рейтинг блогов

Пропавшая симфония, выпавший волос и что из этого вышло. Две новогодние истории

топ 100 блогов lovers_of_art01.01.2022

Прежде подобного в моей слушательской практике близко не случалось. А тут, буквально накануне нового 2022-го, – сразу два ЧП. К чему бы это?

19.12.2021. Зал «Зарядье». Д.Шостакович. Симфония № 1. Персимфанс. 

Пропавшая симфония, выпавший волос и что из этого вышло. Две новогодние истории

Ну, вот попробуйте понять мою ситуацию. Решил, значит, послушать в одном концерте 1-ю и 2-ю симфонии Шостаковича – интересно, как они прозвучат в связке. Готовлюсь основательно. Программка извещает: в первом отделении - «Путь Октября», коллективная кантата студентов-композиторов к 10-летию революции; во втором – две симфонии Д.Д. Перед концертом лекция: участники Персимфанса вводят в исторический контекст 100-летней почти давности – в частности, долго объясняют, почему нет технической возможности воспроизвести в исполнении запрашиваемый звук паровозного гудка.

Все путем. Терпеливо выдерживаю лохматую кантату славящих революцию студентов – из инструментов на сцене только рояль, баян, труба и орган, остальные музыканты декламируют простецкий речитатив.

Кантата длится час. С чувством выполненного долга – ну, захотелось пытливо-творческому оркестру вот так оригинально погрузить зал еще глубже в контекст тех 20-х – выхожу на свежий воздух. Знакомлюсь с интересным собеседником. Дирижер, специально прилетел издалека – изучить, как исполнит Шостаковича оркестр, участие дирижера исключивший. Обмениваемся впечатлениями…

Чу, что-то не то за стеклом. Народ в массе вроде как и не вышел из зала…

Спешно возвращаемся. И застаем финал… 2-й симфонии. Зла не хватает!  Я понимаю, конечно, что Персимфанс – ансамбль шибко творческий, чтоб не сказать прихотливо-волюнтаристский. Но подстроить такую засаду?! Не отнять хоть несколько секунд у той же, допустим, истории про потерявшийся паровозный гудок, дабы сообщить о построении программы?!

Словом, -  совсем уже не то настроение, чтобы слушать.

Но они сделали немыслимое. 

Провели сеанс магии. И с первых же тактов 1-й симфонии я пропал – так же, как для меня пропала в этот вечер 2-я. Будто очутился в самой гуще тех лихорадочно-горячих 20-х.

Что такое Персимфанс? Это разнонаряженные музыканты, отчего действо приобретает театральный, а иногда и цирковой оттенок. Причем на сцене они, радикально отличаясь от оркестров классических, образуют замкнутый круг – внутри которого рассадка тоже далека от классической.

Почти театр, да. Но и – в этом случае - полный эффект погружения! Вот, к примеру, духовые в обычном оркестре располагаются в задних рядах – и потому гулкие звуки меди сродни грозным распоряжениям вышестоящего начальства. А тут – они, духовые, внутри круга.

И вся эта звуковая стихия перекликается, формируя  некое живое целое.

Задорный мотивчик, открывающий 1-ю, проходит лейтмотивом по всей ее музыке. Почти романтический, почти наивный. Переходит в разные тембры. Срывается в марш. Закручивается в шквал перемен.

И в этом месте жалостно заголосят флейты с кларнетами о своем затаенном трепетном, разметанном ветрами. Но поднявшийся вихрь затягивает все и вся.

Рояльные аккорды словно проштампуют бесповоротность закипевшего процесса. Нарастающий перестук ударных убедит – теперь уже не укрыться от «строить и месть». И протяжная тема скрипок в третьей части – остановиться бы и еще немного подумать – приобретет налет судьбоносной обреченности…

Романтический мотивчик еще проклюнется. И гениально – как только Шостакович умел - свернет в интонацию почти трагедийную. И в финале грозный оркестровый взрыв безвозвратно накроет тему наивных мечтаний.

…Раньше Персимфанс не производил на меня своими экспериментами столь глубокого впечатления. Но в этот раз они нашли друг друга – оркестр без дирижера и 1-я Шостаковича. И словно друг в друга вросли.

И вот о чем поведал оркестр без дирижера. Сами выбрали путь и судьбу в те 20-е. В такой вот плавильный котел нырнули актуальные  импульсы и чаяния. Никто не неволил.

24.12.2021. Галерея Нико. К.Сен-Санс. Соната № 1 для виолончели и фортепиано. К.Дебюсси. Соната для виолончели и фортепиано. Лев Сивков, виолончель; Никита Мндоянц, фортепиано.

Пропавшая симфония, выпавший волос и что из этого вышло. Две новогодние истории

Экспрессия исполнения в этот вечер зашкаливала. Лев Сивков играл без нот перед глазами, что в камерном ансамбле встречается столь же редко, как отсутствие дирижера в оркестре симфоническом. И, пропустив в этой непривычной исполнительской свободе музыку Сен-Санса и Дебюсси  через себя, открыл в знаменитых французах нечто новое.

Что считается главным в том Сен-Сансе, которого мы знаем? Завидное жизнелюбие. Иные музыкальные профессионалы даже аттестовали мне его как притворщика-популиста.

Сивков исполнил иное, поглубже. Он убедительно показал волевое начало. Невероятно развитое, несгибаемое. В этой сонате обыденность, если не сказать - всевозможные напасти и невзгоды, со всех сторон стучатся в дверь. Но виолончель преодолевает весь этот гнет. Она находит прекрасное в обыденном, и развивает его, и проносит через всю пьесу. В третьей части прямо кожей чувствуешь, как эти шажки по преображению реальности выстраиваются в осознанный маршрут – и формируется иная реальность!

Иногда можно услышать, что в «Пляске смерти» Сен-Санс поиздевался над старухой с косой ради пущих музыкальных эффектов. Но такой Сен-Санс, какого представил Сивков, - имел полное право презирать смерть со всей искренностью!

Соната Дебюсси совсем другая. Почти депрессивная, почти отчаянная. Здесь даже «Серенада» будто больна лихорадкой. Здесь, что называется, в чем только душа держится…  Едва уберегаясь, чтоб не сорваться в пропасть. И музыка здесь сбоит и едва отбивается от напастей. В финале только что струны на виолончели не рвутся со злости и отчаяния – а пошли вы все…

Я слушал Дебюсси у Сивкова – и подумал: какой же счастливой зацепкой стала для великого француза способность писать музыку обо всем, что окружает, а отнюдь не о себе любимом!

В финале программы была заявлена соната Бриттена, где эмоции вовсе выходят из берегов. Но она не прозвучала. 

На очередной пьесе из виолончельного смычка выпал волос, а запасного не нашлось… Смычок не выдержал – такое у Сивкова произошло впервые. 

И тогда на выручку пришел Никита Мндоянц. Спонтанно исполнил фортепианную программу, какая сделала бы честь и тщательно подготовленному сольному концерту!

Динамические вариации Фрескобальди. Нежнейший, но и философски окрашенный ноктюрн собственного сочинения. Вытряхивающие душу прелюдии и фуги Задерацкого, написанные в лагере, – страшная музыка про то, как человеку не оставлено ничего своего и ничего человеческого…

И еще соната Скарлатти – про маленького человека на маленьком острове. И, наконец, юношеское Скерцо Прокофьева – бег времени и ничего кроме…

Эти два концерты запомнятся – как мало какие другие из реализованных полностью.

Не стоит, наверно, что бы ни случилось, сердиться на музыкантов, - если, разумеется, это музыканты настоящие, неподдельные. Возместят с лихвой!

Так что – пусть 2022-й станет для них в самом деле как новенький!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мой ответ на вопрос, можно ли сделать био-ламинирование в домашних условиях, ...
Называющий себя лидером оппозиции в Казахстане беглый банкир Мухтар Аблязов рассказал, что у него есть план смены власти в республике. Он намерен продолжить организовывать протесты, и, когда митингующие добьются успеха, возглавить правительство республики. Об этом банкир сообщил РИА ...
...
«А коммунизм - нет, его люди выдумали, для его претворения в жизнь людям надо работать и работать» (из комментариев).  Есть такое мнение.  Оно очень распространенное. Еще утверждают, что это Маркс предложил такую модель общества…Мы же марксизм мало того, что плохо знали, так ...
Новый год. Почему мы решили, что новый год действительно новый? Что в нем нового? Те же месяцы, даты, дни. Те же люди, дома, деревья… НИЧЕГО не изменилось, не обновилось. Одинаково всходит желтое солнце и заходит за горизонт. Люди устраивают ...