Про будущее
anlazz — 20.03.2020 Встретил показательный охранительский пост , посвященный будущему. Показательный в том смысле, что он прекрасно показывает особенности современного правого мышления, не способного к понимаю сложной динамики социальных систем. Например, в плане понимание того, чем же являетсяч это самое «будущее». Поскольку понятно, что данное слово может иметь множество совершенно различных значений. Например - будущее в «физическом смысле», лишиться которого, понятное дело, невозможно. Впрочем, и этот вопрос достаточно непростой: скажем, с т.з. классической механики все процессы обратимы по времени, а с т.з. термодинамики - нет. Но это, разумеется, уже совершенно иная тема – поскольку, в общем-то, никто не будет спорить с тем, что в «физическом плане» будущее по любому будет. Ну да – за 2020 придет 2021 год, галактики будут и дальше разбегаться, нестабильные изотопы – распадаться, а все живое двигаться от рождения к смерти.Однако в данном посте речь идет о будущем в совершенно ином смысле. Как пишет сам его автор, он (пост) был написан в связи с увиденной фразой о том, что «у СССР было будущее, а у современного мира будущего нет». Понятно, что речь там шла вовсе не о том, что в современном мире удалось совершить фундаментальное открытие и замкнуть пространственно-временной континуум. Говорилось там совершенно о другом – в том, что у СССР, и у мира, пока в нем существовал СССР, существовало одно крайне важное свойство, которое не существует сейчас. И которое – как показывает приведенный пост – практически не может быть понято в рамках «правого дискурса». (При том, что автор данного материала – человек крайне умный и разносторонне развитый, но для «правого мышления» это не важно.) Речь идет о возможности развития нашей цивилизации.
* * *
Да, именно так – несмотря на то, что с 1991 года течение физического или, скажем, биологического времени не было ни отменено, ни обращено вспять – со временем социальным случилась именно такая метаморфоза. В том смысле, что человечество лишилось возможности двигаться вперед, к более совершенному состоянию, при котором его (человечества) возможности по изменению окружающего мира в нужном направлении будут большими, нежели сегодня. Как, например, происходило в прошлом столетии, которое стало временем решения большинства фундаментальных проблем (стоявших перед людьми с глубокой древности)– начиная с появления антибиотиков и заканчивая «зеленой революцией». (Не путать с «зеленой истерией» 2016-2019 годов.)
Подобные изменения, собственно, и составляют суть понятия «будущее» в социальном плане. (Слово «социальный» приводится тут в расширенном смысле – как понятие, связанное с понятием общества.) Так вот: именно подобное будущее и оказалось закрытым для человечества после гибели СССР. Поскольку возникшая после данного момента социально-экономическая система оказалась совершенно неприспособленной для подобных действий – в смысле, для создания и внедрения фундаментально новых технологий. (И научно-технических, и любых других.) Поэтому единственно доступным «путем развития» с 1991 года стал лишь путь «оттачивания и вылизывания» уже созданного. Путь освоения богатства, созданного во время «золотых десятилетий». (1950-1970 годы.)
О том, почему это случилось – т.е., почему стало невозможным создавать прорывные технологии (метатехнологии) – я уже писал неоднократно, поэтому повторяться тут не буду. Только кратко отмечу, что связано это с особенностью формирования инноваций в условиях, когда требуются рискованные, и негарантированные формальными процедурами, вложения. (Что, собственно, наблюдается в нашем мире после Второй Мировой войны.) Благодаря чему заниматься этим может только государство, да и то – существующее в достаточно специфических условиях. (О том, что в может быть в условиях «неспицифических», будет сказано чуть ниже.) Поэтому единственным – именно единственным – источником новаций в указанный период выступило пресловутое «противостояние двух сверхдержав». Фактически создавшее основу для всего современного производства – начиная с микроэлектроники и заканчивая биотехнологиями. Более того – именно это противостояние, по сути, привело к ликвидации угрозы голода («зеленая революция» 1950 годов), к развитию массового образования и здравоохранения, ну и т.д., и т.п.
Ну, и самое главное: это самое противостояние до самого своего конца оставалось в «холодной форме», не переходя ту грань, за которой его стимулирующее развитие могло резко поменяться на свою противоположность. (Как говорил Эйнштейн: после Третьей Мировой войны – т.е., той самой «горячей формы» - передовым оружием станут камни и палки.) Впрочем, как уже было сказано выше, тут рассматривать подробно данную тему нет смысла. Поэтому достаточно только указать на то, что тот самый мир, который «стимулировался» существованием СССР, имел достаточно возможностей для создания новых сущностей. (Овладения энергией атома, космические полеты, вычислительные машины, изменение генома и т.д.)
* * *
С его исчезновением же данная возможность закрылась – во-первых, потому, что количество выделяемых средств резко сократилось. (Скажем. та же «программа Аполлон» потребовала для себя 25 млрд. долларов 1965 года. Поэтому – если бы перед «штатовской элитой» не стояла «экзистенциальная задача» обогнать СССР – их бы никто никогда не дал.) А, во-вторых, в условиях наличия пресловутого «виртуального мира иерархической борьбы» , все выделяемые деньги с железной неизбежностью начали уходить именно туда. В то время, как «реальный» СССР очень сильно сдвигал мировую экономику к вложению именно в реальные вещи. (О данной особенности было сказано в прошлых постах.)
Собственно, именно поэтому провалилась уже пресловутая «рейганомика». (Которая была введена в момент разрушения советизированного мира, и представляла собой попытку вернуть «золотые десятилетия», применяя похожие метода.) А так же – и все остальные попытки вызвать очередной виток общественного развития, предпринимаемые с середины 1980 годов. Поскольку единственным итогом разнообразных «программ стимулирования» становилось увеличение биржевых индексов и капитализаций компаний. Ну да: современные миллиардеры могут похвастаться фантастическими размерами своих богатств – десятки миллиардов долларов давно уже никого не удивляют. (А ведь, как было сказано, в середине 1960 годов 25 млрд.$ были, во всех смыслах, космической суммой.) Равно, как не удивляет и капитализация компаний в сотни миллиардов $. Однако «физического» смысла в подобных цифрах давно уже нет – все эти бесчисленные количества долларов больше не могут быть обращены во что-то действительно грандиозное в реальности.
На этой разнице, например, обломался господин Трамп с его «Make America Great Again». В том смысле, что он – придя во власть – надеялся создать условия для возрождения (да, именно возрождения!) индустриального производства в своей стране. (Через снижение налогов и развертывание политики протекционизма.) Но – как и Рейгану – запустить этот процесс ему не удалось. Поскольку оказалось, что для реального создания нового производства в стране не оказалось ни нужных специалистов, ни производственных мощностей, а самое главное – ни нужных рынков. Отсюда, кстати, вытекает и та поддержка, кою трамповская администрация оказывает «сланцевикам» - поскольку эта варварская технология есть чуть ли не единственная работающая «реальная» отрасль в Штатах. (Хотя они так и не вышла на уровень окупаемости.)
Впрочем, тут нет смысла глубоко уходить в «экономическую тему» – достаточно лишь упомянуть о том, что последние двенадцать лет экономика развитых стран существует исключительно благодаря огромным кредитным вливаниям. Которые позволяют е хоть что-то производить. А точнее – позволяли, поскольку уже в прошлом году стало понятно, что даже по базовым отраслям (скажем, авиастроении или автомобилестроении) стимуляция перестала действовать. То же самое можно сказать и про микроэлектронику с ее «производными» - компьютерами, мобильными устройствами и сетями. В которой только, наверное, Китая и Южная Корея еще могут представлять что-то новое. (Вроде сетей 5G – хотя и эта «новинка» довольно условная.) Для всех остальных же даже пресловутое «оттачивание» старых технологий оказывается невозможным. И единственное действенное средство видится только в административном принуждении – как это происходит в случае с «зеленой истерией».
* * *
То есть – за последние 30 лет «постсоветская цивилизация» не только не смогла создать новых путей развития. (Хотя бы в технологическом плане.) Но она даже не смогла удержать то, что было создано до нее – скажем, почти потеряв космос, практически потеряв ядерную отрасль и даже – большую часть «электронно-компьютерной сферы». Скажем, компьютерную виртуальную реальность, искусственный интеллект, квантовый компьютинг, робототехнику и многие другие направления, выглядевшие актуальными к началу «постсовесткой эры». Однако так и не вошедшие в жизнь. Или – как показывают последние события – не смогла овладеть выглядевшими крайне перспективными еще в 1980 годах «биотехнологическими методами». (В том смысле, что даже в плане борьбы с вирусами наши возможности остались теми же, что и пятьдесят лет назад. При которых самым действенным методом является призыв мыть руки и не посещать людные места, а самой действенной технологией – пресловутый карантин, известный со времен Черной Смерти.)
И лишь одно умение развилось крайне сильно: умение создавать иллюзию развития. Сиречь – организовывать разнообразные форумы, конференции, выступления и т.д., где можно бесконечно вести разговоры о «решении стоящих перед обществом проблем». Да еще и гордиться этим: дескать, мы не «замалчиваем опасности, как проклятые совки», а прямо заявляем о них. (Правда, о том, что от этих заявлений не меняется ровным счетом ничего, обыкновенно опускается.) В любом случае, наверное, не стоит говорить, что данная «технология» - это не то, что можно считать серьезным достижением. Ну, и еще – стоит указать на описанную выше возможность «денежной интервенции», сиречь, бесконтрольной «печати» валютных единиц, поглощаемых исключительно фондовыми рынками. (Что, как уже говорилось, создает иллюзию «экономического роста» - однако безо всякого отношения к реальной экономике.)
В общем – если вернуться к том, с чего начали – можно сказать, что единственная возможность для существования нашей цивилизации состоит в том, что она будет бесконечно длить текущее положение. Что, собственно, и означает отсутствие будущего, как такового. Впрочем, как показывает практика, это положение невозможно «по термодинамическим причинам». В том смысле, что любая новая опасность – даже такая слабая, как пресловутый короновирус – оказывается способной к созданию серьезного кризиса. (Имеется в виду – кризис в «бытовом понимании», поскольку кризис экономический идет и так.) А ведь это только начало… Поэтому разрушение текущего мира и переход от него к чему-то, «генетически несвязанному» - т.е., не имеющему в своем составе «продолжения» базовых подсистем постсоветского существования, таких, как «биржевой сектор», кредитно-финансовая отрасль, область мирового движения капитала, мировая сфера развлечений и т.д. – является неизбежным. Вопрос только в том, что окончательно обрушит текущее положение и когда. (Впрочем, и с этим вопросом секретов нет – но вести разговор о нем надо уже отдельно.)
Так что будущее, все же наступит – но оно будет «чужим» и для современного мира, и для его обитателей.
|
</> |