Про то, как Наполеон Италию грабил. Вазопись

топ 100 блогов shakko_kitsune29.01.2020 Во французском музее Севрского фарфора (Sèvres – Cité de la céramique) находится весьма любопытное произведение искусства. Это ваза 1813 года, на которой показан триумфальный ввоз в Париж сокровищ античной скульптуры, которую Наполеон забрал из Италии ради основания собственного Музея Наполеона.

Античные статуи изображены на этой вазе так, как их не изображали никогда.

Про то, как Наполеон Италию грабил. Вазопись


Французское название этой вещи "Vase Etrusque à rouleaux" («L'Entrée à Paris des oeuvres destinées au musée Napoléon»). Inv. MNC1823.
В высоту она 1,2 метра.

Про то, как Наполеон Италию грабил. Вазопись

Медальоны на ручках изображают Перикла, Августа, Лоренцо Медичи и Франциска I. Изображения на горлышке -- "камеи" с Гомером, богами и т.п.

Про то, как Наполеон Италию грабил. Вазопись Про то, как Наполеон Италию грабил. Вазопись

Ее авторы: художник по фарфору Антуан Беранже (Antoine Béranger, 1785-1867), по рисунку пером, который сделал скульптор Ашиль Валуа (Achille Joseph Etienne Valois, 1785-1862). Форму вазы в 1808 году сделал архитектор Шарль Персье (Charles Percier) в 1808 году, ориентируясь на античные подлинные вещи.

Ваза это не очень остроактуальная, прямо скажем -- темка была просроченной: речь тут идет об итальянской кампании 1796 года. Собственно говоря, едва успели обсохнуть золото на этой вазе, как пришлось  вертать все взад в Италию, ибо Наполеон пал (1815).

Попробуем составить список всего, что везут в триумфальной процессии (9 thermidor an VI : «fête de la Liberté et des Arts», т.е. 27 июля 1798).
В центре, разумеется, эллинистический Аполлон Бельведерский из Ватиканских музеев.  В 1797 году он был передан папой Пием VI французам в соответствии с условиями Толентинского мира. В Лувре ему отвели отдельное почетное пространство. В Италию он вернулся в 1815 году.

Про то, как Наполеон Италию грабил. Вазопись

Статуя Амура позади него -- "Амур, натягивающий лук" с оригинала Лисиппа.
Он принадлежит Капитолийским музеям.

Про то, как Наполеон Италию грабил. Вазопись

Двигаемся дальше. Тут какие-то картины, одна похожа на "Вознесение", другая на какую-то "Богиню Победы" или "Аврору", но лень искать, я сегодня по скульптурам работаю.

Если можете опознать портретно французов в процессии, кстати, пишите.

Про то, как Наполеон Италию грабил. Вазопись

О! Наверно они так рафаэлево "Преображение" преобразили своими фарфоровыми красочками.

Про то, как Наполеон Италию грабил. Вазопись

Едем дальше.

Про то, как Наполеон Италию грабил. Вазопись

Здесь на носилках несут какую-то менее известную статую. Наверняка, это муза, возможно, что Урания.
Типа вот "Урании Людовизи" (но не она).

Про то, как Наполеон Италию грабил. Вазопись

Что-то мне, честно говоря, не верится, что в реальности эти мраморные глыбы тащили живые люди на носилках, а не на повозках везли. Это неподъемная тяжесть же.

Про то, как Наполеон Италию грабил. Вазопись

Здесь тащат, возможно, "Зевса Отриколи" из Ватиканских музеев (а может и не он, кажется, основание сбоку другое, больше похоже на герму).

Про то, как Наполеон Италию грабил. Вазопись

Здесь безусловно везут "Венеру Медичи". Именно она считалась самой главной и самой красивой статуей Венеры в мире. Лувр был счастлив ее приобрести. Итальянцы были в трауре, что ее утратили, чтобы как-то утешиться, Канова изваял Венеру Италийскую. Когда ее тоже пришлось вернуть в  Уфицци, французы были безутешны.

Про то, как Наполеон Италию грабил. Вазопись

Однако очень удачно, всего пять лет спустя, в 1820-м, французы нашли Венеру Милосскую. Она оказалась в Лувре, и теперь именно она стала "главной" статуей Венеры. Вы думаете, из-за своих достоинств? Нет, просто потому, что французы всегда были отличными музейными пиарщиками, "Мона Лиза" -- тоже не самое-самое-самое из произведений Леонардо, просто висит где надо.

Про то, как Наполеон Италию грабил. Вазопись

Книги и ковры (все то, от чего мы откажемся при коммунизме в эру айфонов).

Про то, как Наполеон Италию грабил. Вазопись

Этого гражданина вы знаете, он из Ватиканских музеев тоже.
Мне нравится эта необычность представления знакомых вещей (собственно, на этом приеме узнавания+необычности половина совриска построена, увы, поднадоело, когда нарочно).

Про то, как Наполеон Италию грабил. Вазопись

И вот последний кусочек, чтобы замкнуть круг, и мы снова возвращаемся к повозке с Аполлоном Бельведерским.

Про то, как Наполеон Италию грабил. Вазопись

Сохранился эскиз этой росписи (простите, нашла только скриншот из фильма). Смотрите, на лошади с предпоследнего кусочка предполагался всадник, мб. сам Наполеон?

Про то, как Наполеон Италию грабил. Вазопись

Про то, как Наполеон Италию грабил. Вазопись

О, вот, нашла еще одну статью. Ваза не была полностью закончена даже к 1814 году, когда стало ясно, что Наполеон окончательно пал. На севрской мануфактуре эту идеологически опасную вещь, связанную с культом личности, хотели уничтожить, но ее спас директор, напирая, на ее исключительное техническое качество, например, новаторское крепление ручек и т.п. Новый король Людовик XVIII, которому ее показали в 1815 году, проявил большую толерантность и вкус, повосхищался работой, разрешил ее не уничтожать, сказал только убрать имя Наполеона с "музея" и поменять один из профилей на ручках с Наполеона на короля Франциска.

Вот тут видео, которое позволяет представить ее в пространстве.

***
Ха, все-таки приятно, что аналогичной вазы о ввозе в Париж сокровищ Успенского собора им не довелось создать.
Впрочем, что наши сокровища по сравнению с античными? В глазах французов -- только на золотой лом...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Астронавты Карр и Поуг — двое из трех членов экипажа, который в тот день устроил "мятеж" на корабле и перестал выходить на связь с наземным пунктом управления НАСА. Экипаж провел день отдыхая и веселясь. В отличии от предыдущих миссий, все члены этого экипажа, до этого полета, ни разу ...
Дм. Володихин. Царь Федор Алексеевич. М., 2013: Отношения Федора Алексеевича с патриархом испортились, когда царь предложил масштабную «епархиальную реформу». Иоаким не просто воспротивился ей — он встал насмерть и разнес царский проект до основания. Суть «епархиальной реформы» может ...
Выборы в Донецке прошли. Международные наблюдатели уехали. Обстрелы возобновились с новой силой. Ничего не закончено. И даже не заканчивается. Все только начинается. Главные бои - впереди! Донбасс сам по себе - не такой ценный регион, из-за которого в США и Европе стали бы закрывать гла ...
Начиная с 1920-х годов, Валентин Катаев в анкетах и автобиографиях указывал, что служил в Красной Армии командиром батареи. Ещё при жизни писателя за границей был опубликован сборник "Устами Буниных", в котором содержались документы, разоблачающие ложь Катаева и доказывающие, что он ...
. Ромка Corpjds-Кырпырдыр на приёме в МИД " loading="lazy" /> . Видимо Писю Кырпырдыра все таки одолели судебные приставы по алименьам и, немного поразмыслив пусть немного ебанутой и пустой головенкой, Ромка Плакса все ж пришел к мысли, что лучше податься в маркитанки и ...