Про коррупцию
domkratov — 17.09.2015 .Точнее попытаюсь объяснить почему я эту тему стараюсь в своих постах не задевать.
Люди произносят слово «коррупция» не задумываясь, коррупция - это универсальное объяснение для всего на свете, некое абстрактное зло, которое мешает конкретному добру слезть с дивана.
Я к коррупции отношусь так же, как к гравитации – это объективно существующий закон природы, который надо учитывать в расчетах.
Любое организованное человеческое общество – это механизм, позволяющий учитывать частные интересы граждан. Конструкция этого механизма имеет определенные несовершенства и внутренне трение деталей. Для предотвращения разрушения механизма применяются разные типы смазок, что отражено в пословице «не подмажешь – не поедешь». Идеальный механизм, не имеющий в своем составе движущихся деталей, называется «дубина», впрочем некоторые предпочитают термин «СССР 2.0».
Раз уж я вступил под знамёна Капитана Очевидность, то сошлюсь на Википедию, которая в главе «Коррупция» описывает всю сферу экономических, социальных и этических отношений, в общем коррупция – это обо всём или ни о чём, кому как больше нравится.
Так что же мы имеем в виду, когда между делом упоминаем коррупцию, откаты или просто «ну мы то с вами понимаем»?
Белковский использует термин «Экономика РОЗ – Распил, Откат, Занос». Это уже ближе к теме, так как в этих трёх терминах отражены три основных уровня, в порядке сверху вниз.
Я в этом посте не пытаюсь описать весь спектр, высшими формами, такими как Распил, я могу только любоваться снизу из своей тоджыкской траншеи, отсюда они выглядят прекрасными, как полярное сияние. Я осторожненько поковыряю тему снизу.
Наиболее простая и понятная и до боли знакомая и родная форма – классическая лужковская взяточная система. Она же «невидимая рука рынка», она же «либеральная экономика».
В лужковской модели нормативно-правовая база отличается витиеватостью, алгоритмы прохождения содержат множество циклов и рекурсий, однако в целом модель умопостигаема, величины заносов известны и позволяют планировать расходы и доходы. Модель заточена под частных инвесторов всех калибров. Взятки берутся не за нарушение законов, а за непротивление сторон при условии соблюдения норм и правил. В результате имеем экономический расцвет (не для всех) и национальное согласие (для договороспособных). Модель работает если административный ресурс системы выше, чем административный ресурс клиента системы, в противном случае начинают действовать правила ментономики.
Ментономика – это, как следует из названия, экономические отношения с участием ментообразных. Поскольку неустанная борьба с преступностью за право грабить население не оставляет правоохранителям времени на изучение законодательства, основной метод экономических взаимоотношений – это уложить бухгалтерию контрагента мордой на пол и уже в процессе следственных действий приступить к конструктивному диалогу. Кончается такой диалог для всякого немента плохо, потому как всем известно: даже если ты договорился с конкретным чортом, то это не значит что за тебя стоят все силы ада, такая договоренность скорее выглядит как приглашение для других чертей.
Есть еще одна разновидность ментономики, военно-патриотическая – тупо всё спиздить и потребовать ёще. Практикуется в Министерстве Обороны, МЧС и особо продвинутых национально-территориальных образованиях. Ах да, чуть не забыл комсомольско-молодежные образования нашистского типа.
Это я упомянул только тех, кто в правовом поле, а ведь есть еще надзаконные рейдерские структуры, такие как ФСБ, РПЦ и Чечня.
Но я лучше вернусь к своей траншее и лопате. У нас, в плотных слоях атмосферы, в сфере госзаказа действует такая своеобразная разновидность коррупции, назовём её «Косматый Клубок Бюджетных Страстей» далее ККБС.
Представьте себе, что вы директор некоего госпредприятия, допустим по производству рогов и копыт, и у вас есть утвержденный бюджет, согласованный суровыми контрольными инстанциями.
И вот вам надо закупить абразивный инструмент для заточки рогов и шлифовки копыт, но точить и шлифовать может только инструмент импортный и дорогой, а в бюджете и смете только отечественный и дешевый, который ничего точить и шлифовать не может. Вы закупаете импортный, оформляете как отечественный, разницу в цене берете из строки бюджета на текущий ремонт. Текущий ремонт вы делаете в сокращенном объеме, добавляя деньги из аварийного фонда. Протечки и аварии вы ликвидируете на деньги из бюджета благоустройства, а траву к приезду комиссии красите на деньги из фонда развития, а замену устаревшего оборудования производите силами стороннего подрядчика в счет капстроя за будущий год.
Каждый участник здесь должен знать свой манёвр и чётко помнить сюжетную линию, что замена клапанов – это на самом деле покраска забора, а рентгеноскопия стыков – это банкет на день рогокопытостроителя.
Теоретически все эти сюжетные линии, которые по документам прямые, где-то в абсолютном будущем должны пересечься, но будущее это не наступает, потому что все долги и непонятки сгорят в очистительном огне очередной реорганизации и реструктуризации и все участники процесса подобно фениксу возродятся из этого огня в старых кабинетах с новыми табличками.
Субъективно все участники ККБС - абсолютно честные люди, которые стараются исключительно во имя дела. Со стороны, если ковырнуть на любом этапе – то сплошь коррупция, причем наиболее вопиющая выявится среди тех, кто вообще сработал себе в минус. Для того чтобы из всей этой мешанины вылезти в плюсе надо постоянно помнить свою легенду и при случае её апгрейдить.
Думаю что слово «нарратив» придумали сметчики.
Ковыряют такие нарративы обычно нежно, чтобы ничего не сковырнуть, потому что для всех этих субъективно честных людей откатить условленный процент это святое, ручейки откатов в конце концов собираются в полноводный поток, который возносится на сияющие уровни распилов, и деньги эти пропущены через 20 помоек и достигают высшей степени очистки, так что даже самый суровый следователь скажет: «Воистину Аллах послал».
Тьфу, опять глаза завидущие к горним высям устремились, а зря. Неконструктивно это. На вопрос какого-нибудь правдоруба: «А откуда у вас этакое шубохранилище?» обычно следует ответ: «А кто ты такой, чтобы бесплатно дрочить на мое шубохранилище?». И возразить нечего.
Собянин и плитка. Вот тут я задумался. Де-факто – это военно-патриотический тип, де-юре – ККБС, нет, это слишком высоко для понимания смиренного тоджыка. И это не распил, тут другое. Сам принцип подбора кадров интересен: «для того, чтобы руководить Москвой мало её не знать, надо её ещё хорошенько ненавидеть». Теперь вот ещё замена отбойников за миллиард… Думаю что это не коррупция, это они наверно кейнсианский мультипликатор строят.
Для тех кто дочитал до этого места, а особенно для того, кто дописал, напоминаю, что я просто заинтересовался тем, что мы понимаем под коррупцией и с чем именно борются борцуны с коррупцией.
Есть такая очевидная теорема: Уровень коррупции можно считать приемлемым, если вред от борьбы с коррупцией не превышает вреда от самой коррупции. Доказательство данной теоремы можно получить в ближайшем ОБЭП или налоговой (осторожно - услуга платная).
Так что делать будем?
Бороться с высокими распильными уровнями – это всё равно, что пытаться обоссать полярное сияние.
Бороться с ментономикой, включая её военно-патриотическую и внезаконно-рейдерскую инкарнации даже НАТО с Обамой не пытаются и мне чота ссыкотно.
Классическую лужковскую коррупцию уже почти изничтожили вместе с частным бизнесом, она нам из Лондона ручкой машет.
Остается только ККБС. Так тут вроде тоже без нас обходятся: учителей и врачей щемят регулярно, вроде уже и за дворников взялись. Добивать будем?
|
</> |