Проблема выбора
ilyavaliev — 14.08.2015 Простой опрос: если бы у вас была возможность прямо сейчас пойти учиться, какую бы специальность и форму обучения вы выбрали?Вот тут опрос http://ilyavaliev.livejournal.com/6688306.html
Говорят, что учиться – никогда не поздно. Может быть, и так, конечно, но я бы, например, предпочел уже какие-то курсы, а не очередное высшее образование. Проблема в том, что курсы у нас, увы, котируются не так высоко, как диплом, к примеру, Бауманки, МГУ или Плехановки. Хотя люди вполне получают второе и даже третье высшее.
Вообще интересна проблема второго (третьего и каждого последующего образования). Для чего их получают? Не повезло с первым? Неправильно выбрал, а затем решил переучиться? Или недостаточно учили, хочется расширить кругозор? Вопросов на самом деле достаточно много, на некоторые из них мне удалось все-таки получить ответы на встрече с замминистром образования Александром Алексеевичем Климовым.
Главная проблема современного образования– это отставание от реальной жизни. За 5 лет все настолько кардинально меняется, что, поступая на бывшую престижную профессию, к выпуску в вузе ты можешь вполне оказаться с устаревшим дипломом. Посмотрите на мировые университеты: открываются совершенно новые специальности, название которых многим не говорит вообще ни о чем: в Сеульском университете готовят профессиональных кибергеймеров и стримеров, например. Наши, впрочем, как оказалось, то же не отстают, например, появилась специальность пилот дрона, о разрешении которых постоянно спорят, конечно, но, тем не менее, за ними, как мне кажется, будущее. В приоритете у выпускников и смежные дисциплины, которые уже сейчас пользуются большой популярностью у работодателей (например, информатика и медицина, геоинформатика и т.д.).
Нынешние выпускники, по словам Климова, все чаще выбирают инженерные профессии и вообще технические специальности, к чему государство их всячески стимулирует (на эти специальности приходится половина всех бюджетных мест в стране). На втором месте – экономические, но здесь связано не столько уже с желанием попасть в банк и работать там, как было это, например, лет 15 назад, а с желанием открыть собственный бизнес и разобраться в его тонкостях. На третьем месте по популярности у выпускников в этом году медвузы, но это, по-моему, не меняется из года в год (непонятно, отчего тогда в поликлиниках нехватка медперсонала?).
Сегодня выпускник может подавать документы в пять вузов (не более, чем на три специальности). Это тоже очень удобно, можно попытаться пройти по баллам в брендовые учебные заведения (МАИ, МГУ, МИСИ, МХТИ, МГТУ им. Баумана, РЭА им. Плеханова, ВШЭ и т.д.), а если не получится, выбрать в итоге что-то попроще. Победители олимпиад, медалисты, льготные категории граждан получают дополнительный бонус при поступлении. Кстати, для меня стало открытием, что в российских вузах на бюджете могут обучаться иностранные граждане (есть определенные квоты для этого). Количество мест, да и вообще вузы отслеживаются очень жестко (теперь этим займется еще и пенсионный фонд), пройти аккредитацию Вузам, становится все сложнее. Кстати, если вуз не прошел эту процедуру, студенты переводятся в другой вуз на аналогичные специальности.
Что касается способов обучения, то здесь царит огромное разнообразие. Кроме новомодного проектного метода и прочих внедренных для гуманитариев креативов (я не говорю, что это плохо, прост не для всех специальностей подходит), активно продвигается технология обучения «софт-скиллс» – работа по правилам. Чтобы студенты не отвлекались от учебы, но при этом не забывали и о личной жизни, министерство образования при вузах открывает специальные детские центры, которые позволят молодым мамам спокойно посещать учебу и не откладывать создание семьи и рождение ребенка на «когда-нибудь потом». Чтобы стимулировать активность в учебе, проводят разнообразные конкурсы и способствуют участию студентов в конкурсах международных, где они, кстати, набираются опыта. Отрадно, что подобные конкурсы стали проводить и крупные российские компании, которые таким образом заранее отбирают для себя наиболее перспективный и талантливый персонал. Например, один такой конкурс недавно проводил для аспирантов космодром Восточный. Многие темы, которые защищались там, шли под грифом «Секретно» (вторым грифом, что-то мне подсказывает, должно было стать «Перспективно»). А чтобы перспективный студент не сбежал к конкурентам, его не только приглашают на практику, начиная чуть ли не со 2-го курса, но и назначают именные стипендии, помогая, таким образом, закончить обучение. Гораздо спокойнее, согласитесь, учиться, если ты уже с 3-го курса знаешь ,что будешь работать по специальности в нормальной компании, которая заинтересована в тебе, как в специалисте, настолько, что вкладывает в тебя деньги. Раньше, в советское время, было такое понятие, как работа по распределению. Сейчас от него ушли (противоречит Конституции), появились новые, и, как мне кажется, гораздо более перспективные формы.
В общем, учиться, друзья, весело. И возвращаясь к началу поста, все-таки прошу ответить на вопрос: если бы была возможность прямо сейчас, пошли бы учиться? На какую специальность? По какой форме обучения?
|
</> |