Про мультики и как мы их выбираем
perecati_polina — 26.07.2021Вместо кинотерапии напишу сегодня про мультики, которые смотрит и не смотрит Патрик, чем и почему я руководствуюсь в своем выборе, что считаю важным. Заранее оговорюсь, что здесь пополам личного и профессионального опыта, и у других родителей и других детей все может быть иначе.
1. Я не считаю мультики злом, как могло показаться из моих высказываний о детях и гаджетах. Более того, я очень люблю их сама! Удивила?)
2. Чем младше ребенок, тем короче и проще мультфильм. Проще и по сюжету, и по рисовке. Очень маленьким детям нужно пояснять, что происходит на экране, и чем более четкие и понятные образы они видят, тем легче это делать. Поэтому у нас отлично зашли контрастные "Умка" и "Ветер вдоль берега", но совсем не пошёл "Теремок" из-за обилия деталей и пестроты. И поэтому же современные мультики выигрывают - они часто созданы с учётом детского восприятия.
3. А вот по звуковому сопровождению возможны варианты (это строго моё личное мнение, человеческое, не психологическое). Варианты зависят от предпочтений родителей. Я не включаю то, что не могу слушать сама, потому что мне ценно собственное душевное состояние. Поэтому Синий Трактор у нас не поёт, а Львёнок с Черепахой наоборот. У вас может быть иначе.
4. Культурный контекст имеет значение. Прошлогоднее исследование МГУ говорит, что дети 5-7 лет, которые смотрят только старые советские мультики, испытывают сложности в социализации (предположительно из-за отсутствия общих тем с ровесниками). Поэтому если все вокруг знают, кто такая свинка Пеппа, придется и вам узнать)
5. Поначалу надо сидеть рядом и пересказывать словами, что происходит, прямо поверх мультика. Несколько раз так делаем, убеждаемся, что процесс запущен и малыш уже понимает, что это такая история на экране, и получаем возможность дальше отходить по своим делам. Пояснения в самом начале знакомства - вклад в будущие паузы на кофе для мамы/папы)
6. Модели поведения, увиденные на экране, дети забирают в жизнь (подробности таких исследований - в блоге Натальи Ремиш). Поэтому Патрик смотрит про Миру и Гошу, а не про Машу и Мишу.
7. Мультики могут помочь перекинуть мостик к жизни. Мы стали показывать "Пчелу Майю", чтобы Патрик понял, что насекомые тоже живые, и их не надо обижать. "Умка" привёл за собой короткие документалки о белых медведях и оленях. Мама Крошки-Енота носит сари, как тёти вокруг, и т.д.
8. Возрастной аспект не всегда критичен. Можно смотреть что-то для более старшего возраста, не ожидая, что ребёнок поймёт все вложенные смыслы. Для Патрика пока что пчела Майя - это просто про насекомых, а не про отношения и устройство общества, а некоторые мультфильмы из Горы самоцветов - просто красивые и музыкальные истории. Но лучше, конечно, учитывать специфику возраста.
9. Касаемо идеологии и ценностей - я едва ли буду показывать мультик про Нехочуху, собаку-варежку и мышонка-музыканта, которого отправили работать на стройку. Но через пару лет покажу, и мы обсудим, почему здесь так и как может быть ещё. И без всяких вопросов буду показывать Миру и Гошу - это, наверное, самые безопасные мультики из известных мне.
Ну и радость дня — Патрик строил сегодня корабль, «как Гоша», из мультика, совершенно сам.
|
</> |