Про "учёбу" и "учителей"*

Приятным побочным эффектом отсутствия в соцсетях является то, что ты даже не подозреваешь, сколько вокруг людей, желающих поучить тебя жизни. При этом попытки потыкать тебя носом в их собственные проекции почти всегда сопровождаются пренебрежительным высокомерием и менторским тоном. В гомеопатических дозах весь этот пир духа способен доставить изысканное наслаждение, но, с определённого момента, начинает утомлять.
Удивительно, насколько отсутствие прямого зрительного и акустического контакта раскрепощает людей. Взять, скажем, очередь или другое потенциально напряжённое место. Если умеешь читать по глазам, понимаешь язык тела и обладаешь хорошим слухом, то там ты, без сомнения, обнаружишь подобных «учителей». Но вести себя они будут, в массе своей, смирно.
А, к примеру, в автомобильном потоке человек переходит на более высокий уровень приватности и, как следствие, на другой уровень социального взаимодействия, соблазнительный своей анонимностью. Думаю, тут чисто психологический момент, связанный с иллюзией безнаказанности (водителя в машине со стороны видно плохо, а то и совсем не видно, да и сама железная коробка дарит чувство защищённости), а также с ощущением дополнительных возможностей, которые даруют масса, скорость и приёмистость автомобиля (в совокупности они сливаются в ощущение силы).
В очереди, в метро, в магазине или ином публичном месте (да хотя бы и на тротуаре) неподобающее поведение подразумевает вполне реальную возможность отхватить от какого-нибудь гражданина в бубен, и оная возможность упомянутое поведение сдерживает. На дороге же, в силу сказанного выше, число желающих продемонстрировать свой яркий, самобытный нрав и гражданскую позицию, а также поучить окружающих надлежащему образу действий, заметно возрастает.
Высшей же степенью педагогической эйфории мудаков является их деятельность в интернете, поскольку там с анонимностью для рядового человека дело обстоит ещё лучше.
Вообще, у меня сложилось твёрдое убеждение, что желание учить жизни ближнего своего проистекает единственно из-за нереализованной возможности заняться этим на практике. Изо всех тех, кого я знаю как преподавателей, руководителей или командиров, пожалуй, никто не проявляет чётко выраженной тяги к просветительско-указательной деятельности вне места исполнения служебных обязанностей. Бывают, конечно, признаки профессиональной деформации, но они выражаются несколько иначе. Когда ты видишь, что человек в чём-то заблуждается, то либо просто не испытываешь желания его поправлять, либо поправляешь единожды, а не доказываешь с пеной у рта на трёх страницах, что он глубоко неправ. Ну, просто потому, что тебе за это не платят, жаль времени, и вообще этого у тебя и так хватает на работе.
В общем, жизнь заставила перейти к регулярному пополнению стоп-листа. И я даже не могу сказать, что эта практика мне неприятна. И, между прочим, есть над чем задуматься: в норме человек на мудаков не реагирует и, если они начали меня беспокоить, значит, у меня в голове и на душе не всё в порядке. Но это тема для отдельного разговора :).
*Начиная с этой записи, я постараюсь отмечать звёздочкой тексты, содержащие матерные слова. Но могу и забывать, в связи с чем прошу строго не судить и, при необходимости, напоминать.
|
</> |