Про разницу в советском и несоветском образе жизни

топ 100 блогов anlazz15.12.2020 Уважаемая Яна Завацкая вчера выпустила пост  о жизни немецких безработных, и об их возмущении сложившей ситуацией. Который вызвал очень резкую реакцию со стороны комментаторов. Точнее сказать – ожидаемо резкую реакцию, поскольку Завацкая постоянно пишет об этом, и постоянно получает одни и те же высказывания. А именно: указания на то, что при имеющихся в Германии зарплатах и пособиях жить в нищете практически невозможно. Как заявил один из комментаторов, при «остающихся у безработного 400 евро» (о чем писала сама Завацкая) куртка в данной стране стоит 10 евро, ну и т.д., и т.п.

То, что при подобных условиях сами немцы смеют чем-то возмущаться и протестовать, вызывает у комментаторов удивление, смешанное с ненавистью. Ведь с точки зрения комментаторов эти люди живут фактически в «благословенном Валиноре», да еще и проявляют действия, против этого «Валинора» направленные. И конечно же, любой из комментаторов с радостью поменялся бы с ним местами. Почему нельзя взять – и переехать жить в Германию – в данном случае, непонятно. (В том смысле, что это действо, конечно же, не сказать, чтобы простое – но не невозможное, однако 99% ненавистников «убогой рашки», как правило, даже не пытаются его совершить.)
Впрочем, может показаться, что речь тут идет исключительно о проблеме взаимоотношения жителей РФ и Запада. (С учетом того колоссального уровня поклонения последнему, который возник в конце 1980 годов, и существует до сих пор, даже с учет значительного снижения в последнее время.)

* * *

Однако в действительности тут мы сталкиваемся со значительно более серьезной проблемой – проблемой, которая охватывает сегодня практически все сферы человеческого бытия. Речь идет о том, что современное российское общество сохраняет еще позднесоветскую систему ценностей, в рамках которой одни области жизни имеют на несколько порядков большее значение, нежели другие.

Причем – что тут наиболее важно – к текущей действительности эта самая система не имеет ни малейшего отношения. Поскольку Единственный момент, когда ее можно было считать сколь-либо верной – это период 1987-1992 годов. Например, в ней до сих пор очень высокое место занимает автомобиль. Можно даже написать – Автомобиль, поскольку в том же 1989 году он значил настолько много, что многие автовладельцы … почти не ездили на своих, приобретенных за очень большие деньги, машинах. По крайней мере, «каждодневные» поездки в СССР были не приняты – несмотря на дешевый бензин. Просто потому, что это было бессмысленное действо: организация жизни была «настроена» под «безмашинную» жизнь. Поэтому хозяева старательно протирали пыль со своих «ласточек», раз в неделю выезжая на них на дачу, а затем загоняя в обязательный гараж. (О том, что машина может быть без гаража, в это время даже не задумывались.)

Впрочем, высокую ценность имели и другие вещи – например, бытовая электроника, модная одежда, обувь, мебель и ремонт в квартире – причем «крутой ремонт» ценился выше самого жилья – поездка за границу. Кстати, забавно: но последняя имела смысл из-за того, что «там» можно было посетить магазины вместо никому не нужных памятников культуры. (Впоследствии эту особенность позднесоветского мышления – коя сохраняется до сих пор – прекрасно «монетизировали» турки. За что им огромно спасибо – в том смысле, что «турецкий шоппинг» есть лучшее средство привить людям отвращение к покупкам за границей.)

В любом случае, можно сказать, что как раз на указанный «сектор потребления» и были направлены все усилия постсоветского общества. В том смысле, что огромные силы и средства оказались брошены, например, на обеспечение высокого уровня автомобилизации населения. Причем, силы не только государства. (Которое, скажем, в свое время ввела очень низкие ввозные пошлины на иностранные автомобили. А потом, когда стало понятным, что это путь в никуда – ввела льготные условия для «автосборки» в стране.) Но и гражданами, которые значительную часть своего бюджета начали вкладывать в покупку и обслуживание своих «железных коней». Правда, тут сразу же хочется сказать, что уже к концу 2000 годов автомобилевладение превратилось из разновидности «хобби» в жизненную необходимость - но сути это не меняет. (В том смысле, что дело было уже сделано.) То же самое можно сказать и про другие области. Будь то обеспечение продуктами питания –полные прилавки и 100 видов колбасы до сих пор являются фетишем – или, скажем, иностранный туризм.

* * *

Другие же вещи в позднем СССР, напротив, не имели высокой ценности или просто не существовали в общественном сознании. Как, например, те же коммунальные услуги, общественный транспорт, образование или здравоохранение. Впрочем, если говорить о последнем, то была определенная любовь была к наиболее эффектным его проявлениям, начиная с дорогих медицинских машин, и заканчивая «модными» - т.е. недоступными среднему «совку» - целителями (экстрасенсами, остеопатами, гомеопатами и т.д.).Все же остальное – и, прежде всего, гигиена и массовая профилактика, а так же, пресловутые «больничные койки», т.е., возможность пребывания в больнице – считалось отстоем, не достойным внимания. То же самое было и с образованием, «массовая часть» которого не имела никакой цены, а вот «модная» и малодоступная его разновидность – особенно учеба за границей – напротив, вызывала острое вожделение. (Вне всякой связи с получение знаний.)

Наверное, тут не надо говорить, как это представление «аукнулось» впоследствии. В том смысле, что «наши» чиновники до сих пор находятся в рамках указанной парадигмы. Например, они до сих пор «ненавидят» больничные койки и преклоняются перед сложными аппаратами и дорогостоящими лекарствами. Или, скажем, «фапают» на разного рода зарубежные рейтинги вузов и всевозможные «индексы Хирша». (Это, конечно, немного из другой области – но смысл не меняет.) Все же еще недавно доступное широким массам с радостью гнобиться и уничтожается под самыми различными предлогами.

Но и это еще не все. Поскольку если в вопросами здравоохранения или образования еще существует хоть какая-то рефлексия – скажем, современный человек еще может «пострадать» по поводу сложности попадания в больницу или тому, что «детей в школах не учат». Но вот во многих фундаментальных изменениях этой самой рефлексией даже «не пахнет». Например, это касается новых способов проживания – скажем, в огромных «человейника», находящихся в спальных районах, где никакой инфраструктурой даже не пахнет. Да еще и в «квартирах-студиях». Наверное, тут не надо говорить, что привычная для СССР «семейная форма» организации жизни тут просто «не проходит». (Особенно при наличии двух и более детей.) Поэтому современные люди все чаще выбирают или «отдельное проживание» - когда муж-жена-дети существуют отдельно друг от друга – или же, т.н. «свободную жизнь». Разумеется, сейчас находится множество защитников подобного рода modus vivendi, которые уверяют, что именно это и нужно человеку. (А равно – и множество его противников, которые уверены в том, что это происходит «из-за воспитания» или «из-за пропаганды» - а не из-за условий жизни.) Но сути это не меняет.

Например, можно отметить начало размывания понятия «труда». В том смысле, что широкое распространение работы «вахтовым методом», массовый приход в жизнь понятия «гастарбайтер», «дистанционка», «фрилансерство» и т.д. очевидно превращают работников из защищенных определенными законами и этическими нормами людей в, фактически, бесправные игрушки в руках хозяев средств производства. Или, скажем, можно указать на огромный рост контроля за поведением людей, их тратами и, даже, физическом перемещением со стороны государства или тех же «хозяев». Причем, стоит понимать, что все это – в отличие от тех же 1990 годов – очевидно являет собой не «временные меры», а именно постоянное, входящее в основы самой жизни, изменение. Ведущее к потере гражданином уверенности в своем будущем, к превращению его в «игрушку» в руках «высших классов».

* * *

А ведь на этом ход регресса не останавливается: например, нынешняя эпидемия показало ничтожность любой «правовой защиты» - о которой так любили говорить либералы. В том смысле, что стало понятным: власть может по собственному усмотрению вводить любые режимы «самоизоляции», причем, безо всяких компенсаций. (Положенных в случае того же ЧП.) И единственный «тормоз» тут – это потребность этих режимов для самой власти. (Если бы прибыль от штрафов покрывала потери от развала экономики – «самоизолировали» бы навечно.) И подобных «молекулярных изменений» – если не рассматривать «самоизоляцию», конечно, которая уже не «молекулярно» – в действительности множество. Итог же ее оказывается одним: при формальном росте зарплат средний человек с каждым годом становится все более бесправным. В том смысле, что сами его траты начинают определяться исключительно «высшими силами» - «на коммуналку», «на образование», «на ипотеку», «на лечение», ну и т.д., и т.п. (Еще и «имидж», который в условиях перегретости рынка труда оказывается крайне важной и неустранимой областью трат.)

В результате чего реальная система ценностей оказывается фактически инвертированной с тем, что было в позднем СССР – и с тем, что до сих пор существует в общественном сознании. В том смысле, что все, что было тогда недоступным: яркая одежда любых фасонов, 100 видов колбасы и 400 телеканалов вкупе с «Порнохабом», отдых в четырехзвездочном отеле в Турции и возможность заказать пиццу, не выходя из дома – становится чуть ли не массовым. Но при этом за данным «фасадом» начинают скрываются такие вещи, как проблемы с лечением, обучением и работой рядом с домом. (Или езжай в мегаполис/на вахту, и вкалывай там. Или же получай «минималку» на которую можно еле-еле прожить.) Которые, фактически лишают «среднего человека» будущего, и превращают его в бесправный винтик в недрах деструктивной социо-экономической системы. Винтик, который может обладать «айфоном» или «мерседесом» (хотя нет, с последним есть проблемы, связанные с высокой ценой обслуживания), но при этом уровень свободы его много меньше, нежели у того самого «советского инженера за 100 рублей». (Впрочем, в СССР зарплаты были выше.)

Самое же главное – даже указанное состояние не является окончательным на фоне того, что все углубляющийся кризис сносит все больше остатков прежней, советской системы. Вот, например, «пенсионный возраст» снесло – и это не последний «снос». В свете чего даже нынешнее жалкое положение может выглядеть, как «потерянный Рай» - как, скажем, для украинцев жизнь при «режиме Януковича» сейчас выглядит недостижимой высотой.

Впрочем, об этом надо будет говорить уже отдельно…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Эпопея с покупкой семейной машины в Испании закончилась достаточно неожиданным образом. От идеи покупать Citroen C4 Picasso я отказался: подержанную ее брать нельзя, а новая получалась под 30 тысяч евро, что уже смешно, потому что за эти деньги можно купить совершенно другую машину. ...
Толкаю день, и он летит в окно. Прохожие сбегаются, крича: "Разбился!..", "Насмерть!.." Мне же Всё равно, Его толкнул отнюдь не сгоряча. Он маялся, бедняга, без любви, Писал стихи и грезил наяву. Какая глупость! "Идиот, живи, Хотя бы так, как я сейчас ...
Вот она весна, совсем рядом, у меня в парке, вчера запечатлела... ХОРОШЕГО ВАМ ОТДЫХА СЕГОДНЯ!!! ХОТЬ И ДОЖДИК ИДЕТ... ГОЛУБЬ НАГЛО ЖДЕТ, КОГДА Я ЕГО ПОКОРМЛЮ.... ...
Санкт-Петербург конца ХIХ века Немножко Петербурга Санкт-Петербург ...
Нескончаемая нейландская зима шла на убыль, истончалась в паутину. И хотя еще далеко было до выстрелов бледной зелени, до бестолкового насекомого копошения под ногами и вокруг, до того, как пыльца и споры защекочут воздух, - в восточном ветре уже ...