про семинаристов
marss2 — 10.07.2022
Очень большую роль в падении самодержавия сыграли
учащиеся духовных семинарий РПЦ , а так же дети и
внуки священников РПЦ.
Ну про учебу товарища Сталина в духовной семинарии знают все,
но из семинаристов и поповских детей состояли
кадры активистов у самых разных оппозиционных
движений.
Поповскими детьми/внуками были зачинатели
революционого-демократического движения Белинский. Добролюбов и
Чернышевский.
Почему учеба в духовных семинариях РПЦ давала на выходе
образованных людей, активно не любящих царя и попов,
описано в частности ,в книге Помяловского "Очерки бурсы" - жесткая
муштра, запреты на молодежные развлечения, да еще к этому плохое
питание.
Оказалось ,что обязательная религия в школе - лучшее
средство воспитания атеистов,
Которые при первой возможности - свои обиды попам
припомнят , а монастыри переоборудуют под хранилище
колхозного картофеля.
...
Современная РПЦ открывает в огромном количестве разные церковные
учебные заведения : монастырские приюты, православные гимназии и
тд.
Судя по всему планировалось воспитывать детей с раннего
возраста в религиозном духе и так вырастить поколение
истово верующих.
В реале - какого -то заметного взлета числа верующих среди
молодежи не произошло.
Побывавшие в церковных школах и приютах молодые люди в
основном описывают свои впечатления ровно так же как их
предшественники до 1917 :жесткая муштра, запреты на молодежные
развлечения (от жевачки и газировки до рок-музыки), да еще к этому
плохое питание.
вот как тут
https://marss2.livejournal.com/4855625.html
Удивительно,что современое руководство РПЦ - в 21
веке решило снова наступить на очень старые
грабли.
Как называли подобную ситуацию французы: "ничего
не забыли - ничему не научились".
.
Далее пост из тг Толкователь
.
Прочитал, что среди верхушки народовольцев 22% были бывшими
семинаристами, среди эсеров – 9,5%.
Журнал «Отечественная история. РАН», №3, 2001 описывает
типичную жизнь семинаристов в позднецарской России:
.
«Поповичи» селились группами по 6-8 человек.
И здесь проявляли себя бурсацкие традиции: старшие помыкали
младшими, отбирали у них деньги, заставляли прислуживать себе,
гоняли за водкой и папиросами.
Один из выпускников Владимирской семинарии оставил такое описание:
«Я к вечеру возвратился на квартиру, где застал шум необычный.
Густые облака дыма от скверного табака, куски и крошки хлеба,
яичные скорлупы, недопитые и выпитые бутылки водки - на одном
столе, а за другим полупьяные богословы и философы играли в карты -
в стуколку, проигрывая те гривенники, которые с таким трудом
добывали их родители».
.
У тверских семинаристов нередко пиршества заканчивались
потасовками: дрались между собой, с соседями по квартирам, с
извозчиками.
Об агрессивности будущих батюшек в городе было хорошо известно.
Понятно, что даже профессионально ориентированными воспитанниками,
которых трудно было оградить от подобного соседства, скоро
овладевало отвращение к семинарии.
Руководство последней фиксировало не только равнодушие к вере, но и
факты богохульства: не явились к причастию, пропустили исповедь,
порвали церковные книги и т.п.
А жандармское ведомство отмечало: пели непристойные песни в
престольный праздник перед храмом, один из семинаристов выбросил из
отцовского дома иконы, другой заявил: "Лучше быть коновалом, чем
священником».
.
Взгляд большинства магистров и кандидатов богословия на детей
«попишек» сформулировал ректор Тульской семинарии: «Семинаристы -
это сволочь».
.
.
Ученики духовных учебных заведений постоянно недоедали. В
Одесской семинарии в 1870-е гг. кормить казеннокоштных
воспитанников полагалось 2 раза в день. К концу века положение
почти не улучшилось. Скудная пища и 200 постных дней в году,
которые неукоснительно соблюдались, порождали непреодолимые
голодные муки: мечтой студентов «был обычно кусочек мяса, так малы
были его порции, так жадно мы делили кусочек отсутствующего
ученика. Белый пшеничный хлеб был лакомством». Митрополит Вениамин
(Федченков) - один из бывших ректоров Тверской семинарии (1913-1917
гг.), вспоминал бунт, вспыхнувший из-за киселя, всем надоевшего во
время поста. У открытого в 1901 г. в Тверской семинарии
благотворительного общества во имя святителя Тихона семинаристы
выпрашивали чай, сахар, масло.
.
Реакцией на тусклую семинарскую обыденность было ребячески
упрямое бунтарство, за которым следовал поиск «новой веры». Любая
несправедливость, например, пресечение курения, запрещение танцев с
епархиалками (ученицами женских духовных училищ), вызывала бурную
реакцию. К началу XX в. семинаристам стало свойственно стремление
более планомерно отстаивать свои права с помощью бунта,
начинавшегося в столовой, классе, библиотеке дружным мычанием,
топотом ног, а с наступлением темноты превращавшегося в битье
стекол. В 1890-е учащиеся старших классов стали объектом внимания
со стороны всевозможных радикальных организаций, как правило, легко
откликаясь на любые протестные призывы.
.
Особенно активно отзывались воспитанники духовных школ и на
пропаганду социалистов-революционеров. В 1904-1905 гг. в
Весьегонском уезде во время каникул действовала созданная из них
группа эсеров, возглавляемая выпускником Тверской семинарии, в
которую входили П.Рогов (сын протоиерея), М.Никольский, а также
псаломщик В. Постников и несколько гимназистов. Странствуя из
деревни в деревню, они призывали крестьян отбирать землю у
помещиков и монастырей (!), не платить податей, бороться с
самодержавием.
В это время другая группа будущих батюшек - Леонид
Толмачевский, Сергей Любимов, Дмитрий Малеин - без соблюдения
каких-либо предосторожностей вела антивоенную пропаганду в
трактирах, возле церкви и среди жителей поселка Осташково, где и
была задержана полицией».
.
https://t.me/tolk_tolk/12779