Сам не свой. Гайдн как Макаренко, Дебюсси как Шопен и Шостакович как Прометей
lovers_of_art — 28.12.2021О вкусе жизни в сгущающихся обстоятельствах
И вновь у Квартета Бородина концепция концерта – как влитая. И вновь – музыкальный разговор о главном: как меняется вкус жизни в сгущающихся обстоятельствах. Разговор со всеми подробностями, что называется - на тоненького. Да и выбор программы, пунктиром по веку 18-му, 19-му и 20-му, изысканный
25.12.2021. Малый зал Московской государственной консерватории. Й.Гайдн. Квартет, соч.33 № 2. К.Дебюсси. Квартет. Д.Шостакович, Квартет № 2.
Государственный квартет имени Бородина. Николай Саченко, 1 скрипка; Сергей Ломовский, 2 скрипка; Игорь Найдин, альт; Владимир Бальшин, виолончель.
Старина Гайдн столько всего сочинил, квартетов в частности, что каких только тематических коленцев там не отыщешь. Кроме того, он, пожалуй, первым стал сочинять по методу калейдоскопа, раздробив на реплики прежние мелодические протяжности. Но в выбранном бородинцами опусе калейдоскоп обернулся совсем уж необычной звуковой картинкой.
Первая скрипка здесь сильно смахивает на Антона Семеновича Макаренко, берущего в работу очередную группу трудновоспитуемых. Интонационная гибкость ведущей скрипичной партии безгранична. Если б так умел прощупывать аудиторию кто-то из политических трибунов (хотя где вы нынче видите трибунов, тем более умеющих прощупывать) - протаранил бы все административные ежи и надолбы.
А вот в квартете Гайдна случилась нестыковка. Главный персонаж то взбадривает доставшуюся ему компанию, то миндальничает с нею и т.д. Ни в какую. Мрачные меланхолики. Неподдающиеся. Мертвая зыбь.
Долго, словом, мучается гайдновский Макаренко – прежде чем высекает из квелой компании хоть какой-то живой отклик. Ну, и в финале, замотавшись в трудах праведных, сам на момент впадает в минор: как, мол, вам это понравится? И чего делать будете?
Знать, скучно тогда жилось порой, в веке 18-м. А в 19-м, известное дело, – накатило.
Такого Дебюсси я еще не слышал. Ну да, это ранний квартет, 1893 года. И именно поэтому, возможно, многое объясняет в дальнейшем его творчестве.
Здесь много самой трепетной и трогательной сентиментальности. Здесь, в силу выразительной звукописи, начинаешь ощущать себя в лодочке посреди морской стихии – когда стихия эта собирает исподволь шторм и почти уже готова им разразиться.
Здесь у Дебюсси, я бы сказал, - стереоощущение действительности. Ты еще свободен – но тебе уже тревожно. Тебя начинает захлестывать чужеродная грозная «движуха» - но ты ей еще противодействуешь изо всех сил.
Альт и виолончель подают предостерегающие сигналы: что-то идет не так. Беспокойство все нарастает. Волны все настойчивей, все хлеще бьют о борт воображаемой лодчонки…
Пиццикато второй части – как выход инстинктов на авансцену. Дробь виолончели атакует первую скрипку: завязывай с нежностями!
Жесткое движение Николая Саченко поверх скрипки – да, услышано, да, принято…
Но внутреннее напряжение продолжает нарастать.
И по квартету словно растекается тоска по прежней красивой и несуетной жизни. И из тоски этой завязывается, попеременными репликами, некий разговор. И разговор этот, в свою очередь, создает непостижимо-неподдельную гармонию печальной красы. Закатной нежности.
Что-то прозрачное проникает в музыкальную ткань. С изумительной тонкостью это показал Квартет Бородина.
Виолончель тормошит: делайте выбор! Мелодика квартета становится ртутно-текучей.
Первая скрипка сквозь рокот и ропот словно уходит в некий ирреальный коридор. А темп все нарастает, и – дрожь альта, и все злее аккорды внахлест…
Шостакович. Камерная его музыка военного времени - особая. (О военных симфониях разговор у нас был уже.) Никаких фирменных приемчиков. Словно Д.Д. сам себе давал здесь единственное задание – помочь выжить.
Вот и второй квартет, 1944 года,– это оголенные провода вокруг и оголенный нерв внутри.
Размашистая энергичная мелодия в начале – с надрывцем, но и с пританцовкой; только Шостакович умел найти ТАКУЮ! Виолончель – то ли это голос разума, то ли чувство долга, то ли суровый приказ – выдает императив. А первая скрипка чуть ли не рвет струны от напряжения…
Вторая часть. Хоральная тема в низкой тональности – и протяжное, как тяжелый выдох, высказывание каждого инструмента. Ария? Исповедь? Реквием? А дальше вдруг романс. Но сдавлены голоса. И первая скрипка стремится их оживить один раз, второй. Но сама угасает от непомерности усилий… И все равно в самом финале второй части добирается до высокой ноты!
И начинается – вальс. Поразительно невесомый, хочется сказать – вальс украдкой. Но столь же поразительно он вдруг набирает обороты, приобретая даже некую экстатичность… А дальше надрывается, падает в ломкость, бродя по тембрам словно вслепую…
Судорожное начало финальной части; первая скрипка издает даже не всхлип, а жалобный писк… Но получает в поддержку соло альта, а затем второй скрипки. И, поразительное чувство, – музыка поднимается снизу вверх, будто подтягиваясь на турнике!
Перечеркивая все страшное и темное.
Пойман попутный ветер, звучат уже переливающиеся трели…
Первая скрипка вроде бы провозглашает победу света - но ансамбль отвечает тяжелыми ниспадающими аккордами. И альт, этакий внутренний голос, густой накипевшей фразой подводит черту.