рейтинг блогов

Отчуждение, "виртуальность" и потребность в обмане позднего СССР

топ 100 блогов anlazz14.12.2020 Отчуждение, виртуальность и потребность в обмане позднего СССР В прошлом посте было коротко упомянуто про то, что – в отличие от нынешнего времени – в позднесоветский период существовала потребность во лжи. (Под подзнесоветским тут подразумевается самый конец «советской эпохи» - 1989-1991 год.) На первый взгляд, это выглядит крайне абсурдно: ведь известно, что ложь – это плохо! Разумеется, если вести речь о тех, кому лгут – поскольку понятно, что тот, кто сам лжет, может рассматривать данное действо, как безусловно положительное. (Для своего кармана или социального положения.) Но в данном случае речь идет о том, что ложь, как таковая, была востребована практически всем обществом. Разумеется, можно сказать мягче: востребованы были некие картины мира, имеющие очень низкую связь с реальностью – сказки, мифы. Но суть от этого не изменится – а смысл будет менее ясным.

Однако пойдем по порядку. И, прежде всего, скажем, что для понимания данного феномена следует обратить внимание вначале на наиболее безобидные его проявления. Например, на массовое распространение в указанное время явлений, которые в настоящее время принято относить к эскапизму. То есть, с заменой восприятия реальности на восприятие некоего «виртуального мира», создаваемого в противовес миру существующему с его сложной системой общественного производства. Последняя, вообще, в описываемый период не пользовалась популярностью. Скорее наоборот: начиная с завершения «политики ускорения» любые упоминания о производстве носили исключительно «отрицательный» характер. Ну да: заводы – это только загрязнение окружающей среды, сельское хозяйство – это «нитраты», освоение Севера – это «деньги на ветер». (Особенно не любили тогда добычу нефти и газа – ха-ха! Кои считались «изуродовавшими русский север» и «никому не нужными» - тут уже не «ха-ха», а гомерический хохот.) Вот «сфера услуг» тогда действительно была популярна, разного рода культурная деятельность и т.д…

* * *

Но об этом будет сказано отдельно. Пока же стоит только обратить внимание на то, что рост эскапизма в конце 1980 годов был очень большой. В том смысле, что люди с радостью погружались в любые придуманные миры, даже если последние вели к разрушению всей их жизни. (Как появившиеся в огромном количестве секты и религиозные течения.) Впрочем, даже те, кто этим не занимался специально, оказывались захваченными данным процессом. Поскольку «виртуальные миры» теперь старательно приносились теми же СМИ – если кто помнить, например, про «эпидемию НЛО», про разного рода экстрасенсов, целителей и предсказателей, могущих много больше, нежели «официальная» медицина и наука, про получение энергии из вакуума, про полеты на основе «пространственных структур», про «девочку рентген» - ну и т.д., и т.п.

Кстати, для понимания происходившего в это время хочу привести одну хорошо известную историю. А именно: в конце 1980-начале 1990 годов молодой писатель Лукьяненко – ну, тогда еще не «русский патриот», а простой алма-атинский студент-медик – написал про некий «таинственный остров Барсакелмес». (Или как-то так – точно не помню.) Дескать, есть в Арасльском море такое место, где существует временная аномалия, и чуть ли не динозавры ходят… Разумеется, все это талантливый студент, и по совместительству член КЛФ, придумал чисто для прикола. И послал в центральные газеты – думая, что такой тупой наброс вряд ли прокатит. Но прокатило, рассказ о данном острове попал даже в даже «Технику Молодежи». (Хотя почему «даже» - ТМ в это время была чуть ли не центральным органом «эзотерической вакханалии».)

Впрочем, самое интересно тут не это. А то, что потом – когда господин Лукьяненко (кажется, еще будучи студентом) решил признаться в совершенном, ему никто не поверил. Причем, даже те, кто рядом с этим островом проживал. Поскольку оказалось, что они задолго до данного письма наблюдали указанные аномалии, и вообще, все это было испокон веков. То есть, очевидным образом созданный искусственно миф оказался настолько востребованным, что попытки его автора «демифилогизировать ситуацию» результата не дали. Собственно, то же самое можно сказать и про все остальное: многочисленные мифы, создаваемые в конце 1980 годов самыми различными «мифотворцами», оказывались не просто востребованными, а сверхвостребованными. Будь то банальные мифы о летающих тарелках/снежном человеке/«барабашках»/экстрасенсах. Или более «развитые» мифы о «великих эзотерических доктринах».

* * *

Или же еще более популярные мифы о «рыночной экономике», которая способна решить все проблемы. Которые, собственно, если чем и отличались от описанной выше «тарелочно-барабашечной мифологии», так это тем, что охватывали гораздо более широкие массы людей. Поскольку даже те, кто с известной долей скептицизма отзывался о способности Алана Чумака превращать водопроводную воду в универсальное лекарство, и о возможности встречи зеленых человечков в Южном Бутово, в идею «волшебного рынка» верили почти абсолютно. Причем, это была именно вера – в том смысле, что доказательств тут было не больше, чем в случае с зелеными человечками. (Достаточно вспомнить шедевральное: “Если все цены на все мясо сделать свободными, то оно будет стоить, я полагаю, 4-5 руб. за кг, но появится на всех прилавках и во всех районах. Масло будет стоить также рублей 5, яйца — не выше полутора. Молоко будет парным, без химии, во всех молочных, в течение дня и по полтиннику”. Это слова доктора экономических наук СССР госпожи Пияшевой, напечатанные ей в журнале «Огонек» в защиту рыночных преобразования в 1990 году. )

Надо ли говорить, что к реальности все это не только не имело никакого отношения. (Если кто помнит о том, что на самом деле произошло после «освобождения цен».) Но и не имело отношения к настоящему прогнозированию указанного «освобождения»: моделирование «отпуска цен» производилось до 1992 года неоднократно, и оно давало результат, схожий с тем, что произошло в реальности: т.е., рост цен на тысячи процентов в течение года. Собственно, именно поэтому советское правительство держалось до последнего – допуская лишь управляемое повышение («Павловское»), но не «освобождение» их от государственного регулирования. То есть, идея о благости «свободного рынка» с самого начала была мифом – то есть, сказкой, построенной на принятие безо всяких доказательств. Тем не менее, обществом принималась именно что «прекрасная сказка» из «Огонька». (Или не менее прекрасная в своей сказочности «программа» (простите) господина Явлинского «500 дней».)

С чем же это было связано? Ключ к ответу на этот вопрос был уже дан в начале поста – там, где говорилось, что советское общество «образца 1989 года» было крайне враждебно настроено к системе общественного производства. Дело в том, что подобное восприятие может значить только одно: эта самая система воспринималась позднесоветским человеком, как явление крайне отчужденное и внешнее. (Примерно так же, как сейчас американскими чернокожими воспринимается американское государство - см. BLM.) Подобное явление может показаться странным: на самом деле существовавшее тогда отношение работников и производства объективно несло на порядки меньший уровень отчуждения, нежели сейчас. (Или нежели было тогда в других странах.) Особенно если брать тот же конец 1980 годов, когда даже директоров заводов стало возможно избирать в трудовых коллективах!

* * *

Но советское общество – или, если быть точнее, наиболее образованная его часть – воспринимала даже этот уровень, как очень высокий для себя. И поэтому – после пары десятилетий «качелей» - просто отбросила «большое общество», как чужое. Предпочтя уход в виртуальные миры – вначале в разного рода хобби (включая незабвенную дачу), потом в разнообразных «эзотерические учения», религий и т.д. Ну, а затем, в «конце эпохи» - в сладостных мечтаний о «рыночной Рае», при котором, наконец-то, возникнет «священная симфония» между предприятиями и образованными работниками. Причем, тут сразу стоит сказать, что в данном случае речь шла именно, что о «мечтаниях», о полностью оторванных от жизни планах – а не о «гарантированно обязанном» будущем. (Как уже говорилось, реальном моделирование рыночных преобразований давало весьма печальные результаты.)

Это, кстати, можно сказать не только о «рыночниках», но и о «эзотериках», которые, конечно, верили в биополя, метапсихозис и лечение наложением рук. Но – за исключением небольшой доли реально упоротых – при повышении температуры и возникновении «серьезных заболеваний» обращались к врачам, а не к «целителям». То есть, в глубине души видело во всем этом именно, что «игру», «виртуал», не более того. Из которого всегда можно вернуться туда, где есть батареи отопления, горячая вода, компот в столовых и таблетка антибиотиков для лечения пневмонии. То так же советские инженеры особо не «парились» по поводу «рынка»: если ничего не получится, то на завод вернуться мы всегда успеем – думали они.

Наверное, тут не стоит говорить о том, как же ошибочными были эти представления. Поскольку вдруг стало ясно, что игры закончились – по крайней мере, для 90% населения. У кого закрытием завода и безденежьем, или же многомесячными задержками нищенской зарплаты, у кого – пулей в голове во время «разборок», у кого – этническими чистками и бегством. Но это было потом. Пока же этот момент не наступил, советские – пока еще люди – отчаянно желали «уйти в астрал». Сиречь, в мир, который имел бы ту степень отчуждения, которая бы соответствовала бы имеющемуся уровню развития.

Что – при «автоматическом» обеспечении жизненными благами – и создавало условия для невероятной в иных ситуациях «потребности в обмане». (Впрочем, на Западе подобное явление тоже проявлялось, только в значительно более слабом виде.)

Ну, а о том, что же отсюда следует, надо будет говорить уже отдельно…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
США /завершенная рождаемость в религиозном разрезе для женщин 40-59 лет: Юта — Religious-state Мормонов северо-европейцев
Не так давно в комментах к одной записи я жаловался, что смотреть российский околооружейный сегмент ютуба просто невозможно. Какие-то кузмичи там сидят, которые про монтаж ничего не знают, или с умным видом на серьезных щщах человек несет какую-то дичайшую пургу, демонстрируя полное ...
Пирамиды и скульптуры из солей Мертвого моря Дольмены. Чем не пирамиды? Дольмены. Установлены в IV в. до н.э. Дольмены — древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов, то есть к сооружениям, сложенным из больших камней. Количество дольменов ...
В мире есть всего НЕСКОЛЬКО ИМПЕРИЙ - которые, по сути, ВЕЧНЫ. Так предопределено то ли историей, то ли географией, то ли богами, но это так. Как бы они ни распадались, как шарики  ртути собираются  вместе опять... Давайте посмотрим наглядные примеры. Вот что такое Китай ...