Про тепличные условия
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Так вот. Я считаю, что все обстоит ровно наоборот. Школа - это теплица, и в ней организованы как раз тепличные условия, по сути являющиеся искусственными для развития человека. И выходят из школы как раз в большинстве случаев люди, очень похожие на тепличные растения: неприученные к собственному выбору, в ряде случаев не умеющие за свой выбор отвечать, привыкшие к тому, что ими управляют другие (причем возведшие это в ценность, т.е. сами очень не прочь пораспоряжаться), и редко способные к самостоятельному поиску и взвешенным решениям. Почему же так происходит?
Традиционная школа - это место, где в тех или иных формах осуществляется непосредственное воздействие на растущую личность с целью ее "формирования". Главной ценностью при этом является внешнее - научится ли эта личность предъявлять некоторый набор стандартных навыков, по которым можно судить о степени ее адаптированности. Мало кого в обычной школе волнует, являются ли эти навыки частью выбора самого человека. Практически никого не волнует, выбираешь ты учиться или нет, главное, что ты должен сделать - вовремя и более-менее качественно сдавать задания, которые тебе выдают. Мало кого по-настоящему интересуют твои индивидуальные трудности или особенности, ведь чтобы выглядеть в школе успешным, ты скорее не должен отличаться от других, нежели демонстрировать присущее только тебе. А если отличаешься и рискуешь это показать - школа будет пытаться тебя "отформовать". Чем не тепличные условия? Садовод внимательно следит за тем, что происходит у него в теплице, и быстро реагирует на поведение отдельных растений, нарушающих общий порядок. Вплоть до вырезания, да.
Вместе с тем в школе ребенок в подавляющем большинстве случаев приучается считать, что у него нет возможности повлиять на действительность вокруг него. Практически все старшеклассники на вопрос: "Как вы считаете, можно ли что-то изменить в школе?" отвечают дружным "Нет!", даже если не включать в вопрос цель - для чего конкретно предполагаются изменения. Не правда ли, очень похоже на теплицу с ее остановившейся атмосферой без дуновения ветерков? Разве растениям полагается что-то решать в общей атмосфере?
И вместе с тем в школе очень удобно и в каком-то смысле легко. Именно ситуация, когда ты приучен не делать собственный выбор, потому что за тебя его сделают другие, является легкой. В школе приятно именно тем, что здесь нет настоящих трудностей, только искусственные тяжести, которые на тебя вешают
И последнее - про тех, кто растет "не очень", но зато "социализируются". Школа дарит практически каждому своему ученику очень трудно вытравливающиеся привычки: ориентироваться на чужие оценки и сравнивать себя с другими. Большинству выпускников все еще нужны садоводы, как бы они ни демонстрировали, что привыкли к жизни в этом "слепке общества". И общество с готовностью предоставляет этих садоводов, обеспечивая запрос. Школа, внедренная в мозги, продолжает дергать тебя за ниточки и тогда, когда ты вышел из нее: чужими оценками и тем, что ты, видя вокруг, применяешь к себе. Из традиционной школы чаще всего выходят удобные люди в плане управления, с вживленными электродами для подачи нужного напряжения. Только это, кажется, уже не про теплицу...
|
</> |