Льстили массам и стригли лайки
marss2 — 17.06.2022Ровно так Антон Долин и поступил.
Он аккуратно нам внушал, будто смотреть сериалы это высокое дело и будто «Игра престолов» требует глубочайшего анализа искусствоведов, социологов и политоологов, которые тотчас же на страницах его журнала за это дело и принялись.
А потом появился коллективный Антон Долин, который убедил массового человека, что потребляемая им массовая культура на самом деле высокая.
Вот, видите, целый критик пишет про новую киносказку.
Если организовать показы японского хоррора под эгидой «Искусства кино» и пообещать, что в зале будут интеллектуалы, на показы пойдут все те же массы, но теперь они станут гордиться своей способностью потреблять высокое искусство.
Народ, что называется, попрет. Потому что есть шанс попасть в инстаграмы модных интеллектуалов и тоже сойти за такого.
Хотя я-то помню, что тот же «Звонок», который придумал показывать в Москве Антон Долин, в 90-е смотрели массы.
В кино на «Звонок» ходили гопники.
Зачем?
Чтобы польстить массам и снять табу на потребление несложной культуры среди людей, желающих видеть себя в более высоком социальном статусе.
В основном, если мы не говорим о религиозных аскетах или подвижниках, человек всегда хочет ощущать себя частью элиты: трудовой, как раньше, интеллектуальной или культурной.
Он хочет права считать себя умным, утонченным, образованным.
Антон Долин наладил продажу массам этой иллюзии через похвалу массового кино.
Даже от Ридли Скотта он, по сути, огреб за попытку обернуть красивую поделку в обложку серьезного реализма.
Сам-то Ридли Скотт знает, что он снял костюмированную псевдоисторическую мыльную оперу.
А господин Долин явился на чистом глазу возвышать поделку, потому что он хочет продавать потребителям такого кино их к самим себе уважение.
Человек, который вслух объявил и закрепил в газетах тезис о том, что хорошая литература должна быть беззаботной.
Эта женщина внушила публике, что читать детективы с женскими романами это и есть высокая культура.
Более того, потом критик стала ругать сложные книги за их сложность, мрачные — за мрачность, длинные — за длину.
Произошла канонизация массового вкуса.
Раньше потребитель легких романов очень хорошо осознавал свое место в культуре. А теперь он, открывая рецензии важных критиков на очередной детектив Ю Несбё, убежден, что читает сложные книжки и ничем не уступает в своей эрудиции и вкусах интеллигентам.
. Раньше все хотели если не стать лучше и образованнее, то, хотя бы, слыть таковыми.
Для чего иногда нет-нет да и почитывали серьезные книжечки.
А теперь им вдруг сказали, что легкие повестушки, детективные серии и фанфики это и есть серьезная литература, которую обсуждают маститые критики, про которые пишут настоящие большие СМИ с взаправдашними отделами культуры. И тут совершенно неважно, искренне ли Галина Юзефович любит проходную беллетристику или проводит спецоперацию по привлечению на рынок масс-публики путем прельщения оной статусом потребителя элитарной культуры, важно, что массы читают фэнтези-сказку «Город лестниц» и действительно начинают верить, что причастились высокой литературой, ведь сама Галина Юзефович рекомендует.
А раз уже причастились, зачем расти, познавать, стараться?
Но раз все довольны, зачем нарушать баланс?
Зачем просвещать массы, призывать их к высокой культуре, если проще и выгоднее монетизировать ее вкусы, привлечь в индустрию мало читающих обывателей, не способных воспринимать серьезную культуру, и стричь на их аплодисментах самим себе почет и уважение?
Правда, для этого пришлось обмануть обывателя и сказать ему, будто бы тот нехитрый хлам, что он потребляет, и есть настоящая культура.
Не самое страшное, с чего мог начаться для российской культуры новый год.
.
|
</> |