Огневержец
vikond65 — 05.03.2021В истории есть много любопытных, но совершенно случайных совпадений. Например, в предыдущей заметке я написал, что 185 лет назад, 5 марта 1836 года, был изготовлен первый серийный револьвер "Кольт", совершивший революцию в оружейном деле. А ровно через 100 лет, 5 марта 1936 года, впервые поднялся в воздух самолет "Супермарин тип 300" - первый прототип знаменитого "Спитфайра" - лучшего английского одномоторного истребителя Второй мировой войны и одного из лучших в мире по тем временам.
По словам британского историка Альфреда Прайса, "Спитфайр" был для англичан олицетворением веры в победу в самые трудные дни войны. В истории авиации вряд ли найдется другой самолет, удостоившийся такой похвалы. И она, в общем, была вполне заслуженной.
Осенью 1940 года, когда Англия в одиночку противостояла гитлеровской Германии и фашистской Италии, "Спитфайры" сыграли исключительно важную роль в отражении массированных воздушных ударов Люфтваффе по Британским островам. На их счету примерно половина из полутора тысяч немецких самолетов, сбитых в ходе "битвы за Британию", хотя, по численности "Спитфайры" более чем в полтора раза раза уступали более дешевым "Харрикейнам".
При разработке "Спитфайра" автор проекта Реджинальд Митчелл сознательно пошел на услолжнение и удорожание конструкции ради аэродинамического совершенства. В частности, он снабдил машину эллипсовидным крылом, обладавшим наивысшим аэродинамическим качеством, но при этом весьма сложным в производстве, из-за чего такие крылья применялись крайне редко.
Уже в первой серийной модификации "Спитфайр" Mk.I, оснащенный двигателем Роллс-Ройс "Мерлин" мощностью 1030 л.с., обладал выдающимися летными качествами: максимальная скорость - 580 км/ч, скороподъемность - 770 м/мин, потолок - 10450 м. А также - мощным вооружением - 8 пулеметов "Браунинг".
Интересно сравнить "Спитфайр" с лучшим на тот момент советским истребителем И-17, который, впрочем, так и не удалось довести "до ума" и до серийного производства. И-17 был оснащен двигателем гораздо меньшей мощности - всего 750 л.с. Поэтому, несмотря на более компактные размеры и меньшую взлетную массу, его максимальная скорость составляла только 485 км/ч, почти на 100 км/ч меньше, чем у "Спитфайра". Практический потолок - 9700 м, вооружение - 4 пулемета, скороподъемность почему-то нигде не указана.
Это наглядно иллюстрирует неизбежное технологическое отставание предвоенного советского авиапрома от английского, да и вообще - от западноевропейского. Серийные истребители, сравнимые по характеристикам с первым "Спитфайром", появились в СССР только в 1940-41 годах, когда в Англии уже летал "Спитфайр" Mk.V с двигателем в 1470 л.с., пушечным вооружением и скоростью более 600 км/ч.
Предшественник "Спитфайра" - несерийный истребитель "Супермарин тип 224", построенный в 1934 году. Сразу видно, что, хотя от "Спитфайра" его отделяют всего два года, это машины разных эпох.
"Супермарин тип 300" на испытаниях. Далее - еще два ракурса той же машины.
"Тип 300", окрашенный в военный камуфляж, перед ночным испытательным полетом.
"Спитфайр" из первой производственной серии, поступившей на вооружение Королевских ВВС летом 1938 года.
Подготовка "Спитфайра" Mk.I к боевому вылету. Начиная с 80-го серийного экземпляра на самолет вместо деревянных двухлопастных пропеллеров ставили трехлопастные металлические винты изменяемого шага. Это повысило максимальную скорость до 590 км/ч.
"Спитфайр" Mk.I в камуфляже времен "битвы за Британию" и И-17. Оба самолета показаны в одном масштабе.
"Спитфайр" на полевом аэродроме с подключенным компрессором для заполнения баллона бортовой пневмосистемы. На этой машине во время "битвы за Британию" летал уроженец Новой Зеландии Алан Дир, сбивший 17 немецких самолетов
|
</> |