О судьбе, или Ирония судьбы не по-голливудски

топ 100 блогов alex_dragon25.09.2022 Постер фильма «Ирония судьбы в Голливуде» (англ. About Fate)

Что это мы всё про войну да про войну говно да про говно? Давайте сделаем перекур и поговорим про кино.

Вот тут буквально почти только что случилась премьера цветной художественной фильмы «Ирония судьбы в Голливуде» (на английской мове названной просто и скромно «About Fate»). Поставлена российским режиссёром литовского происхождения Марюсом Вайсбергом в Голливудске же.

Про такого режиссёра я услышал кабы не впервые, отзывы в Вики мягко говоря ругательные. Но на сам фильм обратил внимание потому что он в описаниях идёт как ремейк «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» Я напрягся — ну вы поняли, «шо, опять?!» розовые кофточки? Надо думать совсем порно какое-то. В одну реку дважды не входят, а тут по третьему кругу полощут. Но поскольку хотелось посмотреть хоть что-нибудь не про новости из ящика, а фильма, во-первых, американская, во-вторых заявлена как романтическая комедия — в каковом фантастическом жанре голливудск таки в некоторой степени преуспел, а кто там режиссёр и откуда я на тот момент не знал, то рискнул психическим здоровьем.

И знаете, вот как ни странно, на удивление ущерба психике не получил. Обсуждать слабые стороны данной второ-третьеразрядной кины даже смысла особого не имеет — оно ныне по умолчанию, что сильного или хотя бы культового кино сейчас не снимают или очень мало, поэтому попробую говорить о хорошем. Так вот, главной удачей фильма надо полагать то, что он НЕ является ремейком «Иронии судьбы» (что бы там не утверждали кочующие по сети аннотации). Вот на удивление творцам удалось не вляпаться в это дерьмо, а создать самостоятельное произведение (насколько это вообще возможно в случае заезженной истории про «он был не с той, она была не с тем, и тут они встретились»). От «Иронии» там буквально два момента: поход с друзьями в баню и попадание полубесчувственного тела в похожую квартиру по одинаковому адресу, где, естественно, проживает главгероиня. Из клюквы — только банная шапочка одного из эпизодических персонажей в виде будёновки (баня и распитие были замотивированы тем, что друг главгероя русский). Всё остальное — вполне типичная американская полукомедия про свадьбы и помолвки. Отвращения сия картина не вызвала — и на том спасибо, хотя конечно хотелось бы увидеть что-то более серьёзное. Но убить время вечерком кому его девать некуда — вполне сойдёт.

Так что моё внимание обратилось на моменты не касающиеся сюжета, дав определённую пищу для размышлений. Начало фильма вызвало ощущение лёгкого дежавю, особенно вступительной мелодией. Даже не знаю — это была такая тонкая авторская задумка и своего рода ирония и алаверды ушедшей в нафталин эпохе или просто тупо эпигонство — в наши постмодернистские времена уже почти невозможно определить где пародия, а где просто бездарное воспроизведение штампов. У меня было ощущение, что попал куда-то в середину восьмидесятых или там начало 90-х. Вообще, весь фильм можно расценивать как косплей штатовских семейных комедий той поры. Вот эта вся спокойная, сытая бюргерская жизнь «верхнего среднего класса», размеренность которой, несмотря на всё внешнее бытовое благополучие, нарушается единственно неустроенностью личной жизни героев и происходящих из этого попыток бунта «против системы» — беззубых и обывательских, самый большой радикализм чего заключался в том чтобы бросить всё и отправиться в загул или жениться на первой встречной. Кстати, может быть это ещё один момент, который как-то роднит с рязановскими комедиями поздних 70-х — они были про городского обывателя, погрязшего и растворившегося в рутине будней. Впрочем, авторы тех историй вряд ли предполагали такой ход зрительской мысли, потому что идеологически подавляющая часть такого рода продукции для «семейного просмотра» — апология буржуазного образа жизни и демонстрация благополучия западного общества, где всех-то проблем осталось — кто с кем спать будет.

И хотя искать глубокие смыслы в данном случае вряд ли приходится, но всё-таки любопытно что это было: просто эксплуатация расхожего штампа, или попытка отдать должное определённой кинематографической традиции, или «сублимация детской травмы» ушибленного когда-то в отрочестве «совком» постсоветского автора? Ведь именно такого рода антураж был иде-фикс публики перестроечных времён. Помнится в одной статье, кажется в «Комсомолке», тогда одна корреспондентша употребила оборот «смотреть между кадров» — мол как книги читаются между строк и выискивается не тот смысл, что формально заключён в открытом подцензурном тексте, так и советские зрители смотрят между кадров, они (особенно зрительницы) де следят не столько за перипетиями сюжета в импортных фильмах, сколько во что одеты персонажи, какое постельное бельё у героинь, какая мебель в домах, какие обои, короче смотрят на шмотки и вот это вот всё, на «образ жизни». Разумеется, с вожделением обладать всей этой недоступной роскошью, которая там есть у любого безработного и негра. О том что можно иметь модный кухонный комбайн и при том не иметь что в него положить или иметь вполне приличное авто, но выбирать между нормально питаться и заправляться — о том предпочитали не задумываться, это казалось невозможным. У нас наивно полагали, что раз есть красивые шмотки — так уж за то что пожрать тем более голова точно не болит. А про то что, скажем, посещение врача запросто может загнать в гроб одним ценником — про это предпочитали вовсе не знать, хотя уж сколько про то писали, от «Крокодила» до «Правды». Туземцам часто кажется, что красивее стеклянных бус не может быть ничего на свете и за счастье обладания ими ничего не жалко. Ошибочность погони за иллюзиями как правило осознаётся постфактум — если остаётся кому сознавать, потому как к моменту прозрения обычно поголовье наивных детей природы сильно сокращается, вплоть до нуля. И, похоже, пока что это в пресловутой «природе человека» — ничему не учиться, игнорируя исторический опыт и с остервенением и упорством шагать и шагать по граблям, тем настойчивее и энергичнее, чем больнее они бьют по лбу.

Впрочем, похоже, сейчас ностальгируют по золотому веку уже не только недобравшие в детстве бубль-гумов обитатели постсоветского пространства, но и вполне себе природные белые люди с самого натурального Запада. Как-то вдруг оказалось, что даже дешёвый шик пластмассовых 80-х остался где-то далеко в детстве, а плавно переходящее в настоящее будущее встречает только ощущением наступающей катастрофы.

Как бы то ни было, смотря современные фильмы и сериалы «за жизнь», под жизнью каковые понимают как правило жизнь более-менее обеспеченных слоёв западного общества, постоянно ловлю себя на мысли, что они опоздали лет на двадцать, в данном случае — и на все тридцать, а то и сорок. Знаете, даже десятилетней давности воспринимаются уже как ретро. Хотя казалось бы, оглянуться-то не успели, прошло как мгновение. Раньше для этого нужно было лет двадцать пять — тридцать, ну двадцать, чтобы несвежая газета, раздражающая безнадёжно устаревшими и потому скучными новостями и годная только для заворачивания рыбы или как подложка под обои превратилась в антикварный артефакт, который рассматривают с милой снисходительностью. А сейчас смотришь на дату выхода чего-нибудь «2011 год» — и не то что бы прямо уж давно прошедшее время, но стойкое ощущение ушедшей натуры. И — на губах играет вот эта самая снисходительная улыбка умудрённости недоступным прошлому опытом: «Они ещё ничего не знали». И как же наивно на фоне сегодняшних событий выглядят поводы вроде бы ещё только вчера кипевших споров, бушевавших страстей, рассуждения и оценки чего бы то ни было! А сколько сил, времени, средств было на всё потрачено. И вот буквально в мгновение это всё больше яйца выеденного не стоит. У вас были проблемы в жизни? Вы не знали, что такое настоящие проблемы.

Но пока в розетке всё ещё есть электричество — его там, знаете ли, внезапно может и не быть — смотрите на призраки и иллюзии прошлого — это хоть немного отвлекает от сознания безнадёжности и собственного бессилия.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда-то он был вполне приличным журналистом. Где-то даже смелым. Умеющим задать «острый» вопрос и не боящимся последствий . Но это, увы, в прошлом. Настолько далёком, что немногие аксакалы его и вспомнят. Теперь же его имя стало нарицательным для обозначения… Ну, выразимся очень ...
Волгоградская область в снегу. Волгоград стоял в пробках. Кое-как начали чистить. А сне идет... Как там у глюкозы: Снег идет, снег идет, по щекам бьет.... Волгоград встал в одной огромной пробке . Движение в городе-герое практически парализовано из-за обильного снегопада. На главных ...
Моя любимица Ленина  заняла первое место в рейтинге КП "Самые безвкусно одетые звезды" Случайно попала на сайт   http://fashiony.ru и в очередной раз убедилась, что не зря она  получила это звание) Ну, и чтобы сто раз не писать, заодно под катом,в ...
...
Я всегда очень внимательно слежу за встречами глав государств, но интересуют меня совсем не политики, а их жены.  Конечно, очень обидно, что  у нас нет своей первой леди и приходится довольствоваться чужими, но именно у нынешних президентов жены настоящие красавицы! Как то ...