Сам не свой. Гайдн как Макаренко, Дебюсси как Шопен и Шостакович как Прометей

топ 100 блогов lovers_of_art28.12.2021

О вкусе жизни в сгущающихся обстоятельствах

Сам не свой. Гайдн как Макаренко, Дебюсси как Шопен и Шостакович как Прометей

И вновь у Квартета Бородина концепция концерта – как влитая. И вновь – музыкальный разговор о главном: как меняется вкус жизни в сгущающихся обстоятельствах. Разговор со всеми подробностями, что называется - на тоненького. Да и выбор программы, пунктиром по веку 18-му, 19-му и 20-му, изысканный

25.12.2021. Малый зал Московской государственной консерватории. Й.Гайдн. Квартет, соч.33 № 2. К.Дебюсси. Квартет. Д.Шостакович, Квартет № 2.

Государственный квартет имени Бородина. Николай Саченко, 1 скрипка; Сергей Ломовский, 2 скрипка; Игорь Найдин, альт; Владимир Бальшин, виолончель.

Сам не свой. Гайдн как Макаренко, Дебюсси как Шопен и Шостакович как Прометей

Старина Гайдн столько всего сочинил, квартетов в частности, что каких только тематических коленцев там не отыщешь. Кроме того, он, пожалуй, первым стал сочинять  по методу калейдоскопа, раздробив на реплики прежние мелодические протяжности. Но в выбранном бородинцами опусе калейдоскоп обернулся совсем уж необычной звуковой картинкой.

Первая скрипка здесь сильно смахивает на Антона Семеновича Макаренко, берущего в работу очередную группу трудновоспитуемых. Интонационная гибкость ведущей скрипичной партии безгранична. Если б так умел прощупывать аудиторию кто-то из политических трибунов (хотя где вы нынче видите трибунов, тем более умеющих прощупывать) - протаранил бы все административные ежи и надолбы.

А вот в квартете Гайдна случилась нестыковка. Главный персонаж то взбадривает доставшуюся ему компанию, то миндальничает с нею и т.д. Ни в какую. Мрачные меланхолики. Неподдающиеся. Мертвая зыбь.

Долго, словом, мучается гайдновский Макаренко – прежде чем высекает из квелой компании хоть какой-то живой отклик. Ну, и в финале, замотавшись в трудах праведных, сам на момент впадает в минор: как, мол, вам это понравится? И чего делать будете?  

Знать, скучно тогда жилось порой, в веке 18-м. А в 19-м, известное дело, – накатило.

Такого Дебюсси я еще не слышал. Ну да, это ранний квартет, 1893 года. И именно поэтому, возможно, многое объясняет в дальнейшем его творчестве.

Здесь много самой трепетной и трогательной сентиментальности. Здесь, в силу выразительной звукописи, начинаешь ощущать себя в лодочке посреди морской стихии – когда стихия эта собирает исподволь шторм и почти уже готова им разразиться.

Сам не свой. Гайдн как Макаренко, Дебюсси как Шопен и Шостакович как Прометей

Здесь у Дебюсси, я бы сказал, - стереоощущение действительности. Ты еще свободен – но тебе уже тревожно. Тебя начинает захлестывать чужеродная грозная «движуха» - но ты ей еще противодействуешь изо всех сил.

Альт и виолончель подают предостерегающие сигналы: что-то идет не так. Беспокойство все нарастает. Волны все настойчивей, все хлеще бьют о борт воображаемой лодчонки…

Пиццикато второй части – как выход инстинктов на авансцену. Дробь виолончели атакует первую скрипку: завязывай с нежностями!

Жесткое движение Николая Саченко поверх скрипки – да, услышано, да, принято…

Но внутреннее напряжение продолжает нарастать.

И по квартету словно растекается тоска по прежней красивой и несуетной жизни. И из тоски этой завязывается, попеременными репликами, некий разговор. И разговор этот, в свою очередь, создает непостижимо-неподдельную гармонию печальной красы. Закатной нежности.

Что-то прозрачное проникает в музыкальную ткань. С изумительной тонкостью это показал Квартет Бородина.

Виолончель тормошит: делайте выбор! Мелодика квартета становится ртутно-текучей.

Первая скрипка сквозь рокот и ропот словно уходит в некий ирреальный коридор. А темп все нарастает, и – дрожь альта, и все злее аккорды внахлест…

Шостакович. Камерная его музыка военного времени - особая. (О военных симфониях разговор у нас был уже.) Никаких фирменных приемчиков. Словно Д.Д. сам себе давал здесь единственное задание – помочь выжить.

Вот и второй квартет, 1944 года,– это оголенные провода вокруг и оголенный нерв внутри.

Размашистая энергичная мелодия в начале – с надрывцем, но и с пританцовкой; только Шостакович умел найти ТАКУЮ! Виолончель – то ли это голос разума, то ли чувство долга, то ли суровый приказ – выдает императив. А первая скрипка чуть ли не рвет струны от напряжения…

Вторая часть. Хоральная тема в низкой тональности – и протяжное, как тяжелый выдох, высказывание каждого инструмента. Ария? Исповедь? Реквием? А дальше вдруг романс. Но сдавлены голоса. И первая скрипка стремится их оживить один раз, второй. Но сама угасает от непомерности усилий… И все равно в самом финале второй части добирается до высокой ноты!

И начинается – вальс. Поразительно невесомый, хочется сказать – вальс украдкой. Но столь же поразительно он вдруг набирает обороты, приобретая даже некую экстатичность… А дальше надрывается, падает в ломкость, бродя по тембрам словно вслепую…

Судорожное начало финальной части; первая скрипка издает даже не всхлип, а жалобный писк… Но получает в поддержку соло альта, а затем второй скрипки. И, поразительное чувство, – музыка поднимается снизу вверх, будто подтягиваясь на турнике!

Перечеркивая все страшное и темное.

Пойман попутный ветер, звучат уже переливающиеся трели…

Первая скрипка вроде бы провозглашает победу света - но ансамбль отвечает тяжелыми ниспадающими аккордами. И альт, этакий внутренний голос, густой накипевшей фразой подводит черту.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Немного достоевщины. Вопрос о причине неудач русского флота в войне с Японией по-прежнему будоражит лучшие умы Отечества . Лишним подтверждением тому стали плодотворные дискуссии, прошедшие в наших каментах на прошлой неделе. По ходу дискуссий как минимум дважды прозвучал такой ...
Многие из вас знают Валерия Крючкова. Кто-то как бывшего члена КПРФ, кто-то как политтехнолога, бизнесмена, блогера, борца с ОПГ, или просто голубоглазого красавца. О, да! Поверьте мне, эти глаза могут загнать неокрепшую женскую душу в бездну безумия и порока! Их наивность в партнерах вызы ...
Всё это было бы смешно, когда бы не было печально. Минул уже год с той поры, как #Россия по пути к Артёмовску-Бахмуту установила контроль над Соледаром, некогда крупнейшим центром добычи каменной соли. Помнится, в Сети тогда возникло немало солёных шуток на эту тему, где поминался ...
Прототип первого российского атмосферного спутника на солнечных батареях «Сова» успешно завершил испытания, совершив двухсуточный беспосадочный полёт. Летные испытания беспилотного аппарата, оснащенного солнечными панелями и аккумуляторными батареями полностью подтвердили ...
Взрывы в Москве: следы ведут в ТегеранCNN говорит, что во всем виноваты чеченские ...