про Павлика Морозова
marss2 — 24.09.2019 У либералов любимая тема для разоблачений про СССР - педалирование в раннесоветской культуры темы, условно говоря, что "врага надо сдавать, даже если он член твоей семьи / твоего круга"(типичный образчик жанра это, как известно, Павлик Морозов).
Вот мол до чего тоталитаризм людей довел*.
Однако между тем проблема вполне себе актуальная - в любом социуме есть враждебные ему элементы (самое банальное - просто уголовники, скажем),
и если конкретный человек лоялен социуму, в котором он существует, он должен врага этого социума "сдать".
В этом контексте занятно, как эта проблема освещалась в главном противнике СССР aka США.
ЕМНИП в одном американском фильме был сюжет про женщину, чей муж - коммунист. Но там эту проблему по сути слили, так как коммунист "раскаялся" и с партией порвал.
То есть если в СССР проблема противоречия личного и общественного честно признавалась
(пусть это и переходило во время оно в истерию с сотнями тысяч польских агентов),
то в США эта проблема по сути заметалась под ковер.
Что, впрочем, не мешает гражданам капиталистических стран друг на друга постукивать
(в демократических режимах - с одними последствиями, в диктаторских - с другими),
причем без всякой пропаганды этого дела.
* - кстати, этим либералы, любящие стебать национал-патриотов за "духовные скрепы", расписываются в том, что не имеют ничего против консервативного посыла, когда этот консервативный посыл в виду "семейных ценностей" играет им на руку в агитации против коммунизма.
Меня в данном случае интересует преломление коллизии "близкий человек - враг социума / правого дела" в искусстве.
и Павлик Морозов подавался (и справедливо) как культурный герой именно в этом смысле.
****
***
|
</> |