
Историософия

С зарождения в античности истории как описания произошедших событий всех историков преследовала мысль — а какие смыслы есть в истории, что боги нам хотят сказать этой самой историей?

Сперва в истории стали искать периодизацию, это в принципе нормальное свойство разума — классифицировать явление (феномен) с целью его анализа и понимания. Так родилась античная концепция циклической истории: Золотой век, век серебра, век меди, век героев и век железа. При этом античные философы пропагандировали что для решения текущих проблем надо просто вернуться к Золотому веку (Гесиод, Аристотель, Полибий, Тит Лукреций Кар).
Отдельно здесь надо упомянуть и еще одно направление античной историософии, которая затем. с развитием христианства, оказала влияние, это библейская историософия, с ее концепцией хоть и сходной с эллинской, но отличающейся не «веками», а царствиями. Но идея та же: история циклична, каждый следующий цикл хуже предыдущего (несет больше страданий) и чтобы вырваться из цикла, надо вернуться к «Золотому веку».
Вся эта наивная концепция была заимствована средневековыми мракобесами, на основе как знакомства с трудами Аристотеля и римлян так и библейской концепции. Но тут наложилась еще эсхатология, Второе пришествие, ставшее аналогом возвратом к «Золотому веку». Подробнее см. Августин и Евсевий.
Следующий этап историософии начался в Новое время, он связан с протестантизмом и отвержением католической схоластики (Спиноза, Гоббс). Стали набирать идеи механистичности природы (Deus ex machina — «Бог-из-машины») и возникла идея научного познания мира когда человек, познав все законы природы, научится ими управлять. Касательно истории так же появилась идея что историей управляют не боги, а некие законы природы. Давайте же их откроем!
И такие «открыватели» появились столетие спустя, в XVIII веке.
Французские энциклопедисты. Вольтер, Руссо, Монтескьё. Тут
собственно и зарождается историософия как наука раздел
философии. Конечно ничего они не «открыли», а выдвинули смешные и
наивные концепции, например возврат к античной демократии (аналог
античной парадигмы возврата к «Золотому веку»). Естественно вся эта
историософия закончилась пшиком, наполеоновскими войнами и
становлением капитализма.
И снова появилась на базе механистичного понимания реальности попытка «познать» природу. На сей раз она вылилась в формационный подход Маркса названный «истматом», подробно на нем останавливаться не стану, тут есть специалисты... Лишь укажу что в нем все та же старая добрая концепция возврата к Золотому веку, которым тут объявлен первобытный коммунизм.
В связи с крахом марксистского проекта в СССР в ХХ веке стали плодиться новые школы историософии: цивилизационная (Шпенглер, Тойнби, Ясперс), а на рубеже веков и вовсе пошла экзотика на деньги Сороса, мир-системный и синергетический подходы к историософии.
Самый известный мем этих чудаков — «Конец истории», по названию книжки японоамериканца Фукуямы...Конец истории так и не наступил, а Фукуяма раскаялся (есть у них, у японцев, традиция — напакостить, а потом каяться).
Подводя итог хотелось бы лишь сказать что все эти умозрительные и наивные концепции не имеют никакой практической пользы, но могут конечно запудрить мозги части населения и даже стать основой идеологии.