про СССР 1970 годов
marss2 — 29.01.2024 Теги: Высоцкий.
Набрался терпения и посмотрел выпуск "Станиславыча" с критикой советской ностальгии.
.
Предельно краткое резюме после отсмотра: содержание ролика равняется нескольким банальным штампам современного отношения националистов к СССР плюс изложение личной персональной Вселенной тонко чувствующего московского мальчика Егора.
.
Причём эта его Вселенная в основном относится к московским реалиям гуманитарной интеллигенции середины-конца 1980-х, а не реального глубинного советского социума - который строил БАМ с Атоммашем, осваивал суровые Севера и пахал на огромных и не очень заводах.
.
Иначе и быть не могло, ибо автор - 1975 г.р., и судить без слишком уж навязчивых штампов может только про эпоху раннего Горбачева, когда ему стукнуло хотя бы лет 9-10.
Всё, что раньше - только по рассказам старших либо по статьям и сайтам с их стандартными штампами (которые к тому же можно выбрать по личному политическому вкусу).
То есть, скажем, эпоха "тихих Семидесятых" ему не знакома от слова вообще и оценить ауру ностальгии по ним он не в состоянии.
Да, так оно и есть: тема России звучала и тогда вполне себе громко, в противовес любимому нарративу националистов, что её якобы пытались растворить и упразднить и всячески притесняли.
.
Любой адекватный совгражданин понимал, что СССР - это "большая Россия", поэтому охотно ехал работать, скажем, в Душанбе или Баку.
..
..
Более того, после хрущевских загибов с "неперспективными сёлами" эту тему притормозили и даже издали в 1974 г. Постановление ЦК и Совмина о подъёме Нечерноземной зоны России, после чего туда пошли немаленькие целевые инвестиции.
Сейчас про это не помнят, но это тоже было в нашей экономической истории.
Стали модными русские иконы (именно модными - особой воцерковленности внутри народной массы тогда не было), древнерусская тематика тоже была модной и востребованной.
Всякие деревенские штучки в городском доме (типа табуреток из пней березы или рушников на стене) никого не удивляли, как элемент стиля.
..
Для обычного человека уже не было "сигналов на предприятие" после такого акта - разве что для офицера МВД или КГБ, и то не факт.
Перед Пасхой в госторговле массово продавали кекс "Весенний" и комплекты обсыпок, и это тоже никого не удивляло.
Но до какой-то глубокой воцерковленности было очень далеко - советское общество 1970-х было не антирелигиозно, а внерелигиозно.
.
Я хорошо помню, что в 600-тысячном Хабаровске было две (!) небольших церкви, и особых толп там никогда не было.
Разве что на Пасху немалое оживление. А в 280-тысячном Петропавловске и вовсе ни одной, до 1980-х.
Крестили детей, когда выезжали на материк.
Режиссеры были вольны вставлять в свои фильмы лёгкий (не слишком обидный) стёб над религией - вспомните хотя бы сцену из "Бриллиантовой руки", когда Миронов с нимбом идёт по морю, аки по суше.
.
Но сильно обижать "попов" при Брежневе уже не давали, ограничивали ретивых.
Они считались частью общества, хотя и специфической.
И четвертое - про радиоголоса.
Да, действительно слушали, был такой коллективный грех у многих граждан.
В основном у тех, кто активно интересовался политикой или музыкой.
У нас на Дальнем Востоке слушали "Голос Америки".
В европейской части - "Немецкую Волну" и Бибиси.
Тут тоже имелась веская внутренняя причина, а именно "сусловская" жесткая и заскорузлая идеологическая пропаганда, которая уже никак не могла удовлетворить запросы людей с высшим образованием (а их тогда были уже миллионы).
Первый раз я увидел, как взрослые массово слушали "Голос", в 6-м классе осенью - когда умер Мао Цзэдун и на Д.В. было напряженное ожидание возможных "событий".
Наша пресса давала крайне мало информации по этому поводу, но люди волновались и хотели знать больше.
Однако неверных и прямо ложных тезисов там гораздо больше.
.
..
Однако в советской реальности 1970-х песни этой самой Пахмутовой были фантастически популярны, если не ограничивать их только "комсомольским" ассортиментом.
Скажем, если взять хотя бы только такую троицу - "Трус не играет в хоккей", "Надежду" и "Нежность" - так они тогдашней популярностью превосходили любую из современных модных композиций.
Или "Орлята учатся летать" с "Тревожной молодостью" - они брали за душу миллионы.
А "Усталая подлодка" (для Камчатки песня была особенно актуальна и принята подводниками "на ура")?
И это только маленькая часть её песенного творчества!
Что тогда цепляло внимание миллионов?
А что было на периферии внимания?
Тут у него вообще каша и незнание элементарных реалий.
Как школьник Семидесятых (пошёл в первый класс в 71-м и выпустился в 81-м) я неплохо помню, чем жила молодежь того времени.
Попробую изложить эти образы последовательно.
С большим отрывом от всего остального.
Мы бегали пересматривать серии несколько раз в год, их ставили в районных кинотеатрах за 10 копеек утренними сеансами.
Волка рисовали, под него подстраивались и очень жалели, что он никак не может отомстить наглому Зайцу.
На втором месте был Фантомас. На третьем - приключенческие фильмы про индейцев типа Чингачгука и Золота Макенны.
На четвертом - Троица Гайдая и Шурик (впрочем, раньше, как говорили, она была на первом, просто я не застал в школьном возрасте конец 60-х).
На пятое я бы поставил "Неуловимых" с их эстетикой и героями (кстати, их Холмогоров тоже пинает в начале ролика, и совершенно зря).
Чебурашка с крокодилом Геной был тоже популярен, как и Винни-Пух - но однозначно не в первой пятерке внимания.
Понятно, что взрослые воспринимали этот фильм как сагу про героических советских разведчиков, но дети-то реагировали проще и не очень однозначно.
Короче, был некий период, когда свастика и герои "17 мгновений" стали модными, в них играли и кое-что оттуда копировали.
То есть, фильм Лиозновой сыграл весьма неоднозначную роль в отношении к нацистам.
Потом с этим стали бороться и прорабатывать.
.
Это тоже было такое эпическое явление, которое на какой-то срок захватило все поколения - от младших школьников до дедов.
Крылатые фразы пошли в народ, шпана играла в Горбатого и банду, мы общались мемами оттуда (хотя слова "мем" тогда и не знали).
Высоцкий, опять же, как отдельное культурное явление - он был поистине громаден и фантастически популярен.
Но не как диссида или "певец на грани" (так его интерпретирует Е.С.) - а просто как "наш, свой".
Впрочем, про Высоцкого - это надо делать отдельный текст.
Даже очень много.
Тут, опять же, можно выделить несколько самых популярных потоков. Это
1) фантастика, советская и зарубежная,
2) познавательная литература - серии "Глобус", "Небо Земли", книга юных командиров, книги А. Маркуши и проч.,
3) приключенческая литература - её было много и разной. Мне почему-то запомнилась "Одиссея капитана Блада", зачитанная до дыр в библиотеке.
4) "про индейцев",
5) сентиментальные романы (в основном потребляли девочки) - все эти мушкетеры, 20 лет спустя, Анжелики и графини Монсоро.
Это явление было значимым разве что в узких междусобойчиках столичных интеллигентов и в широкую народную среду практически не проникало.
Да, конечно, почти все слышали про Солженицына и Сахарова - но не потому, что читали их произведения/ статьи или хотели прочитать.
А потому, что они оба прорабатывались во всесоюзных идеологических кампаниях.
И только.
А диссиду второго плана уже никто и не знал - все эти Ларисы Богораз и Натаны Щаранские были обычному человеку неизвестны.
Я за всё время своего активного читательства помню лишь один случай, когда мне всучили почитать самиздат.
Это были "Москва - Петушки" Венички Ерофеева, отпечатанные на слепом ротапринте.
А дали мне его в ВЦ Главдальстроя, один знакомый программист.
Почитал и подумал - ну и алкаш, какой поток сознания...
Потом, правда, оценил получше.
В 70-е, в отличие от 80-х, в культе заграницы царила Франция как №1, а вовсе не Штаты.
.
И сам культ был помягче и заметно поглуше, в сравнении с тем, что творилось в конце 1980-х.
Причём франкофильство даже негласно поощрялось, как противовес американо- или англоцентризму, типа это "правильная капстрана" и по ней можно сходить с ума культурному человеку.
"Увидеть Париж и умереть" - это из того времени.
Французские писатели и их произведения издавались громадными тиражами, наверное не сильно уступая русской классике и советской литературе.
На втором месте была Италия (при этом в начале 80-х она даже кратковременно вышла на первое место по позитивным акцентам, но удержалась недолго).
.
Был ли в 1970-е культ заграницы подавляющим, как году этак в 1988-89-м?
Нет, он тогда был заметно слабей.
И проявлялся в основном в области музыки.
Я ещё не всё вспомнил сразу, буду постепенно расширять этот текст.
Вообще, советская ностальгия - серьёзная и глубокая тема, которую сейчас очень любят извращать и толковать по-своему.
Вот и "Станиславыч"отметился - хотя и не очень удачно.
далее 136. Советская ностальгия и её ложная память // Егор Станиславович
с ютуб канала Егор Холмогоров
.
Новый выпуск посвящен ностальгии по СССР и создаваемой ею ложной памяти, когда забываются и импорт, и антисоветчина, а главное - мощная русская патриотическая линия послевоенного советского времени, а оставляется только официозный совок. Но мы-то, позднесоветские дети, жили не в дистиллированной Эсесерии, а в России - России Пушкина, Кутузова и Дмитрия Донского.
.
.
..
.https://t.me/periskop_pacific/3848
https://t.me/periskop_pacific/3849
https://t.me/periskop_pacific/3850
.
|
</> |