Про «Чёрные паруса»
alex_dragon — 09.10.2022Засмотрел «Чёрные паруса». Однако, оказывается всё ещё случаются сериалы выше плинтуса. Вернее, случались — так подозреваю, это арьергардные бои уходящей эпохи (снят в 2014—2017 годах). Насколько выше — не могу определиться, но всё-таки не «Пираты Карибского моря». Картинка, декорации и всё такое — моё почтение, не всякая обычная полнометражка такими похвастаются, как для телесериала — весьма достойно. Постановка — пахнуло даже немного 70-80-и, ну там помните, «Христофор Колумб», «Графиня де Монсоро», «Человек который смеётся», «Джейн Эйр» — вот это вот всё, что-то было от этого.
Но впечатлила не картинка и не то, насколько похоже или не похоже на сериалы былых времён. А само собой содержание. Что бросается в глаза — претензии на психологизм и некую интеллектуальность. Для американского 38-серийного четырёхсезонного мыла — вполне себе. В этом фильме наверное самые интеллигентные и рефлексирующие кинопираты из всех существующих. При этом не забывающих с разной степенью изящности весьма натуралистично резать друг друга на куски. Весьма забавна трактовка образов — Флинт этакий чуть ли не революционер, интеллектуал, задумчивый рефлексирующий Сильвер — это конечно пять баллов. Вейн весьма колоритен — этакий несгибаемый бунтарь, вожак и всё такое, в советской кинокритике наверное ему бы было уделено основное внимание. Ну и вообще, по ходу сюжета оказавшийся самым принципиальным персонажем.
И подумать при желании есть о чём: одна из основных политических и мировоззренческих коллизий фильма — что лучше, некая хоть сколько-то упорядоченная, цивилизованная жизнь под властью короны или весьма хаотическая, но свободная пиратская республика? Вейн кажется в одном из эпизодов говорил нечто вроде того что здесь ты — кто-то, что-то значишь, а там (в смысле на «большой земле», под короной) — никто, винтик системы, раб. В устах бывшего раба это звучало не банальным абстрактным интеллигентским рассуждением.
Однако, по ходу пьесы, чем дальше и ближе к концу, тем больше возникало вопросов. Вейна удавили на виселице, причём там он фактически сам на неё шагнул, разыграв сцену в духе Зои Космодемьянской — хотя там уж затевались его отбить, но он ради агитационного воздействия отказался и сказал пламенную речь, после которой все дружно призадумались и тем посеял зёрна сомнения в публике. Сделано конечно красиво и жутко, но то ли у актёра контракт закончился, то ли что хуже — авторам действительно казалось, что вот такое заклание реально кого-то на что-то подвигнет и это не зря. Хотя как по мне, живой авторитетный командир и боец в той ситуации был бы куда полезнее, чем труп на виселице.
Позабавило, конечно, как повесточку вписали. Какой же современный американский сериал без повесточки? Я даже радовался сперва, как они ухитрились и политику партии соблюсти, и в то же время не сильно этим бравировать. Ну там негры на Багамах начала 18 века вполне себе аутентично. То что главгероини через одну лесбы-бисексуалки, любовь а-труа и всё такое — можно вполне списать на вольные уголовные нравы, глаза на самом деле не жмёт. Но когда они Флинта педиком сделали (вернее, всё же, би) — вот тут у меня глаза на лоб полезли. Но больше всего они полезли в финале сериала, когда стало понятно что они таки вписали повесточку не просто для галочки, а в какой-то действительно идеологически нагруженный контекст помимо обязательной для современного кино формальной манифестации «это вариант нормы».
Вот финал показал таки во весь рост, что как ни собирай — всё равно пулемёт получается, что буржуазное искусство — это проводник идеологии правящего класса. И страшное тут отнюдь не с кем там персонажи спят и целуются. Так свести на нет весь революционный пафос предыдущих серий — это таки надо уметь, особый талант. Причём так не то что топорно, а скорее нагло, борзо — тут вот действительно челюсть отваливается. То что Джон Сильвер, вроде бы становившийся по ходу дела приличным человеком превращается в сраного домохозяина, филистера, готового за «тихое семейное счастье» продать всё и предать всех — друзей, жену, дело, самого себя — то полбеды. Но что они с Флинтом учинили — тут меня оторопь взяла. «Изящество» психологического обоснования финала, как его Сильвер из игры выключил, просто заставляет в крик взоржать и в изнеможении по полу кататься. Вот представьте, человек десять или больше лет насмерть бился с британской короной, всё подчинил достижению цели, буром пёр, носился по морям, попадал в невероятные и смертельные переплёты, вёл свою войну и хотел революцию во всём Новом свете учинить, восстание поднять и всё такое, ни жалел ни себя, ни друзей, ни врагов. Но каково объяснение его этой безудержной ярости и «тёмных» глубин души? А это типа месть за утрату любовника. Ну там по ходу и гражданскую жену его убивают, и прочее всякое за годы копится, но вот то что в глубине точит, корневое — папик-лорд своего сына — и любовника Флинта — из политически-семейных разногласий запирает в дурдом, где тот вроде умирает. И вот Флинт носится по белу свету и никак утрату пережить не может, даже самолично того папика зарезав. Но, как оказывается, любовник не умер, а его отправили в частную тюрьму, куда всякие богатые папики таких вот неудобных родственников заживо гнить на плантациях анонимами отправляют. Сильвер это раскопал и когда встал выбор между убить Флинта и потерять (как казалось Сильверу) взятую в заложницы губернатором жену, нашёл «соломоново решение» — сообщил Флинту что Томас жив и можно завязывать. Счастливый влюблённый летит на всех крыльях к любимому на зону. Я, кстати, что-то так и не понял — он туда сам в качестве зека отправился или в качестве посетителя. Но вроде бы его туда в наручниках привели, если я правильно рассмотрел. Что тогда вообще сплошной позор — то есть тогда он не просто на революцию забил, а ещё и добровольно раком встал. Видите, какая тонкая подлость мысли: то есть революционера не какая-то сознательная убеждённость, даже не выстраданная правда ведёт, а так, неразрешённые психологические проблемы, травма. Но вот получил Флинт взад своего воскресшего любовника, закрыл гештальт — и всё путём, сдулся революционер, вернулся на столбовую дорогу. Больше ему ничего не надо, можно в счастливом блаженстве до конца жизни на огороде мотыгой махать.
Хотя, конечно, наверное у кого-то так и бывает, наверняка многие и уставали, и от дел отходили. Но тут ведь не вяжется со всем характером сюжета, главгерой тут как раз ещё полон задора и сил. Да, блин, волшебная сила искусства. Не классика конечно, но и не «Штрафбат» какой. Вот такими подлянами на самом деле подобные фильмы страшны, а не чернокожими лесбиянками, и чем небесталаннее картина — тем страшнее. Нет, понятно, что такого рода «простые» объяснения не новость мягко говоря, но всё-таки, всё-таки. Если как-то вовлекаешься в просмотр, то такие вещи острее воспринимаются.
|
</> |