рейтинг блогов

Проигранная "битва"

топ 100 блогов vikond6510.03.2021 Проигранная битва

Ровно 85 лет назад, 10 марта 1936 года, впервыые поднялся в воздух прототп английского легкого скоростного бомбардировщика Фэйри "Бэттл" (Battle - "Битва"). В начале Второй мировой войны эта машина, растиражированнная в 2200 экземплярах была основным фронтовым ударным самолетом Королевских ВВС, но встреча в мае 1940-го с немецкими истребителями и мобильной зенитной артиллерией обернулась для нее катастрофой.

Всего за три года самолет, поначалу казавшийся очень удачным, безнадежно устарел, причем - не просто технически, но и концептуально. В 1936 году характеристики "Бэттла" выглядели вполне обнадеживающе: максимальная скорость - 414 км/ч, дальность полета  - 1600 км, бомбовая нагрузка во внутренних отсеках - 1000 фунтов (450 кг). На внешних держателях можно было подвесить еще две 250-фунтовые бомбы, доведя общую нагрузку до 1500 фунтов или 680 кг. В середине 1930-х годов это считалось очень хорошим показателем ждя легкого одномоторного бомбардировщика.

При этом самолет обладал полноценным бомбардировочным прицелом и мог бомбить с пикирования, для чего в бомбоотсеках имелись специальные выдвижные бомбосбрасыватели с гидроприводами. Экипаж состоял из трех человек - пилота, штурмана-бомбардира и стрелка-радиста. Командование Royal Air Force возлагало на "Бэттл" большие надежды, поэтому еще до войны было заказано более 1000 машин, а после ее начала заказали еще тысячу. У летчиков "Бэттлы" пользовались высокой репутацией: их считали простыми в управлении, устойчивыми и послушными.

Первые эскадрильи "Бэттлов" прилетели во Францию уже 3 сентября 1939 года, в тот самый день, когда Британия объявила войну Германии. Но до мая следующего года они совершали только разведывательные полеты и разбрасывали листовки. Как шутили сами пилоты, они обеспечивали немцев туалетной бумагой. Начало гитлеровского блицкрига резко изменило ситуацию. "Бэттлы" были впервые использованы по прямому назначению, атакуя моторизованные колонны, мосты, переправы и скопления войск.

И тут выяснилось, что самолет фактически беззащитен. Скорость, которая в 1936 году считалась высокой, уже не позволяла "Бэттлам" уходить от истребителей, а довольно низкая маневренность не давала возможности уклоняться от атак. Слабое оборонительное вооружение - один шкворневый пулемет с дисковым магазином и довольно узкими секторами обстрела - обеспечивало скорее символическую, чем реальную защиту.

Вдобавок, если Ил-2 был перегружен броней, то англичане впали в другую крайность: броня на "Бэттле" полностью отсутствовала, не было даже бронеспинки сиденья пилота. Не было и протекторов на больших крыльевых бензобаках, представлявших собой отличные мишени. Положившись на скорость, разработчики "Бэттла" полностью пренебрегли пассивной защитой.

В результате, "скоростные" бомбардировщики сразу стали нести тяжелые потери. В первых двух боевых вылетах 10 мая погибли 13 из 32 участвовавших в них экипажей. 12 мая пять "Бэттлов" атаковали стратегически важный автомобильный мост через канал Альберта. Ни один из них не вернулся, хотя, одному самолету, уже поврежденному зенитным огнем, удалось добиться прямого попадания и обрушить пролет моста. Пилот и штурман этой машины были посмертно награждены высшей британской военной наградой "Крест Виктории".

Наиболее катастрофичным для "Бэттлов" выдалось 14 мая, когда 63 машины без истребительного прикрытия были брошены на понтонные переправы через реку Маас. Над целью их встретили эскадрильи "Мессершмитов" и устроили настоящий погром, сбив 35 самолетов. После этого случая "Бэттл" срочно переквалифицировали в ночной бомбардировщик, однако, тяжелая фронтовая обстановка еще не раз вынуждала применять их днем, несмотря на потери.

Так, 19 мая ценой гибели шести экипажей "Бэттлам" удалось на несколько часов задержать движение одной из танковых дивизий, рвавшихся к Ла-Маншу. А 13 июня англичане, по просьбе французов, разбомбили моторизованную колонну, которая, не встречая сопротивления, быстро двигалась к Парижу. Фактически уже бессмысленное исполнение союзнического долга обошлось в семь сбитых машин.

15 июня все уцелевшие "Бэттлы" были эвакуированы на Британские острова. Во Франции и Бельгии остались обломки 230 сбитых и уничтоженных на аэродромах "Бэттлов". В сентябре того же года англичане вывели "Бэттлы" из боевого состава авиачастей, размещенных в Европе. Большинство из них впоследствии переоборудовали в учебные машины и буксировщики мишеней для тренировок истребителей в воздушной стрельбе.

Но в Африке, против итальянцев, обладавших гораздо более слабой зенитной артиллерией и истребительной авиацией, чем немцы, "Бэттлы" применялись в качестве дневных и ночных бомбардировщиков до августа 1941 года.

Проигранная битва
Прототип "Бэттла"весьма утонченно и изящно. Он имел цельнометаллическую констркуцию и большой фонарь - "оранжерею" с отличным обзором.

Проигранная битва
Штурман-бомбардир и стрелок "Бэттла" со своими рабочими инструментами.

Проигранная битва
Летный состав скуадрона "Бэттлов" возле одной из его машин. Видно, что самолет довольно крупный.

Проигранная битва
Звено "Бэттлов в полете.

Проигранная битва
Еще одна группа "Бэттлов" в плотном строю.

Проигранная битва
Цветное фото "Бэттла" над Ла-Маншем. Под крылом виден держатель для четырех мелких учебных бомб.

Проигранная битва
Доставка к "Бэттлу" 250-фунтовых бомб.

Проигранная битва
Бэттл на французском аэродроме Бетенвилль осенью 1939 года.

Проигранная битва
Бэттл в стандартном английском камуфляже 1940 года. На данной машине воевал польский экипаж, о чем свидетельствует маленькая "шаховница" на борту.

Проигранная битва
Немцы возле подбитого "Бэттла", совершившего вынужденную посадку на французском побережья.

Проигранная битва
Сбитый "Бэттл" и могила его экипажа, помеченная самодельным крестиком.

Проигранная битва
Учебная версия "Бэттла" со сдвоенным управлением.

Проигранная битва
"Бэттл", переделанный в буксировщик воздушных мишеней.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я вскочил с постели и с отвращением уставился на подушку, сохранившую вмятину от моей головы. Это я там лежал? Это я запасался жратвой и закладывал двери ломом? Это я трясся, как последняя тварь, за свою драгоценную шкуру? Это я чуть в штаны не нагадил от страха? Так чего ж я стою со ...
ОНа лежала и пыталась настроится на "сон", другими словами ОНа пыталась впасть в забытьё, а вдруг посчастливится и ОНа встретится с Хранителем Порталов.. .. по началу ОНа почувствовала тёплый ветер, потом замаячили знакомые дома.. и вот ОНа сидит уже в знакомом кафе, за тем же самым ...
за то, что женщинам предлагают одеваться вот так.... и ведь, дуры одеваются.... вот так, в моем понимании, неплохо бы выглядеть женщине ...
На днях мне на почту от Яндекса пришло любопытное письмо, компания проводит аттракцион неслыханной щедрости и дарит аж 32 гигабайта дискового пространства абсолютно бесплатно. Есть только одно маленькое условие. Для того чтобы получить бесплатные 32 гигабайта поисковый гигант ...
Приятно же, когда ты звонишь записаться на собеседование, а тебя там запоминают? И если перезваниваешь второй раз, говорят: «да, Юлия!». Конечно, к такому работодателю идешь совсем с другим настроением. Тебе рады, тебя как будто заранее любят. Я устроилась работать в интернет-магазин. ...