Про трассу Москва-Петербург
macos — 22.11.2011 — ТранспортНа прошлой неделе я побывал на одной из самых известных в России дорожных строек. Точнее - на первом ее участке, длиной в сорок три километра. Основной трассы пока не существует, она будет строиться частями. Причем если главные участки будет строить государство, то этот, наверное самый важный кусок, который начнется прямо от МКАДа и должен спасти от пробок Химки, Шереметьево и Зеленоград - строит частная компания, заключив с Россией концессионное соглашение: впервые в современной истории, кстати.
1. Сама идея строительства дублера Ленинградского шоссе родилась еще сорок лет назад, в семидесятых. Уже тогда в умах советских дорожников мелькали мысли о том, что главная трасса страны должна быть более скоростной - ну, хотя бы как Минское шоссе. "Минку" построили к Олимпиаде в Москве, а вот "Ленинградку" отложили до лучших времен, которые в истории той страны так и не настали.
2. Вернулись к проекту лет дестяь назад, когда из-за перегруженности одного направления стала стоять большая часть города: на Ленинградском шоссе и МКАД стали образовываться огромные пробки: Химки просто не способны вместить такое количество транспорта, половина из которого едет даже не в Питер или Тверь, а банально в Мегу, аэропорт или мебельный центр.
Расстояние от Москвы до Питера не маленькое, поэтому правительство решило строить дорогу частями, отдав некоторые ее участки в частные руки. Так появился проект строительства 43-километровой части трассы: Северо-Западная Концессионная компания, выигравшая в 2007-м году тендер обязалась построить и в течение тридцати лет эксплуатировать эту дорогу, а затем передать ее госкомпании, причем в идеальном состоянии. Для справки: СЗКК была образована четыре года назад французской строительной компанией VINCI. Они занимаются строительством дорог во Франции, а также управлением платными магистралями во всем мире: например, VINCI эксплуатирует крупную автомагистраль в Канаде, а недавно открыли автобан в Словакии.
3. Начало строительства затянулось из-за Химкинского леса. Точнее - из-за группы граждан, решивших, что у нас с дорогами и так все хорошо, а с лесами плохо. Некоторое время назад необходимая для строительства просека все-таки была вырублена. Как оказалось - вырубать весь лес целиком никто не собирался :) Более того - учитывая повышенное общественное внимание к этому лесопарку, компания-застройщик привлекла к своим работам французскую экологическую компанию Pur Projet: они изучают состояние Химкинского леса (И, кстати, сделали выводы о том, что лес находился в ужасном состоянии и до строительства трассы, просто люди его загадили, там много мусора итд) и будут принимать меры по восстановлению экосистемы леса.
4. При строительстве будут уделять особенное внимание мерам по защите окружающей среды: акустические экраны на протяжении всей трассы, водопропускные трубы для сбора ливневых и талых вод, специальные переходы для животных под дорогой, чтобы не разрушалась целостность лесов, разделенных трассой на две части: и маленькие и большие зверюшки, и хомячки и лоси, смогут ходить друг к другу в гости.
5. Сейчас работы ведутся на 33-х километрах: вырублена просека, произведены работы по выемке грунта, начато строительство мостовых объектов и искусственных сооружений, а на нескольких километрах дороги уже лежит асфальт.
6. Кстати, об асфальте. Вы знаете, из чего состоит дорожное покрытие? Ну, хорошее дорожное покрытие, которое должно быть на скоростных загородных трассах? В самом низу дороги - земляное полотно (либо выемка либо насыпь), на него насыпается песчаноподстилающий слой от ( 40 до 70 сантиметров ), он не дает грунтовым водам разрушить дорогу. Потом еще 40 сантиметров щебеночно-песчаного слоя, и верхушку пирога венчает трехслойный асфальтобетон. Если все ингридиенты "пирожка" сделаны на совесть - ремонт дороги происходит достаточно просто: раз в несколько лет поменять верхний слой.
7. Как же быть с колейностью? - спросит въедливый читатель. В ходе пресс-тура мне объяснили, что колейность на дороге возникает по двум причинам: некачественное строительство и пробки. Если на трассе нет затруднений в движении - даже тяжелым грузовикам трудно "раздолбать" дорогу - они едут с постоянной скоростью, равномерно распределяя нагрузку на дорогу. Когда все время стоишь или ползешь - любая дорога просядет под тяжеленной машиной. Строители обещают, что пробок на этом участке - не будет: все меры для предотвращения затруднений принимаются уже на этапе строительства.
8. Во-первых, дорога будет широкая. Основная ее часть - по две полосы в каждую сторону, посередине газон или "отбойник". От МКАД трасса будет пятиполосная (2х5), затем - четырех (2х4), а все сужения будут происходить плавно и безболезненно: никаких "бутылочных горлышек".
9. Кроме того, на всем протяжении дороги будет оставлено резервное место для расширения: если когда-нибудь понадобится добавить новые полосы - это сделают. Плюс - ни одного светофора или населенного пункта: автобан есть автобан.
10. Еще одно важное правило автобана - никаких пересечений: я писал об этом и в репортаже про трассу М4, и когда рассказывал о дорогах Хорватии. Чтобы обычные дороги не пересекались со скоростной, будет построено множество мостов и эстакад. Всего же будет несколько съездов от МКАД до конца этого участка: по нему, например, можно будет очень быстро добраться до Шереметьево или Зеленограда.
11.
12.
13. Гарантийный срок дорожного полотна - 18 лет. Но строители уверены, что оно продержится в хорошем состоянии без необходимости капитального ремонта весь срок концессионного соглашения, то есть тридцать лет.
14. В чем же прелесть концессии, кроме того, что государству не нужно изыскивать все средства на новую дорогу? Компания строит трассу, устанавливает плату за проезд по ней (в данном случае - 3 рубля за километр), обслуживает, чистит, моет, ремонтирует полотно, следит за порядком. Естественно, зарабатывая на этом деньги. Через тридцать лет концессионеры передают России этот участок, и обслуживать его начинают уже государственные службы. Компания вложила и заработала деньги, страна получила новую дорогу, а водители - быстрый способ добираться на дальние расстояния.
15. При этом самой компании выгодно строить качественно и не перекладывать асфальт каждый год: ведь они вкладывают свои деньги, не бюджетные. И в случае необходимости ремонта они будут тратить, опять же, свои деньги: нет и смысла воровать на строительстве.
16. Государство в течение этих тридцати лет тоже не останется в накладе: оно будуе получать налог с прибыли от проезда по платной дороге.
17. Кстати, возводимая дорога относится к европейской категории 1А и дорог такого класса в России пока нет. Она рассчитана на максимальную скорость 150 километров в час. Сейчас в нашей стране максимальная скорость - 110 км/ч. Построить такую классную трассу и ездить по ней 110 - это кощунство. Поэтому уже сейчас ведутся переговоры о том, чтобы либо повысить максимальный скоростной лимит в нашей стране на уровне закона (В перспективе ведь мы должны строить и другие дороги такого уровня) или сделать исключение именно для трассы Москва-Петербург.
18. Кстати, пропускная способность "ленинградки" М10 - 40 тысяч автомобилей в сутки. В некоторые дни интенсивность движения от МКАД до поворота на Шереметьево-1 (12 км) - 135 тысяч машин в сутки. На последующем участке до Солнечногорска - 80 тысяч. Делайте выводы.
19.
Кстати, на стройке я не встретил ни одного гастарбайтера. Мне объяснили, что им здесь просто нечего делать: все работы проводятся с использованием техники, вручную никто котлованы не роет, а мигрант просто не сможет справиться с техникой, у него нет таких навыков.
20.
21. Отдельно стоит сказать об "интеллектуальности" будущей дороги: здесь будет работать централизованная информационная система контроля и управления, которая сможет поддерживать равномерность и безопасность дорожного движения, система автоматического определения ДТП, возможность экстренной связи с оператором в случае, если понадобилась помощь (сломалась машина/кончился бензин и.т.д.). Ну и конечно, дорога будет освещена на всем протяжении и также, на всем участке огорожена защитной сеткой от животных и грибников, чтобы не выбегали на дорогу. Многое из этого, кстати, уже реализовано на платном участке трассы М4, которую строит государственная компания "Автодор".
22. Если интересно - вот схема всей трассы Москва - Санкт-Петербург. Основной участок будет строить государство, дорогой от МКАД до Солнечногорска занимается Северо-Западная Концессионная компания, также частные инвесторы будут привлечены для строительства выхода из Питера и объезда Вышнего Волочка.
23. Пока я ходил по стройплощадке - много думал: почему нельзя объявить строительство дорог целевой программой, национальным проектом, причем привлечь к этому большое количество разных компаний, которые могли бы стать концессионерами, как СЗКК? Они сдадут свой участок в 2014-м, всего через два года, а сама трасса Москва-Питер откроется только через шесть, в 2018-м? Ведь если поделить все 700 километров между семью крупными строительными компаниями (причем не только российскими) - всю трассу можно открыть куда быстрее, а это сильно упростит жизнь тысячам, десяткам тысяч людей. Если строить дороги по всей стране - это создаст десятки тысяч рабочих мест на строительстве и тысячи - на последующем обслуживании. Пусть даже эти дороги будут платными - люди станут отдавать деньги за комфорт и скорость. Мы действительно можем это, но пока приходится говорить о таком проекте, как об уникальном.
|
</> |
https://bit.ly/2SUYNyo
Автоматизированный метод заработка от 3000 рублей в сутки
Гарантия возврата денег.