Коронавирус, солидарность и государство

Разумеется, я долго не хотел участвовать в данном обсуждении – и потому, что считаю Завацкую очень близкой себе по взглядам. И потому, что сама по себе «ковидная тема» - если брать ее «медицинские аспекты» - слишком далеко находится от моих интересов. («Немедицинские» - т.е., социально-экономические – особенности этой самой «эпидемии» я рассматривал уже неоднократно.) Но в приведенном посте был один момент, который показался мне очень интересным. Речь идет о той самой солидарности, которую не видит Завацкая у «ковиддиссидентов». Точнее сказать…
Но пойдем по порядку. И, прежде всего, отметим достаточно странное высказывание, приведенное в конце яниного поста. Которое, собственно, и стало той «зацепкой», которая вывела на проблему. Вот оно:
«И если уж искать вину властей - то именно в том, что они все эти годы пропагандировали и развивали у населения весь этот индивидуализм, конкуренцию и взаимные ненависть и презрение.»
Если честно, то прочитать последнее у Яны было очень и очень странно. Дело в том, что в каком-нибудь «антипотребительском» журнальчике, посвященном борьбе с бездуховностью и западнопоклонничеством, это прозвучало бы естественно. Но у человека, который реально является одним из лучших марксистских авторов ЖЖ, это выглядит странно. Как будто бы пресловутый коронавирус просто подменил человека – по другому не скажешь – и превратил в поклонника какого-нибудь Кургиняна.
Ведь с точки зрения марксизма весь этот индивидуализм, конкуренция и взаимная ненависть определяется вовсе не пропагандой. Дело в том, что сама жизнь в капиталистическом – а тем более, империалистическом – обществе определяет важность именно конкуренции и индивидуализма. Иначе говоря, даже в самых обыденных вещах – вроде строительства карьеры или создания «отношений» (привет Эволюции) – тут побеждает тот, кто именно думает, прежде всего, о себе. Тот, кто может плевать на мнение окружающих, и использовать их в достижении своих целей. (Нет, конечно, самый лучший способ «стать героем» в нынешнем мире – это родиться в «правильной семье», но данный момент слишком тривиален.)
Поэтому если чему тут и стоит удивляться, так это наличию хоть каких-то солидарных отношений. Впрочем, нетрудно понять, что в империалистической обществе солидарность – это или пережиток прежних, «родовых» социальных связей. (Как не удивительно, но даже в настоящее время это еще наблюдается. Например – через сохранение института семьи и родственников.) Или же – явление, «наведенное извне», от существующих социалистических обществ. (Как это было на Западе во время существования СССР, который, в значительной мере, определял наличие того же рабочего или антивоенного движения.) Или же, в крайнем случае, может выступать, как нечто, связанное с отрицанием существующей социо-экономической системы – чем, например, было рабочее движение до 1920 годов. Но, в любом случае – это аномальное, противостоящее имеющемуся социально-экономическому порядку, явление. (Которое этим самым порядком должно уничтожаться – просто по принципу Ле Шателье.)
Впрочем, нет: в принципе, используя мощную государственную пропагандистскую машину, возможно создавать в социуме некое подобие солидарных отношений. (Но только подобие.) Да, именно так: для государства нет нужды пропагандировать «естественно-возникающий» индивидуализм – это так же бессмысленно, как использовать ритуалы призывания Солнца каждое утро. Но вот инициировать противоположное действие – сиречь, пытаться реализовать появление некоего «псевдосолидаризма», искусственного сплочения «нации» вокруг своих «интересов» - это, понятное дело, явление нужное и полезное. (Для тех, кто выступает бенефициаром текущего положения, конечно же.)
Собственно, «нация» сама по себе является следствием этого самого процесса – который, между прочим, как раз и именуется идеологической обработкой. (Идеология, напомню – это трансляция ценностей, выгодных правящему классу для всех остальных.) И все «солидарные» выступления масс, не связанные с их классовым интересом, по существу, являются именно проявлением указанной идеологической обработки. Еще раз: все эти «национальные празднества», все эти «национальные культурные проекты», ну и т.д., и т.п. - есть, прежде всего, механизмы, необходимые для превращения индивидов в удобные инструменты для реализации интересов правящих классов. (И одновременно – контрмеры, необходимые для предотвращения «враждебной», классовой солидаризации. То есть, движение «национальное» должно блокировать формирования движения рабочего.)
* * *
Разумеется, это достаточно упрощенное изложение проблемы. Поскольку в действительности данный процесс протекал несколько сложнее: скажем, до определенного времени действительно активными были еще докапиталистические, родовые отношения. (Именно они, в значительной мере, выступали «кирпичиками» нациобилдинга позапрошлого века.) Или, например, можно вспомнить значение «псевдосолидаризма» в связи с т.н. фашизмом. (А именно – агрессивной террористической диктатуры финансового капитала, которая, однако, прикрывалась именно «народностью». Т.е., близостью к массам, только без – Боже упаси – поганого «классового интереса».) В том смысле, что там этот самый «псевдосолидаризм» играл первостепенное значение.
На этом фоне, кстати, все «коронавирусные» попытки воззвания «государства к нации» начинают выглядеть, мягко говоря, не совсем однозначно. Ну да: «в тот раз» так же предполагалось сплотится против выглядевшей вполне рационально угрозы – вроде «безбожного большевизма» или «еврейской плутократии». Другое дело, что эта «плутократия» как-то незаметно от Ротшильдов с Рокфеллерами перешла на парикмахеров и банковских клерков – которых, собственно, и уничтожали в лагерях смерти – но это уже другой вопрос. (Точнее – тот же, но требующий отдельного рассмотрения.) Поскольку важно тут другое: в начале своего существования фашизм казался вполне рациональным способом решения «проблем нации». (А так же «проблем рабочих», кои с т.з. фашистских идеологов не отделимы от «проблем нации».)
Впрочем, в данном случае я не буду рассматривать тему сходства «коронавирусной борьбы» сами понимаете, с чем. Поскольку, как уже было сказано выше, это «сами понимаете что» есть всего лишь крайний случай широко применяемой классовым государством практики. (Империалистические государства широко используют «псевдосолидарность» в своей практике.) Поэтому единственный вывод из всего вышесказанного будет только о том, что радоваться подобной «солидарности» - т.е., солидарности, индуцированной государством – можно весьма условно. Особенно при понимании «внутренней», классовой основы данного явления.
Однако про солидарность. как таковую – и про проблемы с ней – будет сказано уже в следующем посте.
P.S. Еще раз скажу – для того, чтобы не было вопросов – что само явление текущей «эпидемии», а так же практика борьбы с ней, стоит отдельного разбора. Поскольку это – явление крайне сложное и неоднозначное. Особенно «борьба» - с учетом ее эффективности. А точнее – вопиющей неэффективности, спорить с которой сейчас практически невозможно.
(Не знаю, как там в Германии, но в РФ ситуация с «принимаемыми мерами» крайне специфическая. В том смысле, что та же провинциальная система здравоохранения находится сейчас в очень нехорошем состоянии – но именно провинциальная. Даже лекарств, которые врачи прописывают в случае данное болезни, в аптеках просто нет. В столицах и крупных городах – все довольно неплохо и подконтрольно.)
P.P.S. Кстати, у Завацкой есть еще довольно интересный момент. Состоящий в том, что посте совершенно верно описаны реально работающие приемы борьбы с инфекцией. Например, вот тут: «с эпидемическими заболеваниями в СССР - милицию подключали, контакты вычисляли, города закрывали». Наверное, тут не будет особого труда увидеть кардинальное отличие этих мер от того, что делается в текущей ситуации. А именно: государство тогда работало именно с конкретными случаями – закрывали города со снабжением их всем необходимым и с уничтожением всех обязательство лиц, находящихся на карантине. (Скажем, застигнутым в Одессе во время эпидемии холеры отпускникам просто продлили отпуск до конца карантина.) Наверное, не стоит говорить, что во время «этой эпидемии» ничего подобного не наблюдается. А уж о том, что полиция вместо выяснения реальных контактов заболевших стремиться тупо «работать по площадям», и говорить не стоит…
|
</> |
Коронавирус, солидарность и государство
Оставить комментарий
Популярные посты:
- Ученые нашли способ уничтожить коронавирус за две минуты РБК
- Ученые нашли способ уничтожить коронавирус за секунды Российская Газета
- Ученые рассказали, как уничтожить коронавирус за две минуты ТАСС
- Вирусологи предложили убивать коронавирус за минуты пастой с оловом Деловой Петербург
- Ученые раскрыли способ уничтожить коронавирус за две минуты Lenta.ru
- Посмотреть в приложении "Google Новости"