортивного праздника, создающего необходимый контекст для спонсоров и рекламодателей.
Токийский абсурд
Наверное, это не столько вина, сколько беда организаторов токийской Олимпиады, что ее проведение пришлось на время пандемии, которая до крайности обострила и все остальные противоречия «спортивного капитализма», осложненного коррупцией, процветающей в Олимпийском движении.
В первую очередь, никогда еще график Игр настолько четко не подстраивался под пожелания телевещательных корпораций. Прежде всего, это касается сезона: в конце июля – начале августа в Токио стоит невыносимая духота и жара, которые каждый год уносят сотни жизней токийцев. Более того, контрольные соревнования, проведенные в преддверии Олимпиады летом 2018-го и 2019-го годов, свидетельствуют не только о существенном снижении результатов атлетов, выступающих на открытых аренах, но и прямой угрозе их здоровью. А ведь это происходило в отсутствие COVID-19!
![Прощай, Олимпиада джентльменов! Прощай, Олимпиада джентльменов!](/images/main/proschay-olimpiada-djentlmenov-0da092.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/c344fcd1476102158234d0146117eff22ed1d9ab/2FS1ukEsbvjbplbMGkMPopvPi7Qu4EWKeRDLVVIyn0QiCxqN4DAtrDbCb5ume-CacrJrDJnsQBPcSSKuqNoz6ccKV0chAwcamKiBYX3HN8vTFP7eIfIVTb5k-yun77o890i_75ZkhBKYIUThxKB2cN7Af-P9Nr7RIdZK3VSEDtCyTeDj-Keyjl8hHulCDAZiY3Eyks9QjoJ2b74F4QBCX_AgFXfn0GxVyjI3s8xGfgE)
Напомню, что токийская Олимпиада 1964 года прошла в октябре именно ввиду неблагоприятной для соревнований летней погоды в столице Японии.
Кроме того, так как основная аудитория главного бродкастера Олимпиады – NBC Universal находится в США, то наиболее интересные олимпийские финалы будут проходить в самую жару (с 11-00), а европейцы должны будут смотреть их прямые трансляции с 5 часов утра.
Не удивительно, что ряд крупнейших рекламодателей стремятся «выскочить» из этого абсурда: например, компания Toyota Motor, выступающая генеральным спонсором Олимпийских игр в Токио, отказалась транслировать телевизионную рекламу на олимпийскую тему.
Элита бизнеса вынуждена ориентироваться на мнение рядовых японцев, две трети которых не верят, что их страна способна осуществить безопасное проведение Олимпиады.
Коротко об Олимпиаде в Москве:
P.S. Наше поколение помнит Олимпиады в первую очередь по наиболее ярким картинкам – ритуалу зажжения и эстафете Олимпийского Огня, открытию и закрытию Московской, Сиднейской, Пекинской, Лондонской и др. Олимпиад. Токийскую Олимпиаду запомнят по пустым трибунам.
Константин Григоришин, учредитель и директор Международной Лиги Плавания (ISL),
соучредитель Международного Института Политической Философии (IIPP)
|
</> |