Про экономику, текущее ( по Анисимову)
monetam — 06.10.2021Очень долго среди экономических публицистов была в моде концепция "восстановительного роста", который в России XXI века начался после 90-х также, как в СССР 1920-х - после Гражданской войны. Многие - в разные годы- фиксировали что вот теперь восстановительный рост закончился и будет труднее выбирать новый алгоритм роста (также, как в СССР в конце 20-х). Сегодня по радио опять услышал это от Константина Сонина. Но я считаю эту аналогию неверной, поскольку в СССР 20-х действительно восстанавливали производство на остановившихся фабриках и заводах. А в России нулевых в значительной степени создавали новые производства заново. Так что о восстановлении можно говорить только формально, в смысле цифр ВВП.
Интересная мысль. Действительно огромные многотысячные заводы советских времён не восстановились а практически исчезли. Многие вообще снесли и на их месте построили жилые массивы и торговые центры. Наш Екатеринбург-Свердловск был чисто индустриальными городом а сейчас трудно найти среди знакомых человека который был бы связан с большим заводом. Как то ожили оборонные заводы но далеко не в том объеме что были раньше.
Все же новое производство действительно создано с нуля. Купили современное оборудование, смонтировали его на пустом месте и производят то на что есть спрос. Продовольствие, стройматериалы.
Интересная ситуация с металлургией. Так как ее продукция в большой степени идёт на экспорт за валюту, то все они хорошо живут и их рабочие а также их города отнюдь не жалуются на жизнь. Владельцы же этих предприятий в списке Форбс.
Но есть один нюанс. Проведена масштабная модернизация оборудования. Так я знаю что гигантские мартеновские печи просто взорвали (иначе их не демонтировать) и вместо них поставили эффективные кислородные конвертеры.
Я наблюдал нечто подобное в после объединения Германии в 1990 г. Как мне рассказывали ГДРвские заводы, которые у нас считались передовыми, модернизации не подлежали. Новое оборудование в старые здания ставить было нельзя по технологическим требованиям. Поэтому все снесли и ставили заново. Даже знаменитые немецкие дороги в Восточной Германии пришлось переделывать: они не выдерживали вес огромных современных грузовых фур.