рейтинг блогов

Там, где другие подняли унции, я поднял тонны (Х.Максим, 1893)

топ 100 блогов engineering_ru17.06.2021
Часто встречается утверждение, что Хайрем Максим построил дурацкий паровой самолет. Именно дурацкий, неуклюжий. Однако не строил он никакого самолета.

Там, где другие подняли унции, я поднял тонны (Х.Максим, 1893) 41_1894
(натурный стенд Х. Максима в том виде, который он имел перед аварией 31 июля 1894 г.)

Вообще говоря, в описаниях работ Х. Максима в авиации почему-то имеется огромное количество неразберихи. Часто на Максима возводят напраслину, обвиняя в незнании аэродинамики. На самом же деле он довольно хорошо разбирался в этом предмете, куда лучше десятков других пионеров авиации.

Вся эта ситуация крайне удивительна. Максим занимался авиацией на строго научной основе и на эту тему написал книгу и большое число различных статей и заметок (в те далекие времена, когда журнал "Космополитэн" был научно-популярным). Значительная часть его работ была хорошо документирована фотографиями. В этой довольно обширной библиографии имеются совершенно ясные свидетельства как намерений, так и достигнутых результатов.

Отчасти такое положение с оценкой его работ сложилось потому, что сам Максим уделял довольно много времени рекламе своих экспериментов. Общий вид предлагавшегося им летательного аппарата в целом соответствовал построенному устройству. Публика составила мнение, что это был самолет. На самом же деле это был натурный стенд, никогда не предназначавшийся для полетов. Создание этого устройства ставило перед собой цели получения экспериментальной информации, касавшейся многих важнейших вопросов. Решить их было необходимо перед постройкой действительно предназначенной для полетов машины.

Имеется много указаний на то, что созданное устройство самолетом не являлось, но я не стану тут их приводить. Есть наиболее убедительный довод, который показывает, что летать на агрегате Максим никогда не собирался. Это запас воды. По плану мятый пар должен был конденсироваться в специальном конденсаторе, обеспечивая практически замкнутый цикл. Этот конденсатор претерпел в ходе опытов значительные изменения. Он был поначалу расположен на передней кромке центроплана:

Там, где другие подняли унции, я поднял тонны (Х.Максим, 1893) 10
Там, где другие подняли унции, я поднял тонны (Х.Максим, 1893) 51

Затем переместился на место перед паровыми машинами:

Там, где другие подняли унции, я поднял тонны (Х.Максим, 1893) 52
(Максим стоит перед котлом, справа от него самописец динамометра для измерений подъемной силы, мальчик сидит на водяном баке, конденсатор в виде узкой профилированной поверхности впереди и немного ниже паровых машин)

Далее были планы разместить конденсатор в потоке за винтами. Однако произошедшая авария не позволила их реализовать. Лучшим результатом, достигнутым Максимом, была конденсация только трети пара, прошедшего через контур котла и машины. Об этом сообщил сам автор в 1910 г. Согласно оценке Максима 1892 г. расход пара составлял 30 фунтов на 1 л.с. в час. Его оценка близка к оценке 15 кг пара на 1 л.с. в час француза Соро (1893). При достигнутом уровне конденсации с мятым паром безвозвратно уходило 20 фнт/л.с./час. Сумарная мощность двух его машин 360 л.с. Запас воды на стенде был 600 фнт в баке и 200 фнт в котле. Это дает время работы машин на полной мощности не более 7 минут. Огромный расход воды сам по себе, не говоря о других причинах, не позволял Максиму даже думать о попытках полета на построенном агрегате. Собственно, он и не думал об этом. Он обратился к ДВС, но многие внешние причины заставили его, по крайней мере на время, прекратить деятельность в авиации.

Отсюда следует, что язвительность, демонстрируемая по отношению к Х. Максиму некоторыми авторами (среди первых из них был О. Лилиенталь), не совсем оправдана. Интересно, кстати, сравнить его результаты с проведенными примерно на 10 лет ранее работами А.Ф. Можайского. Можайский, как и Максим, рассчитывал на конденсаторы. Об этих конденсаторах известно мало, кроме того, что они были в форме двух решеток из полых стержней и весили около 20 кг. Удельный вес силовой установки Можайского оказался 6 кг/л.с. (см. свидетельство Кузьминского). Максим спустя 10 лет достиг величины примерно 3 кг/л.с. (лучше удельного веса СУ братьев Райт). Согласно результатов проведенных в ЦАГИ на рубеже начала 80-х экспериментов, машина Можайского при имевшейся у него располагаемой мощности паровых машин в воздух поднятся никак не могла. При этом в расчетах был принят вес нагрузки (пилот, топливо, вода) всего в 90 кг. Т.е. рассматривался идеальный случай просто отрыва от земли. Х. Максим неоднократно продемонстрировал способность его стенда развивать подъемную силу величиной в тонны. В двух случаях (16 февраля 1893 г.  и 31 июля 1894 г.) стенд нерасчетно отрывался от земли и терпел аварии. Однако это дало Максиму полное право высказать вынесенное в заголовок поста утверждение.

Почему я вообще об этом вспомнил? А просто попался случайно на глаза текст любителя альтернативной истории о русских паролетах над Черным морем, торпедировавших британский броненосец. Беглый гуглеж показал, что идея паролета весьма популярна среди этих авторов. Паролеты летают у них над Желтым морем и Владивостоком в 1904-м, и т.д., и т.п. Опыт же пионеров авиации показывает, что подобное неосуществимо даже в альтернативной истории. Проблема воды на борту паролета была как-то решена братьями Беслер на 30-40 лет позже, но даже их самолет существенно уступал машинам с ДВС и сами братья признавали существенные проблемы с конденсацией пара.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
О бзор  основных событий дня в мире и в России... Сегодня "День кадастрового инженера в России", а еще "День флориста в России"... далее основные события дня... В  971 году под Доростолом киевский князь Святослав и византийский император Иоанн Цимисхий заключили ...
. По запросу на процессуальное интервью глава "Нафтогаза" Коболев в Лондоне дал показания федеральным прокурорам США по делу Джулиани. Уходящий Труба решил оставить последнее слово за собой и возбудил уголовное дело против двух сотрудников СБУ за взятки. А как все красиво начиналось: "16 ...
... по ходу - незачем, как оказалось. Сегодня сама не знаю зачем потащилась в Статистику моего с позволения сказать, блога. А статистика-то не отражается. Я очень редко её смотрю, не до неё, но когда мне хотелось полюбоваться этими графическими столбиками, и почувствовать себя важной особо ...
Напомним задачу: изобразить в офлайне все логотипы партнеров и спонсоров Этнографической Экспедиции по Карибам из любых подручных средств, создать из них любую композицию и сфотографировать. На конкурс было прислано невероятное количество остроумных, красивых и прекрасных работ - ...
Отныне билеты в Государственный музыкальный театра национального искусства под руководством Владимира Назарова можно получить за «Спасибо». Для этого вы должны быть пользователем бонусной программы «Сбербанка» России. Где бы вы ни жили, если ...