про фильмы Марка Захарова
marss2 — 09.02.2020***
герой Захарова как героическая ипостась героя Рязанова.
Рязанов показывал советское третье сословие (интеллигенцию), какое оно есть (и с любовью),
а Захаров - такой, какой интеллигенции хотелось бы представляться в собственных глазах.
его фильмы - это факт биографии любого минимально интеллигентного человека росшего в СССР в 70-е и 80-е годы.
****
Герои находились в двух плоскостях сразу — в исторической реальности, вроде Ганновера 1770-х или екатерининской России
и — тут, у нас, на шестиметровой кухне в панельном доме.
Король из «Обыкновенного чуда» напоминал директора-самодура из провинциальной конторы.
Якобина фон Мюнхгаузен — истерическую разведёнку, не пойми что делающую в НИИ,
а её сынок — длинноволосого оболтуса, живущего в соседнем дворе.
Министр –администратор Андрей Миронов хорошо знакомый всякому советскому человеку эпохи застоя «работник торговли», новое воплощение трепетного Димы Семицветова из «Берегись автомобиля».
Трудовая интеллигенция придумала всё это не сама и даже не акын-Окуджава ей напел.
Поднаторевшие выписывать школьные сочинения о «духовных исканиях Наташи Ростовой» и причинах, побуждавших Печорина быть сволочью,
пролетарские дети начинали ассоциировать себя с барским племенем — с Петрушей Гринёвым да Машей Мироновой, но никак не с дворней.
так советский человек 70-х с удовольствием и смаком отыгрывал в ролёвках европейское и русское дворянство, практически столь же фентезийное
— будь то «Три Мушкетера», «Мой ласковый и нежный зверь», «Звезда пленительного счастья»
и, конечно, собственно захаровские «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнгхаузен», .
Зачем им всем так хотелось наряжаться в камзолы и фраки, изображать и воображать себя королями, графами и имперскими офицерами, и жить в мире «дворянской» волшебной сказки?
Откуда эта компенсаторика — «эскейп» от партсобраний и строек коммунизма?
Борьба за самоуважение?
Поиск каких-то альтернативных шкал социальной стратификации и самоидентификации?
Бунт против массово-минималистской советской эстетики?
***
четыре ободранных «комсомольца» из народа, стоящие с короной Российской Империи в руках посреди музея в финале третьей части
****
Отсюда и сталинская школа, у которой ноги растут из старорежимной гимназии, и офицерские звания, и раздутый большевиками просто до неприличия культ Пушкина и райклубы в неоклассическом стиле и вообще всё.
Советский человек 70-х с молоком матери впитал в себя всю эту дворянскую эстетику, забыв, что недавние предки его навоз в лаптях месили.
Естественно что у него, оторванного от корней, поехала крыша и он стал воображать себя "благородиями".
Тогда милый интеллигент мог сидя у себя на даче,осенью,покачиваясь в кресле-качалке у уютно потрескивающей дровами печки и читая "Фаворита",вообразить себя отставным поручиком,или коллежским ассесором попавшим во временную опалу и отправившемся в почетную ссылку в свое имение)
****
Как отмечали социологи, «восточноевропейская интеллигенция, преимущественно «новая», создала тип культуры, тесно связанный со «старой дворянской культурой» и, сохраняя преемственность с ней, воспринимала себя как национальную элиту».
К концу 60-х годов интеллигенция Чехословакии из элитарного слоя превратилась в массовый,
но попытка создать «интеллигенцию с рабоче-крестьянским сознанием» не удалась.
Интеллигенция ощущала себя особым слоем общества,
Своеобразием этого положения было, по словам социологов, то, что интеллигенция «фактически заняла социальные позиции буржуазии, сохранив ментальность аристократии» (выделено мною - b).
Эти установки поразительно быстро усваивало и молодое пополнение интеллигенции из семей рабочих и крестьян."
***
причём, не то чтобы явно, а каким-то назойливым, тоненьким комариным раздражением,
хотя смотрелись они, надо признать, легко и забавно,
актеры играли великолепно, и невелика беда разные мелочи,
вроде той, что в «Формуле любви» проселочная дорога проезжена не конными повозками, как пристало в то время, о котором фильм, а машинами, которые в отличие от лошадей не вытаптывают траву посередине её,
и то, что одежды дам весьма коряво сделаны из прямо-таки очевидно стекловатной синтетики.
Это всё мелочи, разные детали, а, может, вообще сам художественный замысел.
.И, тем не менее.
***
что захаровские фильмы - они главным образом для тех людей, которые, посмотрев их, начинают считают себя значительно умнее и проницательнее окружающих
на основании всего лишь того, что им понравились эти фильмы.
***
Пища для сарказма и кухОнныъ разговоров.по-настоящему либерального в таком мышлении зеро.
Сплошной эгоцентризм «я и быдло»..
Симпатия к захаровским фильмам у многих поднимала самооценку и провоцировала снобизм.
"А ведь у меня хороший вкус, бляха-муха," - почесываясь, говорил себе диванный "эстет")))
И поныне фильмы Захарова обожают цитировать прежде всего записные снобы.
Люди это обученные, талантливые, спору нет.
Но лучшее, что мы от них увидели, прошло сквозь сито худсоветов и тех самых партсобраний.
Этого не стало и одесская коммуналка открылась во всей красе.
***
Но эти отличаются тем самым подмигиванием «понимающему зрителю».
а я, вот, не люблю, когда дурачатся, особенно с фигой в кармане и кинематографическими подмигиваниями.
Действительно, снобизм присутствовал,
*****
Туда стремились не только за откровениями, но и за возможностью принадлежать к некоему кругу.
Интеллигенция позднего СССР занимала примерно ту же социокультурную нишу, что аристократы и разночинцы при царе-батюшке.
Служили, но поругивали власть.
Вышучивали начальство.
Шептали опасные анекдоты в курилках
.От образованщины эры Брежнева требовалось многое — посещать все громкие выставки, петь или хотя бы — мурлыкать бардовские песни, глубокомысленно курить, листая что-нибудь сложно-высокое.
В общем, «держать марку» и ходить в театр к Марку.
****
фильмы, учили жить в остановившимся времени, помогали ответить на вопрос, как устроить жизнь, если то, что вокруг - навсегда. Ведь неподвижное кажется вечным.
.Он, как и многие его современники и коллеги, был порождением, частью и zeitgeist Советской эпохи, создавшей и его самого, и его материал, и его актеров, и его зрителя.
Мы ведь не замечаем воздуха, которым дышим.
И можем даже ругать воздух, если он загазован.
Но, ругая, все равно дышим.
А попробуйте совсем без воздуха...
Захаров с Гориным, Тарковский, Окуджава, Высоцкий и много много других "антисоветчиков" создавали эстетику и матрицу Советского человека
но его театральные и кинематографические работы выстраивали благодатный фон советского бытия.
«— Не пойду, — говорит, — какой-то он советский.
— То есть как это советский? Вы ошибаетесь!
— Ну антисоветский. Какая разница».
Здесь приблизительно то же самое — Захаров мог сколь угодно сильно презирать директивы Министерства Культуры и сам лозунг «Слава КПСС!», но достаточно вспомнить, что Марк Захаров — сочинитель писем красноармейца Сухова к «незабвенной Катерине Матвеевне».
*****
У Виктора Пелевина есть примечательная фраза о некоей «вселенной – не советской, а какой-то другой, существовавшей параллельно советскому миру и даже вопреки ему, но пропавшей вместе с ним»..
****
понять, в чём заключалась эта искра, несложно: это был азарт и восторг, с которым интеллигенция в 70-е и 80-е годы отвоёвывала у государства и общества всё новые и новые права и вольности.
И, казалось, конца этому блаженному процессу не будет,
и запас этих свобод и возможностей в сокровищнице красного дракона неисчерпаем,
надо только хорошенько поднажать на хвостатого, бдительно стерегущего своё добро.
А уж если "убить дракона", повалить стены драконьего замка наземь, то откроется безграничная, пьянящая ширь и даль, и бескрайняя свобода сольётся с линией горизонта.
И действительно, процесс валки был страшно увлекательный. Повалили...
И тут вдруг выяснилось, что за этими стенами интеллигенция ровным счётом никому не нужна,
и ничего там нет, кроме неприветливого хмурого неба и моросящего с него мокрого дождика.
И простым интеллигентам, сладко грезившим о конце советской власти, надо срочно устраиваться челноками, или курьерами, или продавцами в ларьки, на службу к новым хозяевам, просто чтобы выжить и вписаться в вернувшийся из небытия "рынок".
*****
А потом Ланцелоты победили того, кого они назначили "драконом", и выяснилось, что за их спинами пришёл к власти совсем другой Дракон — но не тот, выдуманный,
а самый настоящий. Профессиональный хранитель богатств Его Величества Денежного Мешка.
Хрипло засмеялся — и вернулась "кабала святош", как будто списанных с фарисея-монаха в исполнении артиста Долинского в "Том самом Мюнхгаузене".
Всё умершее, давно похороненное и осмеянное вернулось...
Так неужто эти старые и любимые фильмы Марка Захарова были на поверку просто-напросто рекламными проспектами этого самого Господина Дракона?..
Отчасти да, но всё-таки они совсем не сводятся к этому.
Потому что ещё они — часть социализма и СССР с его сложностями и противоречиями, составленного из мозаики, осколков прошлого и зёрен будущего.
Потому что эти фильмы талантливо отразили мечты и иллюзии, которыми жило тогдашнее советское общество
*****
Поэтому все, что было после - для Захарова стало путем угасания.
Убил дракона и оказалось, что был его частью.
И что самое поразительное - ни одного фильма после сжигания этого партбилета.
Больше Марк ни одного кина не снял.
Так проходит Глория Мунди.
(с) не мое сеть
|
</> |