Про учебу и вранье

Первая ложь: "он же иначе учиться не будет". Очень правдоподобная, надо сказать. Но если раскрыть, чаще всего получается, что это просто ссылка на исходное высказывание. Другими словами, "если мы не заставляем, то он не учится". Вот это фраза правдива, но она говорит о другом - о том, что тот, кто это говорит, не знает, как по-другому. Не умеет не заставлять и не очень хочет, скорее всего. А если еще точнее сказать: некомпетентен в обучении других.
Вторая ложь: "это нужно самому ребенку, просто он пока сам этого не понимает". Мне это видится удобным самооправданием для насилия, и не более того. Здесь еще часто идет ссылка на то, что "мы сами не понимали, а потом наконец поняли и были благодарны". Разновидность защитного механизма, оправдывающего насилие в отношении себя, находящего ему внутреннюю обоснованность. Внутри этой второй лжи нередко прячется недоверие к детям и желание навязать то, что ТЫ САМ считаешь правильным. Недоверие к детям часто оборачивается их унижением, а желание навязать - огромными усилиями по поддержанию собственного реноме в глазах ребенка.
Третья ложь: "если ребенка подольше заставлять, то он обязательно привыкнет и даже полюбит". Ложь здесь в первую очередь в объекте: считается, что привыкнет и полюбит именно то, что имеет в виду взрослый - учиться. А ребенок привыкает и даже не может без другого - без обязаловки. Поэтому с виду может выглядеть все хорошо: ребенок старательно выполняет задания, даже увеличивающегося объема, демонстрирует разнообразные успехи на олимпиадах и прочее. А как только оказывается предоставлен сам себе - часто с облегчением выбрасывает навязанное из головы и занимается чем-то другим. А если не может выбросить - тяготится. И действительно находятся люди, кто находит вкус и даже начинает любить внешние инструкции. А это неразрывно связано со склонностью эти инструкции применять к другим.
Четвертая ложь, уже производная: "Пусть побольше будет занят делом и поменьше предоставлен сам себе, тогда многое узнает и сможет использовать в жизни". В таком случае фактически ребенок узнает о себе между прочим, а чаще даже не задумывается - какой он сам, что ему свойственно, что ему по-настоящему нравится, как и что у него получается. А знания, которые ребенок демонстрирует по внешней заявке, часто оказываются мертвыми и особо не ценимыми, а потому - забываемыми. Ценными чаще оказываются те крупицы, которые ребенок получает по собственному выбору, которого у него не так много, или вообще между прочим. И получается, что огромное количество времени теряется зря. Вот эта потеря времени - основная правда, которая остается от навязывания того, что называют учебой, а с действительной учебой имеет мало общего.
|
</> |