про стихи

топ 100 блогов cmart02.06.2010

к предыдущему

Прот. Георгий Флоровский. О «бессмертии» души

Из века в век, вплоть до наших дней, платонизм является излюбленной философией христианских мудрецов. Мы не задаемся целью объяснять сейчас, как такое могло произойти. Однако это, мягко говоря, печальное недоразумение произвело невиданную путаницу в современных взглядах на смерть и бессмертие. Мы можем пользоваться известным определением: смерть есть отделение души от тела, yuchz cwrismoz apo swmatoz (Немезий, О природе человека, 2, он цитирует Хрисиппа). Для грека это освобождение, «возврат» в родную область духов. Для христианина — катастрофа, перечеркнутое человеческое существование. Греческой теории бессмертия никогда не разрешить христианскую проблему. Единственно достойное решение дает весть о Воскресении Христовом и обетование грядущего Всеобщего Воскрешения мертвых <...>

«Существом, наделяемым рассудком и разумом, является человек, а не душа сама по себе. Следовательно, человек должен всегда оставаться состоящим из души и тела. Иначе получится не человек, а лишь части человека. А вечное соединение невозможно, если нет воскресения. Ибо, если нет воскресения, природа всего человека не сохранится» (Афинагор Афинский, О воскресении мёртвых).

Основной предпосылкой подобных рассуждений было включение тела как части в полноту человеческого бытия. А из нее следует, что человек перестанет быть человеком, если душе придется навеки «развоплотиться». Этот факт строго противоположен заявлениям платоников. Эллины, скорее, мечтали об окончательной и совершенной дезинкарнации. Тело — узы души. Напротив, для христиан смерть не есть нормальный конец человеческого существования. Она — крах и безумие. Она — «возмездие за грех» (Рим 6, 23). Она — лишение и извращение. И с момента грехопадения таинство жизни вытеснено таинством смерти.

«Союз» души и тела, безусловно, таинственен, о чем говорит непосредственное ощущение человеком органичного психофизического единства. Anima autem et spiritus pars hominis esse possunt, homo autem nequaquam, писал св. Ириней (Adv. haereses V, 6,1). Тело без души — лишь труп, а душа без тела — лишь призрак. Человек не бестелесный призрак, а труп не часть человека. Человек не «бесплотный демон», упрятанный в плотскую темницу. Вот почему «отделение» души от тела и есть смерть именно человека, прекращение его существования, его существования как человека. Следовательно, смерть и тление тела, можно сказать, стирают из человека «образ Божий». В умершем уже не все человечно. Св. Иоанн Дамаскин в одном из знаменитых песнопений погребальной службы передает это так: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
  Вряд ли кто-то не знает этот анекдот.   Ну, мало ли ...   Да вы помните! Ну, хотя бы в такой вариации: иллюзионист предлагает директору цирка идею номера. «Из-под купола медленно опускается огромный пузырь с дерьмом. Шпрехшталмейстер целится в него, ...
Простите. Наболело. Когда же сыты станут бездонные утробы ваши?Может, тогда откроются глаза.И вы увидите свою страну. И станет страшно.Что ничего уже вернуть нельзя.Взбираясь слишком высоко, не забывайте,Обратный может, короток, быть путь.И те, ...
Будущее в перспективе Мощность электромотора Вулинга составляет лишь 20 кВт (27 л.с.), хотя родственный Baojun уже сделал стандартом 29 кВт (39 л.с.). Максималка — 100 км/ч. Две версии батареи наделены ёмкостью 13,82 и 9,2 кВт•ч. Вероятный запас хода — около 100 и 150 км в цикле ...
26 февраля 1910 года в Каменец-Подольском Подольской губернии родился военачальник и государственный деятель, дважды Герой Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков. ...
Я смотрю в будущее с надеждой и оптимизмом. Если начнут сжигать атеистов, то будут делать это, как раньше было принято на Руси, в срубах, а не на открытом воздухе. Не больно, теряешь сознание и всё. А если у Кураева получится инициировать широкую гомочистку рядов РПЦ МП, то тем, кто ...