Про навязывание эстетики, продолжение

топ 100 блогов xommep16.03.2023 Как обычно, продолжаю тему навязывания эстетики; читаем вперёд первую часть статьи. Кому-то может показаться, что эстетика - это что-то непременно возвышенное и духовное; но в общем-то это своего рода фронт борьбы Бобра с Ослом, на котором бывает всякое, включая и смертоубийства. И сегодня как раз рассмотрю тему изнанки этой самой эстетической борьбы.

Тема эстетики накрепко связана с темой культуры; и уже тут понятно (тем, кто читает этот журнальчик), что тут не всё так однозначно; и, скорее всего, мы понимаем сам термин "эстетика" неверно. И при слове "эстетика", и при слове "культура" в голову обывателя наверняка приходят какие-то стереотипы о театрах, балетах и прочих воспарениях воздусех; но это потому, что произошла путаница и подмена понятий; под этими словами мы понимаем искусство, что, конечно, имеет отношение к рассматриваемой теме, но - всего лишь как частный случай; писал об это, например, вот тут.

Сейчас попробую проиллюстрировать на простом и очевидном примере. Взять тот же балет; мы все понимаем его с точки зрения зрителя, как немыслимые па, запилы оркестра, и всё вот это. Но если смотреть на него с изнаночной стороны, то там мы увидим и пот, и кровь, и страдания и лишения; это касается практически любого искусства высших достижений. И если смотреть на обе стороны балета, то совершенно не очевидно, что победит белая и пушистая сторона. И если мы ставим знак равенства между "балет" и "эстетика", то нетрудно догадаться, что эту самую "эстетику" можно свести и к боли и к грязи.

Точно так же и в любом другом "культурном" аспекте - эстетика не про повседневность (хотя культура == повседневность, эт факт), а про понятия красоты/уродства. И если мы смотрим на изнанку балета, мы просто выходим за рамки действия эстетики (как и искусства в целом); то же самое относится к работникам культуры вне их сферы профессиональной деятельности.

По культ-работникам так и хочется проехать, но про это и так сто раз было; тем более, что сегодня речь про другое. Наблюдаю в общественном пространстве стереотипное представление о эстетике как о... чём-то повседневном. С одной стороны с этим можно согласиться; эстетика - часть культуры, а культура - наша повседневность; но с другой эстетика = представления о прекрасном, и нельзя их просто сводить к повседневности. Проблема может показаться надуманной, но имхо она ни много ни мало, как одна из ключевых в информационной войне.

Ещё один пример, вполне злободневный. На дворе - раняя весна; и сейчас и у нас в Сибири, и в Москве с Питером всё ещё вполне зимние сугробы, при ежедневных качелях из плюсовой температуры в минус. Что приводит к образованию катков на любых горизонтальных поверхностях (даже у нас в лесу ходить страшно), для чего их посыпают песком (а в некоторых хранимых Богом местах - и различными шлаками). Внешний вид территория принимает - моё почтение; и ведь это не на день и не на два; подобные "качели" могут продолжаться неделями и иногда месяцами. Означает ли это, что мы считаем нашу окружающую действительность прекрасной при этом? Нет, это наша необходимость, иначе мы будем падать и ломать хоботы.

Тем не менее, некоторая часть народонаселения почему-то считает, что раз у нас такие условия, то нам это всё нравится, и поэтому мы живём в грязи. То есть, обобщая, распространяет эстетику на повседневность, причём на самую неприглядную её часть. На нашу беду, эта не особо разумная часть населения по какой-то причине самопровозгласила себя "творческой интеллигенцией", и с некоторых пор навязывает это видение эстетики всем, пользуясь не-субъектностью обывателя в культуре.

В принципе, как упоминал в прошлой статье, навязывание эстетики - это основная функция культуры, только эстетика должна быть гондурасская здорового человека, а не вот это всё. Когда под эстетикой начинает подразумеваеться всякая дрянь, и культура также перерождается в свою противоположность - анти-культуру, которая учит человека всему тому, что веками и историей доказано, как пример, как делать не надо.

Для простоты буду называть эстетику анти-культуры анти-эстетикой - она фокусирует внимание и пытается назвать красивым и прекрасным то, что в нормальной традиционной эстетике считается уродством, и наоборот. Тут, конечно, сильно упрощаю - эстетик было много, и частично они были взаимно противоположны, так что тут возможны варианты и неточности; но, думаю, для примера вполне пойдёт.

Ключевой проблемой тут, скорее всего, является традиционное (кек) для современников не-отрицание Зла; этого термина по большому счёту для обывателя вообще не существует; Зло - это то, на что показывает пресса; а как идеи или понятия в целом Зла не существует. Про это было тыщу раз, понимаю, но тут всё очень похоже и взаимосвязано - если нет Зла, то нет и уродства; можно выдавать за красоту любую дрянь. И наоборот.

И здесь мы возвращаемся к теме путаницы эстетики и повседневности. Из некоторых особенностей нашей (или не нашей) повседневности эти самые не отягощённые интеллектом граждане делают вывод, что нам нравится то или сё; и наоборот, из собственной повседневности делают выводы, что это - нормально и должно почему-то нравиться нам. Но эстетика так не работает; она - про общие понятия, про красоту в целом.

Несмотря на то, что это - основная (и я бы даже сказал - единственная) функция культ-работников, разбираться в прекрасном и транслировать его вокруг себя, вместо красоты, прекрасного и прочих воспарений современные "творцы" по сути занимаются ремеслом (т.е. не творят, а действуют шаблонно) и воспроизводят уже существующую современность.

Здесь можно впадать в морализаторство и стенать, что-де ничего святого; таки да, простор открыт; но для обличения надо хотя бы самим понимать, в чём собака порылась. А с этим есть определённые проблемы. Затем и корябаю свои статьи, чтобы можно было бить псевдо-либеральную сволочь не просто обзывалками, а системными вопросами, на уровне идей и понятий. Сплошь и рядом люди вроде и понимают, что им навязывают уродство, но объяснить словами не могут, почему это уродство; а, как говорил кто-то из моих преподов в универе, "если ты не можешь объяснить, то ты и не понимаешь".

Сила и слабость эстетики заключена как раз в её кажущейся не-формальности; она действует не логически, а эмоционально; мы же не вычисляем красоту, а просто ощущаем. Но в общем-то она вполне поддаётся и логике, и формализации; иначе зачем бы существовали всякие искусствоведы, литературные критики и прочая и прочая. Да, разложить какую-нибудь Джоконду на биты и показать, в чём она красивее творений Васи Ложкина, не так уж и просто; но показать общие закономерности для специалистов, полагаю, вполне возможно.

Специально для плазменных уточню, что формализовать красоту можно и не только на уровне нейросетей или буржуазной пропаганды, но и с точки зрения соц. реализма; например, этим занимался в своих произведениях некто И. Ефремов (ссылки на конкретные фрагменты принимаются в каментах).

И вот теперь - к сути статьи. Почему кажущаяся не-формальность эстетики является её силой и слабостью - потому что, во-первых, ей можно пользоваться, не приходя в сознание, т.е. не осознавая толком, что такое красота и вообще высокие материи; а во-вторых, без понимания этих самых высоких материй ты рано или поздно извратишь эту самую эстетику, вплоть до полной противоположности.

Поясню. Пока ты находишься в рамках эстетики, ты можешь не греть голову о всяких сложных вещах, и наносить окружающим красивое, не приходя в сознание, буквально на чувственном уровне; чем наши самозванные "творцы" пользуются с особым цинизмом. Но всё это, напоминаю, пока ты находишься в рамках эстетики; а если ты достаточно долго находишься в бессознательном состоянии, ты из этих самых рамок так или иначе выпадаешь.

Дело доходит до клинических случаев, когда печальное состояние обывателя "культура - это где-то там, далеко от меня" "творцы" начинают воспринимать буквально: "культура/эстетика - это я". И вот это уже капец. Любое "творение" подобных организЪмов почему-то мы должны воспринимать как культурное или эстетическое, без малейших на то причин.

Но, напомню, что проблемы культ-работников уже не особо интересны; но ведь обыватель тем более не понимает, что такое эстетика; для него это - то, что транслируют ЛОМы, в хорошем и плохом смысле этих слов. И если над этими самыми ЛОМами не стоят комиссары в пыльных шлемах, то шанс на превращения эстетики в анти-эстетику стремится к 146%. Особенно если нет Добра и Зла, а есть Нравится/не_нравится, о чём было в недавнем цикле статей. Сила эстетики превращается в её слабость, и этой слабостью обильно поливаются неокрепшие умишки обывателей. Обыватель, напомню, это не "простой человек", а "недалекий человек".

Так что осознанность - необходимая часть эстетики, при всей её кажущейся эмоциональности и чувственности. Как только мы ставим примат чувств понад усе, как границы эстетики размываются, и она скатывается к нонешнему состоянию; и это ещё, увы, не предел. Да, балерина может скакать, не приходя в сознание, пока её выдаёт задание товарищ режиссёр; но как только она начинает "лучше понимать, как ей скакать", так тут уже возможны варианты. То же самое и с режиссёром - он понимает, конечно, лучше, чем скочущая балерина, но в общем случае, без понимания Добра и Зла, и у него картина мира смещается в сторону "нравится/не нравится", и прекрасное далёко превращается в то, что мы видим в театрах сейчас. И наивно обличать в этом конкретные тела; так работает система в целом.

Хотел поговорить про современные проблемы эстетики, да так и не добрался; видимо, в следующий раз.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Это что же такое там делается? Нет, я понимаю, что второе сентября там уже на календаре, но чего так резко то? Плюс восемь у меня там и то дождь идёт, то ветер дует, то солнышко выглянет. Солнышко во всём этом выглядит просто издевательством. Сходила в шкаф с куртками и пальто, ...
1. Снимала ароматы свежеиспечённого хлеба, созревших на дереве абрикосов, свежих овощей и фруктов, кофе из кофейного автомата, очень популярного здесь, скошенной травы и, конечно же, ароматы трав. Ну, и без чубушника не обошлось. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. ...
Часто встречается утверждение, что Хайрем Максим построил дурацкий паровой самолет. Именно дурацкий, неуклюжий. Однако не строил он никакого самолета. (натурный стенд Х. Максима в том виде, который он имел перед аварией 31 июля 1894 г.) Вообще говоря, в описаниях работ Х. Максима ...
Продам с пересылкой из Приморья.Лаки в основном без одного маникюра,либо полманикюра.Оплата на карту СБ,отправка на следующий день после оплаты.Мой профиль в трастми: http://trustme-ru.livejournal.com/?poster=chocoholicgalya Zoya:Carey 300 Blair 300 Storm 350 Aurora 350 пески Carter ...
Ощущение будто на жесткой наркоте сижу, точнее сидела, а сейчас прохожу реабилитационный курс лечения. От этого человека я получила резкое реагирование на парочку слов: "стремная" и "закрытая", так же на одну мелодию, и на несколько выражений типа ...