Про «военную литературу» и прочий милитаризм в СССР
anlazz — 20.11.2020 По мотивам обсуждения в ФБ был поднять вопрос о том, что в СССР мало печаталось «военно-технической» литературы. И вообще, литературы нонфикшн «военного характера», наподобие известной серии «Военно-исторической библиотеки». (Эх, славная была серия – в том смысле, что именно она открыла для меня широкий мир «гуманитарных проблем». А так бы и остался тупым технарем.)Причем, на самом деле спорить с этим сложно: действительно, подобных книг в советское время было мало. В том смысле, что, возможно, что-то и существовало (мемуары, например, военачальников издавали), однако для «широких масс» этого было недостаточно. И уж конечно, недостаточно было сведений – не только «книжных», но и журнальных, кинематографических, телевизионных о «сегодняшней армии». В смысле, не о той армии, которую показывали в передаче «Служу Советскому Союзу» - с шагающими строем поющими солдатами, «ленинскими комнатами», идеально заправленными кроватями и прочими прелестями «отдачи гражданского долга». (На самом деле как раз этого было полно и в газетах, и кино, и в книгах.) А армии «в своем настоящем обличье», армии, как мощной машины по уничтожению врага.
Вот этого действительно не хватало. Ну, разве что два раза в год проходили по Красной площади военные колонны, да и то там акцент делался на стройные ряды военнослужащих, а не на проезжающую технику. На этом фоне многие современные «российские патриоты» - те из них, кто настроен «благожелательно» к Союзу – даже периодически высказывали мысли о том, что если был «советская военная пропаганда» не была бы столь беззуба (с белыми подшитыми воротничками военнослужащих и веселыми их песнями под гармошку на фоне бюста Ленина), то, может быть СССР и не распался бы.
Хотя нет, сейчас уже не высказывают, поскольку нынешнее, совершенно обратное, положение, показывает… Впрочем, о текущем надо говорить отдельно. Тут же хочется только сказать, что все эти люди – имеется в виду, те, кто возмущается и удивляется отсутствию в Советском Союзе 1970 годов мощной «военной информационной компоненты» - банальным образом не хотят замечать хорошо известное. А именно: то, что как раз в это время в стране «при власти» находилось поколение, которое перенесло на своих плечах самую страшную Войну в человеческой истории. И перенесло не в штабах – как их «предшественники» - а в окопах.
Ну да: можно сколь угодно смеяться над «дорогим Леонидом Ильичем» и пинать его за то, что он делал или не делал при власти – я и сам это часто делаю. Но вот отрицать того, что этот человек прошел Великую Отечественную в самой ее «гуще», невозможно. Я, кстати, в свое время побывал на пресловутой «Малой Земле», и скажу, что по ее виду нетрудно понять, какой там творился Ад: ровная поверхность, простреливаемая со всех сторон, не способствовало выживанию десанта. И, тем не менее, некоторые выжили – и Брежнев был среди них. А ведь таких «брежневых» было множество, в том числе и на руководящих постах. (Как раз в конце 1960 годов они начали массово сменять предшественников.)
Так вот: для этих людей война не была «интересным делом», а механизмы для уничтожения людей – не были предметом гордости и восхищения. В том смысле, что эти люди, конечно, прекрасно понимали, что именно благодаря современному оружию нашей стране не грозит повторение 1941 года. Но это положение казалось им неправильным – посему неудивительно, что как только стало понятным, что «империалисты» готовы дать нам гарантии ненападения, они с радостью приняли это предложение. При том, что пресловутый «паритет» был достигнут, при том, что в той же сфере ПРО мы были далеко впереди, при том, что, в общем-то, именно СССР задавал в 1960-1970 направление развития не только военных технологий, но и технологий вообще. И, в этом плане, «политика разрядки» была не единственной «победной альтернативой» в соревновании систем: в 1970 годы можно было, в общем-то, попытаться «сломать капитализм»….
Впрочем, вернусь к поставленной теме, и укажу, что в данном случае «сворачивание милитаризма» в той же информационной сфере было неизбежным. В том смысле, что люди, прошедшие войну, просто предположить не могли, что она – эта война и военная тема вообще –может быть интересной. Что люди могут хотеть читать про танки, самолеты, корабли и ракеты, что они желают знать, какие способы убийства людей разработали наши инженеры, и даже могут этим гордиться. Что поделаешь: несколько лет в окопах уничтожают всю «милитаристскую романтику» напрочь!
Притом, что для поколений, эти самые окопы – а главное то, как в них убивают – не видевших, данный момент был неочевиден. Поэтому-то они с удивлением – а потом и возмущением – думали о том, что «там» то ли помешались на секретности, и поэтому не желают показывать наши современные истребители и танки. То ли просто не желают тратить на это средств, предпочитая публиковать бесконечные «резолюции съездов» и «заявления трудящихся» на тему борьбы за мир! Ну, в самом деле, задолбали уже этим «миру-миром» и «осуждением израильской военщины» - которая «всего лишь» давила танками арабских детей!
Впрочем, что тут поделаешь: это тоже особенность социальной психологии. Впрочем, о выводах в данном случае будет сказано уже отдельно…
|
</> |