По процедурному вопросу

Мне одному кажется, что лечение головной боли - это не
всегда отсекание головы?
По факту проблема на мой взгляд была в одном - несоответствие трат
с задачами. То есть либо задачи по флоту надо было пересмотреть,
либо финансирование другое на флот выделять.
Невозможно стать мировой морской державой, тратя на флот, как на
региональный.
При этом, у наших адмиралов возникла мания величия - они хотели в
океан. Поэтому проспали весь технологический рывок 1850-х, и не
сделали даже то, что вполне могли сделать. Вот хот убейте меня - я
не вижу смысла в заказе 1843 года в Англии, когда были вполне себе
дружественные США, которые вполне себе делали нормальные
пароходофрегаты. "Миссури" и "Миссисипи" при мощности машин в 250
лошадиных сил давали те же самые 11 узлов, что и "Крым",
"Херсонес", "Одесса" и "Бессарабия". Да, я знаю о частых поломках
американцев, но американцы вооружены лучше (10 орудий против 6 у
англичан). Да и англичане тоже ломались довольо часто, ведь это еще
детство паровых машин.
Я сейчас вот смотрю концепции и траты 1850-х - это просто
выброшенные на ветер деньги. Американо-мексиканская война проходит
мимо нас. Гражданская война в США тоже, особенно Конфедераты,
которые делали свои пепелацы буквально с матом и на коленке.
Вот конец 1850-х. Если на 1857 год Балтийский флот у нас состоит из
18 линейных, 12 фрегатов, 20 корветов, 6 клиперов, 100 канонерских
лодок — и 9 колесных пароходофрегатов, не считая мелких
вспомогательных судов и транспортов, то В 1859 году имелось 5
кораблей, 6 фрегатов, 14 корветов и 6 клиперов. Самый тупой вопрос
- почему бы было не обшить железом хотя бы те 5 кораблей, которые у
нас остались? У нас к тому времени есть опыт французских морских
батарей. Казалось бы - сложи два плюс два, добавь туда движок,
пусть даже слабый.
Ну хорошо, допустим мы тупые. Но 1861 год, начинается гражданская
война в США. Конфедератская поделка на коленке "Мерримак " приводит
всех морских товарищей в экстаз. И в 1862-м мы начинаем строить
"Первенец" и "Не тронь меня". И строим... 3 года. Конфедератам
хватило нескольких месяцев, чтобы обшить и сделать "Мерримак
"! Правильно, оценивая положение, генерал-адмирал докладывал царю:
«... Переворот в кораблестроении совершенно изменил отношение
морских сил России к силам морских держав... Мы находимся ныне в
положении беззащитном с моря, и не только наступательная, но и
оборонительная война с морскими державами в настоящее время для
России невозможна». [Отчет по Морскому ведомству за 1861 г.
СПб.. 1862. С. 11.]
Мне просто логику бы понять! Честно. У нас на Балтике на тот же
1861-й воевать нечем (см. выше), нам СНАЧАЛА нужно защиту с моря
создать, а ПОТОМ что-то океанское строить. Но нет. У адмиралов и
царя рвет пуканы - пусть батарея, но чтобы могла плавать в
море-окияне.
И здесь вопрос именно к элите. Понятно, что культура производства у
нас тогда была ниже плинтуса. И здесь создать технологию,
обеспечивающую нужную технику - дело как раз элиты. И
последовательность действий - это тоже вопрос к элите. И концепция
развития - это тоже вопрос к элите.
Но наша элита знала по пять языков, а с техникой как была на "вы",
так и осталась. Я такое во время работы на телевидении часто
встречал. Когда приходит очередной творец, который "ничего не
понимал в электричестве, поэтому считал себя творческой личностью",
и начинает пальцы загибать - хочу вот это, и чтоб как в Голливуде,
и чтобы получилось вот так. И когда ему объясняешь, что для его
хотелок надо приобрести вот это, нанять вот еще кого, и вложить
столько-то - у творца начинается дикий диссонанс башки. Потому как
он не подумал свои хотелки соотнести с технологической реальностью,
данной ему в ощущениях. В результате хотелок таких же творцов от
флота, слабо представляющих технические возможности и требуемые
характеристики - совершенно немыслимые проекты ненужных кораблей,
на которые уходят большие деньги. Такое ощущение, что все концепции
строительства витают в облаках. Кроме одной. Речь о строительстве
ЧФ после русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Ах да. Ну и логистика конечно же. Я про броненосцы типа "Екатерина
II", с двумя башнями главного калибра в носу. Да вообще о
Черноморском строительстве в целом с 1877 по 1917 годы.
Фактически ЧФ затачивался только под одно - взять Проливы. Наверное
потому, что эта задача была сверхочевидна.
Но паршивость оказалась в том, что флот, готовившийся 40 лет для
одной единственной задачи из-за глупости и трусости политического
руководства Проливы так и не взял. Как в том анекдоте - "смог
угадать все буквы, но не смог назвать слово".
В общем, писать можно много, но сформулирую так - невозможно на
технологиях начала XVIII века и людьми, застрявшими в первой
половине XIX века, строить высокотехнологичные вещи в середине и
позже XIX века, да еще и стараясь вкладывать поменьше, и при этом
требовать от флота если не стать морским гегемоном, так хотя бы
составить конкуренцию этому гегемону. Требования немного
несопоставимые.
|
</> |