Про страх полёта
master_moose — 07.09.2021Есть такая книжка у относительно недавно покинувшего нас Василия Васильевича. Название-то, ясное дело, надумано досужими маркетологами, но сама книжка роскошная, Хейли бы не погнушался разделить авторство. Крепкий такой производственный роман. Там, правда, речь вовсе не о боязни летать.
Так вот, с некоторых пор я стал сильно нервничать в самолётах. Сказать по совести, я вообще стал сильно нервничать (признавался уже), но в самолётах — особенно. Объяснить это чем-то иным, кроме как тем, что я хорошо представляю себе, как устроены и работают и самолёт, и человек, сложно. Ну, или думаю, что понимаю...
Как известно, бойтесь мечтать — мечты сбываются. Прокатившись в детстве пару раз в Анапу и Крым на Ту-154 и Ил-86, я настолько обалдел от новых невероятных ощущений, которые дарил полёт, что очень сильно боялся: вдруг это больше не повторится (повторилось, причём до полного опупения). Потом, до какого-то момента, я скрупулёзно записывал в блокнотик свои воздушные путешествия, обязательно указывая тип. Сейчас, наверное, все и не упомнишь. Навскидку:
Ил-62М, Ил-86, Ил-96-300, Ту-134, Ту-154, Ту-204, SSJ-100, Б-727, Б-737-300 и до 800, Б-747-200 и 400, Б-757, Б-767, А-310, А-319-320-321, А-330, DC-9, MD-82, E175, Ан-2, Як-42, Як-18Т, С-172.
Больше всего я привык, конечно, к аэрофлотовским А-320. Есть и излюбленные места: 25-28F, это в хвосте по правому борту. Почему — не знаю, просто мне там комфортно и обзор хороший.
И вот в последние годы меня прямо-таки преследуют тревожные мысли. То кажется, что лётчик перебирает с тангажом на взлёте. То — что крен велик. То скорость выпуска/уборки закрылков превышена (смешно, потому как откуда мне знать воздушную скорость-то). То — пилот-пацан. То — не всю длину ВПП использует на разбеге, или режим двигателей в угоду шуму урезал на взлёте. Я стал болезненно реагировать на турбулентность и вид мотыляющихся консолей, да и на любые смешные перегрузки, потому как хрен его знает, хорошо ли спал дефектоскопист, который выполнял плановое обследование силового набора.
Хуже всего то, что, вследствие многолетнего увлечения авиацией и авиамоделизмом, я прекрасно представляю, насколько сложную систему представляет из себя летательный аппарат, и что, как ни крути, есть абсолютно критичные узлы, выход из строя которых неизбежно ведёт к большим неприятностям. И насколько сложен и несовершенен человек. И общие наблюдения «по жизни» в части того, что (а) в России падает в целом уровень профессионализма и растёт уровень рас31.4здйства и (б) человечество доросло до стадии, когда созданные им технические системы стали чрезмерно сложны для надёжного управления ими, дела не облегчают :). Или, возможно, я просто старею :).
|
</> |