Продолжение по бортовому залпу
george_rooke — 30.10.2016 Согласно 3-му закону Ньютона "сила действия равна силе противодействия". Пушка, выпуская снаряд, получает такую же отдачу, с какой силой снаряд выходит из дула. Так, согласно опытам Каруаны, 32-фунтовая незакрепленная пушка весом в 69 хандервейтов 2 квартера и 11 фунтов (3.5 тонн) при выстреле на ровной поверхности полным зарядом отпрянула при выстреле на расстояние в 50 футов 3 дюйма (15,3 м), что на 3 фута больше, чем вся ширина батарейной палубы. Именно поэтому пушки крепились к борту корабля канатами. Длина одного каната (правого или левого) была равна 3 длинам пушки, если считать от дульного среза до окончания каморы. Откат при выстреле шел со скоростью 6 футов в секунду. Действия на борта (через канаты) было следующим - 32-фунтовка давала обще натяжение 8 тонн на рым-болт. 24-фунтовая - 7 тонн. 12-фунтовая - 6 тонн. Таким образом, если выстрелить одновременно из всех пушек, то полная сила на борта будет равна от 1300 (для 74-пушечников) до 1800 (для 100-пушечников) тонн на борт. Естественно, при таком напряжении на борт, корабли расшатывались, горизонтальные связи ухудшались, в корабле появлялись течи, и т.д. Именно поэтому стреляли чаще всего лагом, то есть пушки вели огонь с небольшими интервалами относительно друг друга.Ядро из 32-фунтовки с полным зарядом на 370 ярдах (338,33 м) могло пробить 3 фута (0.9) дубовой обшивки или 6 футов (1,83 м) ели и сосны. Однако уже на 600 ярдах "бронепробиваемость" падала в 2.5 раза. Но очень часто в ближнем бою 32-фунтовки снабжали не полным, а половинным, или третичным зарядом. Так, при заряде пороха в 4 фунта (1.8 кг) 14-кг ядро пушки работало по типу карронады, и не пробивало, а проламывало борт, давая во время выстрела кучу щепы.
Вот реконструкция результатов стрельбы уменьшенным зарядом:
Ну и о шуме.
Шум выстрелов при Трафальгаре разносился на 60 миль, в том числе и на берегу,и это при том, что корабли были на расстоянии 15-20 миль в море относительно берега. Спасало экипажи пожалуй то, что шум снаружи был гораздо больше, чем шум внутри батарейных палуб. Кроме того, во время погони или сближения команды батарейных палуб были в роли статистов, поэтому когда наставал их черед - все неприятности от шума или дыма уступали азарту боя. Кстати, чтобы раз и навсегда закрыть вопросы по количеству обслуги на одну пушку. Согласно директивам адмиралтейства от 1758 года количество людей определялось как вес пушки в фунтах, деленный на 500. ТО есть к примеру 32-фунтовая пушка весила 7804,364 фунтов, делим на 500 - получаем 15 человек. Обычно добавляли (либо убирали) 1 человека, ибо как мы помним, эти 15 человек должны были обслуживать две пушки, на противоположных бортах, а это удобнее делать четным числом людей.
|
</> |